Организация обучения естествознанию Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Организация экологических праздников как средство повышения активности младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников посредством экологических праздников 7
1.1 Педагогические и психологические проблемы активности у младших школьников 7
1.2 Формирование познавательной активности у младших школьников во внеурочной деятельности 12
1.3 Содержание и методика организации праздника в начальной школе 16
ГЛАВА 2 Анализ влияния экологических праздников на активность младших школьников МБОУ ООШ с. Дада 25
2.1 Диагностика познавательной активности обучающихся 25
2.2 Разработка и организация экологических праздников, развивающих познавательную активность младших школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

  

Введение:

 

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромного экономического и социального значения: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защита и обновление природных богатств. Успех в решении задач экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения — начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет способствовать созданию единая непрерывная система формирования и развития экологической культуры в человеке.
Среди общих целей начального образования федеральный компонент государственного стандарта общего образования выделяет «воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально ценное позитивное отношение к себе и окружающему миру». Основная цель экологического воспитания и образования состоит в том, чтобы обучать экологов, давать экологические знания, учить детей быть милосердными, любить и защищать природу, по-деловому, и, следовательно, бережно распоряжаться ее богатством.
В литературе понятия «экологическое образование» и «экологическое образование» часто интерпретируются по-разному. Поэтому будет целесообразно рассмотреть их определения. По словам В. Л. Грохова, А. Н. Чилингарова, экологическое образование — это процесс усвоения систематических экологических знаний, то есть знаний о природе, а также приобретения практических навыков в этой области. Экологическое воспитание — это формирование соответствующего мировоззрения, нравственного облика человека, развитие его необходимости активно защищать природу, способствовать увеличению ее богатства»[1, 26].
Экологическое образование — актуальная проблема, без решения которой невозможно представить вероятность развития нормальных отношений между человеком и природой.
Основным звеном для учащихся в области экологического образования является начальная школа.
Поэтому именно учитель начальной школы должен привить детям основы правильного, разумного отношения к окружающей среде.
Многие исследователи работали над проблемой улучшения экологического образования учащихся начальных классов, уделяя большое внимание природе как средству воспитания. Развитие ведущих педагогов и методистов, в том числе С. А. Веретенникова, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучича, А. А. Быстрова, Е. И. Волковой и других, также играет огромную роль в обучении детей экологическим идеям.
Формирование экологических концепций происходит в процессе ознакомления ребенка с окружающим его миром, и экологическое сознание формируется с годами. И наиболее эффективными в этом случае являются как уроки, так и нерегулируемые природоохранные мероприятия во время внеклассных мероприятий и внеклассных мероприятий.
Ученики начальных классов развили познавательный интерес, они хотят задавать вопросы и имеют возможность находить ответы на них. Студенты склонны к экспериментам и активному поиску, исследованиям и природоохранной деятельности. Дети этого возраста уже способны достаточно долго концентрироваться на интересующей их проблеме: наблюдать за жизнью рыб в аквариуме; экспериментировать — почему одни предметы плавают, а другие тонут; придумать новые конструкции.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения наблюдается повышение качества внешкольной деятельности младших школьников. Часы, отведенные для внеклассных занятий, используются по просьбе детей и направлены на достижение различных форм организации, которые отличаются от системы обучения на уроках. Эти занятия проводятся в форме поиска и научных исследований, круглых столов, туров, конференций, конкурсов, кружков, секций, споров, КВН, викторин, праздничных концертов, классных комнат, школьных ноу-хау, олимпиад и т. д. Посещение кружков и секций, ученики 1-4 классов отлично адаптируются среди своих сверстников, благодаря личной работе руководителя материал изучается более полно. Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.
Массовые мероприятия, которые отвечают целям экологического образования, имеют реальную возможность для преподавания в сочетании с другими внешкольными мероприятиями по этой теме.
Массовая работа экологического характера организована по инициативе учителей и осуществляется при активной поддержке и при участии администрации учебного заведения, общественных организаций и учителей-предметников. Можно привлечь больше студентов к массовой работе, например, в несколько классов или групп, родителей, школьных работников, жителей микрорайона и т. д.
В процессе проведения массовых мероприятий дети накапливают не столько экологические знания, сколько практически реализуют свой потенциал и получают эмоциональный заряд, который поможет им в дальнейшем лучше понять и глубже ощутить всю потребность в текущих экологических образовательных мероприятиях.
В настоящее время в школах организуются различные виды массовой работы: тематические вечера, посвященные Неделе экологии, Дню Земли, Дню птиц, Лесной неделе, экологическим конкурсам, дням общественных работ, марафонам, мероприятиям, государственным праздникам с акцентом на окружающую среду и т. д.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у младших школьников.
Предмет исследования: использование экологических праздников как средства развития познавательной активности у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние экологических праздников на повышение познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. показать возможности организации экологических праздников в начальных классах, направленных на развитие познавательной активности младших школьников;
3. осуществить диагностику познавательной активности младших школьников
4. анализ диагностики уровня познавательной активности младших школьников.
5. разработка рекомендации по организации внеурочной работы, развивающей познавательную активность младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы.
2. Эмпирические – такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и ряд общенаучных методов, таких как метод сравнения и обобщения, логический и статистический метод.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в педагогической практике образовательных учреждений, а именно в начальных классах, а также могут послужить материалом для разработки специальных курсов, семинаров по обогащению педагогического опыта.
База исследования: МБОУ ООШ с. Дада.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие познавательной активности школьников является важной проблемой современной педагогики, поскольку именно познавательная деятельность является основным условием силы и глубины знаний студента и его самостоятельности в образовательной деятельности.
Когда учитель сознательно и постепенно работает над развитием познавательной активности своих учеников, он обеспечивает высокий уровень подготовки своих учеников. Такие ученики всегда активны в классе, могут сами работать над материалом, стараться лучше понять тему, задавать дополнительные задания, а также проявлять желание участвовать в конкурсах и предметных олимпиадах. Работая над вдохновением своего ученика, учитель предоставляет себе визуальные результаты своего успеха.
Таким образом, можно сделать вывод, что, формируя познавательные интересы студента, мы строим фундамент его интеллектуального развития, который будет с ним не только на пути обучения и, возможно, научной деятельности, но и на протяжении всей жизни как все.
В ходе исследования нами была составлена программа по развитию познавательной активности младшего школьника во внеурочной деятельности. Таким образом, поставленная нами ранее цель была достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития активности младших школьников
1.1. Педагогические и психологические проблемы активности у младших школьников
Нынешняя социально-экономическая ситуация с ее лавинообразным растущим потоком информации и развитием информационно-коммуникационных технологий приводит к тому, что современный человек должен постоянно обновлять свои знания и совершенствовать навыки, а также наиболее благоприятный период для развития познавательной деятельности идет младший школьный возраст.
Проблема деятельности является наиболее сложной и в то же время наименее развитой в психологии и педагогике [13, 35].
На основании литературного анализа можно констатировать, что отсутствует научная и методическая поддержка развития познавательной активности младших школьников.
Развитие познавательной деятельности осуществляется в процессе целенаправленно организованного обучения и в процессе самостоятельной деятельности школьников.
В отношениях «субъект-субъект» активация происходит посредством специально организованного взаимодействия и сотрудничества.
По словам Э. Фромма, если человек даже не пытается постичь свои действия и не находит в них определенного личного смысла, то не человек будет совершать действие, но «само действие будет выполняться над ним», — сказал Фромм, рассуждая о «субъекте деятельности» и пытаясь разделить «внешнюю» и «внутреннюю деятельность».
Различают следующие субъективные механизмы психической деятельности: самоанализ — начинается и завершается развитие, базовый опыт «Я существую»; предварительная постановка целей — базовый опыт «Я хочу быть человеком»; само-потенцирование — опыт: «Я могу быть мужчиной»; самоопределение — опыт «я могу быть человеком»; самоопределение — умение соотносить цели, выбранные средства и ситуации действия, основной опыт «Я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать»; самореализация — превращает намерение в действие, идеал в реальность, цель в результат, главный опыт «я должен достичь своей цели»; самооценка — устанавливает факт достижения или не достижения цели, это интеграция всех вышеперечисленных механизмов, основным опытом является «я доволен (неудовлетворен результатом)»; самовосприятие — воспроизведение индивидуального психологического опыта, опыт «Я приобретаю необходимый опыт субъективной деятельности, чтобы стать человеком».
По мнению многих авторов, в процессе развития субъект психической деятельности представляет собой единую, цельную, неделимую сущность, не подлежащую репликации, которая дает возможность только субъекту создать живую проекцию себя как внутреннего противника.
Психоэнергетическим источником субъективной активности является противоречие между содержательным содержанием, присущим субъективному ядру, и реальными психобиологическими и психосоциальными условиями реализации этой сущности.
Различают следующие виды активации: 1) мотивационно-эмоциональные; 2) когнитивно-эмоциональный; 3) практическая и поведенческая деятельность.
Схема активации имеет следующую форму. Во-первых, формируется эмоциональная активность (интерес), на основе которой можно сформировать мотивационную готовность решать конкретные проблемы.
Эмоционально-мотивационная деятельность может осуществляться посредством привлечения внимания студентов с помощью активирующих вопросов, проблемных ситуаций и т. д.
Когнитивно-интеллектуальная деятельность обычно осуществляется на основе традиционной организации проблемного обучения. Схема имеет следующую форму [11, 24]:
1) включение учащихся в совместную деятельность для решения, казалось бы, простых и понятных задач, когда на первых этапах эти задачи даже решаются, и студенты получают соответствующую поддержку в виде похвалы или комплимента учителю;
2) дальнейшим учащимся предлагаются более сложные задачи, но, казалось бы, они вполне доступны для решения, важно организовать познавательную деятельность таким образом, чтобы методы, доступные учащимся, не позволяли легко найти правильное решение, и, что наиболее важно, заставляли учащихся «Удивлены» их неспособностью понять предложенную задачу-ситуацию и на этой основе сформировать у него потребность в подсказке учителя;
3) затем формируется способность решать проблемы такого типа, в ходе которой учитель не только дает готовый ответ ученику, но и использует систему небольших советов, которые позволяют ученику прийти к пониманию его собственный;
4) идеальным результатом формирования познавательно-интеллектуальной деятельности является формирование индивидуального способа решения проблем и ситуаций.
Практическая и поведенческая деятельность формируется следующим образом. Преподаватель не может постоянно контролировать и корректировать все действия учащихся, направленные на решение ситуационных задач, но он должен дать импульс своим самостоятельным действиям. Преподаватель должен использовать все возможности для участия в совместных мероприятиях для решения проблем и позитивно закреплять любые успешные высказывания учащихся. Все это будет способствовать формированию у студентов уверенности в себе и способности самостоятельно решать свои проблемы. При формировании практической и поведенческой деятельности учитель должен стремиться постепенно передавать инициативу успешному ученику и в конце показать ученику, что он способен обходиться без посторонней помощи при решении своих проблем [13,33].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы