Естествознание Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Организация и методика проведения сезонных наблюдений в природе с младшими школьниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения как метода изучения сезонных явлений в начальной школе 6
1.1. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников 6
1.2. Наблюдение как метод формирования представлений о природе и сезонных явлениях у младших школьников 11
Глава 2. Практические аспекты использования наблюдения как метода изучения сезонных явлений в начальной школе 17
2.1. Методика организации наблюдения в процессе формирования знаний о природе у младших школьников 17
2.2. Организация наблюдения на примере кружка «Росток» 20
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 1 30
Приложение 2 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В нашей стране в настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы. В естественнонаучном образовании поставлен вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой, вызванной глобальным нарастанием негативных изменений в окружающей среде.
Многие современные ученые (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин и др.) считают, что поведение людей в природе определяется их сознанием, мировоззрением. Будущая жизнь нашей планеты связана с тем, противопоставляет ли человек себя природе как своей собственности или признает, что высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, а природа и все природное является полноправным субъектом во взаимодействии с человеком. В педагогике обоснованы и развиты положения о формировании мировоззрения в процессе познания природы (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег). Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека.
Овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира, ‒ одно из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
В младшем школьном возрасте закладываются основы формирования сознания человека, первой составляющей которого являются представления о природе. В начальной школе большое внимание уделяется формированию у младших школьников элементарных представлений о временах года и сезонных изменениях в природе, формируемых в процессе наблюдений. Именно наблюдения позволяют устанавливать взаимосвязи и зависимости между состоянием организмов и экологическими факторами. Наблюдения – это один из самых результативных методов изучения природы младших школьников.
Первыми исследователями наблюдений, в экологическом образования детей, были З. Д. Сизенко – Казанец, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич и др. и долгое время их методические пособия и рекомендации были большой помощью для педагогов. В дальнейшем разработкой исследований в этой области занимались советские педагоги в публикациях, методических изданиях (О. Иогансон, Р. М. Басс, А. А Быстров, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. Геннингс, Е. И. Волкова и др.); не одно поколение педагогов училось по учебному пособию Софьи Алексеевны Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (М. В. Лучич, С. А. Веретенникова, З. Д. Сизенко, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина и др.), центром внимания которых было формирование наблюдения как основного метода знакомства с окружающей природой.
Действительно, самым эффективным методом формирования экологического сознания является наблюдение за природой и сезонными изменениями, происходящими в ней. Чешский педагог Я. А. Коменский говорил, что обучение следует начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения. Русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей, логика как отражение в уме связи предметов и явлений природы.
У современных детей очень специфическое представление о живом, они ограничены информацией получаемой из интернета и телевизора. Детям интересно, что происходит в виртуальном мире, а реальная жизнь остается в стороне. Такое неполное изучение вопроса, безразличие к нему, ведет к потребительскому отношению к природе в целом. Решать эту проблему нужно как можно раньше, уже в младшем школьном возрасте. Младший школьник проявляет присущую ему пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке, он любит наблюдать за тем, что происходит вокруг него. И при правильной организации наблюдения за природой у детей младшего школьного возраста формируются представления о мире животных и растений, о сезонных изменениях в природе.
В современных начальных школах методика организации наблюдений развита неполно. Это зависит от многих причин: недостаточной проработанностью теоретической базы, нехваткой методической литературы, отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Таким образом, работа по формированию экологического сознания младших школьников средствами наблюдений является актуальной.
Объект исследования – процесс ознакомления детей младшего школьного возраста с сезонными явлениями.
Предмет исследования –наблюдения как метод сезонных явлений в начальной школе.
Цель исследования – особенности использования наблюдений как метода изучения сезонных явлений в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятия «наблюдение».
3. Определить специфику формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации по организации наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников; синтез, сравнение, систематизация, обобщение.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование знаний о природе у младших школьников не является новым явлением в педагогической теории и практике. При этом проблема формирования знаний о природе у младших школьников до сих пор остается актуальной в связи с принятием нового Федерального Государственного образовательного стандарта.
При формировании знаний о природе у младших школьников чаще используют подход, при котором от изучения единичного, конкретного переходят к общему, абстрактному, что связано с особенностями мышления детей этого возраста. Процесс формирования знаний о природе можно представить схемой: восприятие – представление – понятие – знание – система знаний.
Большинство исследователей говорят о необходимости наблюдения натуральных природных объектов, использования наглядных средств обучения, систематического проведения практических работ. Важным условием формирования знаний о природе является организация их практического применения при составлении схем и таблиц, выполнении разнообразных заданий, упражнений, учебных проектов. Проблемный подход в обучении также может быть эффективным условием формирования знаний о природе.
Нами было выявлено, что формирования знаний о природе у младших школьников представляет собой интегративную систему знаний, взглядов, эмоций, которые отражают проблемы гармонизации отношений человека с природой. Конкретизировали понятие «наблюдения». Наблюдения – это целенаправленный и организованный процесс восприятия периодических изменений, которые происходят в мире растений и животных.
Итак, каждый вид наблюдения очень важен в процессе обучения, каждый из них требует тщательной подготовительной работы, но именно наблюдения готовят учащихся к более сложному этапу — проведению опытов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения как метода изучения сезонных явлений в начальной школе

1.1. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников
Природоведческие понятия, как и все другие, имеют свою характеристику. Е.В. Григорьева замечает, что под содержанием природоведческого понятия понимается совокупность существенных признаков и свойств класса предметов и явлений, отраженных в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Применительно к начальной школе, простое понятие содержит в себе один элемент знаний о природе. Объединяясь друг с другом, простые понятия образуют сложные. По мере изучения понятия, таким образом, его содержание расширяется [4].
Множество всех понятий, обозначаемых одним и тем же термином – это объем понятия. В зависимости от своего объема понятия делятся на общие и единичные. Общие – это понятия, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно название («море», «озеро»). При их характеристике называют существенные признаки, общие для всех объектов. Понятия о конкретных объектах или явлениях – это единичные понятия (Черное море, озеро Байкал). В них отражены как общие признаки определенного понятия, так и признаки данного объекта или явления [4].
О.Н. Лазарева подчеркивает, что на уроках окружающего мира с начала обучения необходимо проводить работу по установлению отношений между понятиями. Это относится к отношениям рода и вида, соподчинения между понятиями. Например, понятие «дерево» является родовым относительно понятия «сосна», понятие «полезные ископаемые» — родовое по отношению к понятию «каменный уголь». Соподчинение ‒это отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию (например, лиственные и хвойные деревья) [11].
З.А. Клепинина указывает, что процесс формирования знаний в начальной школе заканчивается образованием преимущественно элементарных понятий, которые отражают уровень усвоения знаний о природе. С помощью этих понятий, в которых обобщаются существенные признаки объектов и явлений, учащиеся проникают в сущность последних. Эти понятия имеют определения, выражены терминами, содержание их раскрывается специальными приемами объяснения и описания [7].
В курсе окружающего мира формируются понятия из разных областей естествознания: биологические, географические, экологические, социальные и др.
Большинство методистов естествознания придерживаются классических взглядов на процесс формирования знаний о природе. В истории педагогики известны рекомендации Министерства народного просвещения, которые приводит Б.Е. Райков: «Преподавание естествознания следует начинать не с общих понятий, а с описания отдельных тел трех царств природы, причем избирать по преимуществу такие тела, которые могут быть показаны в натуре и исключительно из предметов отечественных
Обобщения должны быть выводимы из частных примеров, и потому последние должны предшествовать первым; вообще желательно, чтобы рассмотрение предметов там, где возможно, было индуктивным» [15].
Специфика самого предмета изучения естествознания – природные тела и явления, воспринимаемые органами чувств, может объяснить такой подход к формированию знаний учащихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы