Курсовая с практикой на тему Организация исследовательской деятельности обучающихся по геометрии в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ
ШКОЛЫ.. 7
1.1
Психолого-педагогические аспекты формирования исследовательских умений учащихся
в процессе обучении геометрии. 7
1.2 Сущность
исследовательского метода в обучении. 12
Вывод по первой
главе. 20
ГЛАВА 2.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. 21
2.1 Развитие
опытно-интуитивной базы исследовательского метода по
Геометрии в основной школе. 21
2.2.
Формирование процессуальной основы исследовательского метода. 27
2.3. Организация
исследовательского метода при работе с новым математическим фактом в обучении
геометрии основной школы. 29
2.4Система задач
по теме «Окружность» в условиях исследовательского. 31
метода обучения. 31
Выводы по второй
главе. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
Введение:
Глобальные изменения в
информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного
общества требуют корректировки содержательных, методических и технологических
аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, развития новых
педагогических технологий. Решающим фактором общественного развития является
творческий человек, соответственно акцент в современном образовании переносится
на формирование у детей новых качеств личности: креативности мышления,
коммуникативности, умения логически мыслить и делать правильный выбор в
изменении видов деятельности, ответственности и самостоятельности и тому
подобное. Только творческая личность в современных условиях может иметь
профессиональные достижения, осуществлять самореализацию и самоутверждение,
стать успешной лично и сделать успешной свою семью.
Основным положением
содержания образования должно стать личностное познание мира. Ключевым понятием
при таком подходе является не «изучение», а «приобщение» к мировому опыту
культуры в широком смысле этого слова. Современное образование должно
подготовить человека, способного охотно творить и воспринимать изменения,
нововведения.
В то же время
традиционная система школьного образования не в состоянии в полной мере
обеспечивать условия для развития творческих способностей школьников, поэтому
современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают
новые образовательные технологии, построенные на исследовательской деятельности
ребенка в процессе обучения.
Глобальной всепроникающей
основой любой деятельности является принцип проблемности. На нем, как отмечает
К. Селевко, сегодня построены все метатехнологии социальной политики; в то же
время в области педагогики исследовательскому обучению сегодня отведена
довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построения
ограниченного круга учебно-воспитательных задач.
Если до недавнего времени
целью школьного образования была подготовка выпускника, который овладел
знаниями в рамках программы и приобрел учебные умения и навыки, то современные
методисты, дидакты, психологи указывают на необходимость формирования у учащихся
ключевых, отраслевых и предметных компетенций. Одним из эффективных способов
достижения этой цели является организация исследовательской деятельности
учащихся средних и старших классов как на уроках, так и во внеурочное время.
Привлечение школьников к исследовательской деятельности позволяет с успехом
решать многие образовательные проблем — например, связанные с индивидуальным
подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной учебной мотивации,
профессиональной ориентацией.
Актуальность разработки
новых образовательных концепций и технологий, построенных на исследовательском
подходе, обусловлена еще и тем, что сегодня является насущной проблема
конкурентоспособности нашей страны как государства, а также ее граждан в крайне
динамичном мировом пространстве XXI века. Сейчас сложилась такая ситуация, что
даже бедные страны через модернизацию образовательного пространства, внедрение
инновационных технологий, подготовку квалифицированных кадров, а, главное,
таких кадров, которые готовы воспринимать нововведения и творить, могут обойти
или быстро пройти стадию индустриального общества и вступить в новую эру
информационного общества. Тезис «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
постепенно теряет свою актуальность, поскольку уже сейчас получить информацию
очень легко, а вот творчески использовать — это уже проблема. Итак, сама жизнь,
а точнее изменения в современном мире, требуют от успешного человека
исследовательского стиля жизни и поведения. Таким образом, закономерным явлением
является повышение внимания современной педагогической науки и образования
Российской Федерации к проблемам исследовательского обучения и практического
использования соответствующих педагогических технологий в учебном процессе.
Психологические основы
исследовательского метода в обучении раскрыто в публикациях Л. Виноградовой, А.
Савенкова. Особенности учебного поведения личности раскрыто в трудах А.
Подьякова. Проблема продуктивных методов обучения рассматривалась в исследованиях
М. Скаткин и И. Лернера. Особенности исследовательской деятельности школьников
освещены в работах А. Долян, А. Леонтовича, Н. Марковой, А. Обухова, М.
Алексеева, Л. Фоминой. Особенности организации исследовательской деятельности
школьников раскрыто в научной работе А. Аркадиев.
Однако анализ научных и
методических источников свидетельствует о том, что вопросу организации
исследовательской деятельности школьников на уроках геометрии ученые не уделяют
достаточного внимания.
Исходя из вышеизложенного
нами была поставлена цель в данной курсовой работе – изучить методы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках геометрии в средней школе.
В соответствии с
поставленной целью в ходе написания курсовой работы планируется решить
следующие задачи:
— рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования
исследовательских умений учащихся в процессе обучении геометрии;
— изучить сущность исследовательского метода в обучении;
— исследовать методику организации исследовательского метода
при обучении геометрии в основной школе.
Структура курсовой
работы. Даная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованных источников.
Заключение:
Сформулируем основные
выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Исследована
история возникновения и развития понятия исследовательского метода в
математике. Определено, что схема изучения функциональной линии в школьном
курсе математики основывается на истории становления понятий.
2. Выявлены
основные цели и задачи обучения на основе исследовательского метода в курсе
математики основной школы, требования к математической подготовке обучающихся.
3. Определено,
«что подходить к обучению функциям нужно менее формально, максимально используя
графическое представления и включения
населения в коммуникацию.
Необходимо использовать наглядно-образный
материал, активизирующий
познавательную деятельность учащихся, повышающий их интерес и качество знаний;
устанавливать связь с
жизненными представлениями учащихся».
4. Кроме того, в
методике обучения функциям, как отмечает автор, одним из основных аспектов
является сочетание графического и аналитического методов исследования функций.
Это способствует гармоничному развитию мышления учащихся.
5. Разработаны
конспекты занятий по обучению окружности. Все это дает основания
говорить о том, что цель работы выполнена, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования
исследовательских умений учащихся в процессе обучении геометрии В
психолого-педагогической литературе необходимость формирования и развития
исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества учащихся
рассматривается в трудах Л. Выготского, Д. Левитеса,
А. Леонтьева, И. Лернера, П. Пидкасистого, В. Сластенина,
Т. Шамовой, Г. Щукиной и других ученых.
Процесс и этапы
формирования исследовательских умений невозможно рассматривать без их связи со
знаниями и навыками, поскольку, в любом виде человеческой деятельности знания,
умения и навыки выступают в сложном взаимодействии.
Исследовательские умения
учащихся средней школы, в том числе и на уроках геометрии, реализуются через
наличие определенных исследовательских компетентностей.
Исследовательскую
компетентность мы будем рассматривать исходя из такого понимания понятий
«компетенция» и «компетентность». Компетенция — это объективная категория,
общественно признанный уровень знаний, умений, навыков, отношений и т. д. в
определенной сфере деятельности человека как абстрактного носителя.
Компетентность — это интегративное образование личности, сочетающей в себе
знания, умения, навыки, опыт и личностные качества, которые обусловливают
стремление, готовность и способность решать проблемы и задачи, возникающие в
реальных жизненных ситуациях, осознавая при этом значимость предмета и
результата деятельности [3, с. 29]. Компетенция является нормативной,
идеальной целью образовательного процесса, моделирующего качества выпускника, а
компетентность — его результатом, уровнем проявления (сформированности).
Понятие «компетенция» связано с содержанием сферы деятельности, а
«компетентность» — с личностью, со способностью лица эффективно действовать в
стандартных и нестандартных ситуациях. Компетентность проявляется в успешно
реализованной в деятельности компетенции и включает личное отношение к предмету
и продукта деятельности. В компетентности сочетаются объективно определены
нормативными документами система знаний, умений и навыков, а также личностная
составляющая — интересы, стремления, ценностные ориентации, мотивы
самореализации индивида [4, с. 52].
Поскольку компетентность
связана со способностью человека эффективно действовать в стандартных и
нестандартных ситуациях, поэтому структурные компоненты исследовательской
компетентности, как отмечает В.А. Сластенин, должны совпадать с компонентами
исследовательской деятельности, а единство теоретических и практических
исследовательских умений составляют модель исследовательской компетентности [8].
Исследовательская
деятельность направлена на получение общественно значимых новых знаний об
определенных объектах, процессах или явлениях и имеет в своем процессе
определенные этапы (стадии): этап планирования (проектирования) исследования,
этап применения методов к объекту исследования с целью получения нужных
результатов, этап формулировки и интерпретации результатов исследования.