Курсовая с практикой на тему Организация групповых форм работы на уроках географии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Особенности организации групповых форм работы 5
1.1. История развития групповых форм обучения 5
1.2. Организация групповых форм обучения, комплектования групп обучающихся 9
2. Анализ опыта учителей географии в использовании групповых форм учебной работы на различных этапах урока 12
2.1. Характеристика групповых технологий учебной работы на уроках географии 12
2.2. Оценка эффективности групповых форм обучения: мнение учителей географии и студентов 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложения 27
Анкета по определению эффективности применения групповых форм работы на уроках географии 27
Анкета по определению эффективности применения групповых форм работы на уроках географии (для студентов) 28
Введение:
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что проблема активизации познавательного интереса учащихся по-прежнему актуальна. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей в учебной деятельности. В рамках внедрения стандартов нового поколения задача учителя — обеспечить организацию такой образовательной деятельности учащихся, в ходе которой развивались бы их способности, высвобождались бы творческие силы, а индивидуальность школьников могла бы достичь своего расцвета. Упор делается на воспитание по-настоящему свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, приобретать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, разнообразных по составу и профилю.
Большинство технологий обучения осуществляют индивидуализацию обучения, выстраивая адаптированные учебные траектории предмета, при этом основными составляющими компетентности специалистов является умение эффективно работать в группах и подгруппах. В связи с этим актуальной является разработка активных образовательных сред и систем с использованием образовательных моделей в группах на основе технологии многомерных аналитических исследований (Коллективного обучения).
Групповое обучение — это использование небольших групп (3-7 человек) в учебном процессе. Она предполагает такую организацию работы, при которой учащиеся тесно общаются друг с другом, что влияет на развитие их речи, коммуникативных навыков, мышления, интеллекта и приводит к взаимному обогащению.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех учащихся, в ходе которой учитель ставит задачу. Затем студенты делятся на группы и распределяются задания. В дидактическом процессе целесообразно использовать два вида групповой работы: объединенную и дифференцированную. При одной групповой работе все студенческие группы выполняют одни и те же задания в рамках общей темы. дифференцированная групповая работа предполагает выполнение различных заданий группами.
Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Студентам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, применить их на практике и, наконец, вместе представить найденный результат. Такая форма работы лучше фронтальной, позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, открывает большие возможности для сотрудничества, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Объект исследования: методика преподавания географии
Предмет исследования: организация групповой формы работы на уроке
Цель исследования: изучить особенности организации групповых форм работы на уроках географии
Основные задачи:
— охарактеризовать историю развития групповых форм обучения ;
— рассмотреть специфику организации групповых форм обучения, комплектования групп обучающихся;
— охарактеризовать групповые технологии учебной работы на уроках географии;
— оценить эффективность групповых форм обучения, проведя опрос учителей географии и студентов географического факультета.
Заключение:
Одной из главных задач современного образования является перестройка и адаптация ученика к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, сложившихся на протяжении последних поколений. Этот процесс сложен, многогранен и не терпит однозначного подхода. Отечественные учителя ищут пути реформирования образовательного процесса: в настоящее время педагогические технологии, или технологии обучения, приобретают все большее значение в педагогике, в отличие от традиционно выделяемых педагогических, методических и дидактических систем.
Одной из форм организации образования, где создаются все необходимые условия для общего развития ребенка, является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком, которое обеспечивается групповыми технологиями в образовании.
Групповое обучение — это использование небольших групп (3-7 человек) в учебном процессе. Она предполагает такую организацию работы, в которой учащиеся тесно общаются друг с другом, что влияет на развитие их речи, коммуникативных навыков, мышления, интеллекта и приводит к взаимному обогащению новой информацией, знаниями.
Учитель руководит работой с помощью устных или письменных инструкций, которые даются перед началом работы. Нет прямого постоянного контакта с учителем в процессе познания, который самостоятельно организуется членами группы. Итак, групповая форма работы — это форма самостоятельной работы студентов с их непосредственным взаимодействием друг с другом.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности организации групповых форм работы
1.1. История развития групповых форм обучения
Эффективность образовательного процесса зависит от форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным потребностям общества в конкретное время, они должны соответствовать реальным целям и задачам образовательного процесса. История мировой педагогической мысли и практика образования известны различными формами организации обучения. На данный момент в методике можно выделить 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, и при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения .
Первый этап — это формирование групповых форм в рамках практической медицины. Тенденция объединяться в разные группы была характерна для людей на протяжении всей истории человечества. Уже на самых ранних этапах развития общества люди собирались в группы, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. Но только в последние два столетия группы стали использоваться для решения задач целенаправленного воздействия на личность. И это стало предметом научных и психологических исследований .
Антон Месмер (1734-1815), австрийский врач, был одним из первых, кто попытался лечить пациентов с психическими и соматическими заболеваниями, объединяя их в группы.
В то же время вплоть до XIX-XX веков поведение людей в группах, законы функционирования групп, способность групп оказывать целебное воздействие систематически не изучались. Поскольку практическая психология формировалась научными исследованиями практиков, то, соответственно, первые эксперименты по групповой работе связаны с их деятельностью .
Второй этап развития групповых форм связан с формированием социальной психологии в самостоятельное направление психологической науки и развитием групповых форм в рамках социальной психологии.
В 1908 году социальная психология стала самостоятельной отраслью психологической науки. Социальная психология начала детально изучать формирование групп, их структуры, закономерности функционирования малых групп, процессы межличностного взаимодействия в группах, то есть начали формироваться теоретические основы групповых форм психологической работы. А в 30-е годы групповые методы уже широко применялись в различных областях практики .
Третьим этапом развития групповых форм психологической работы является формирование групповой психологической работы в отдельное направление в практической психологии .
Возникновение тренинговых групп непосредственно как форм групповой психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина. В 1933 году он эмигрировал из Германии в Соединенные Штаты. Он работал над проблемами групповой динамики и социального действия. В то время групповые методы широко использовались в медицине, педагогике и менеджменте. Групповое движение в нашей стране начало развиваться только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы ХХ века).
Групповая работа нашла свое применение в медицине, в студенческих группах, особенно в педагогике, в групповой технологии.