Курсовая с практикой на тему Организация досуга населения средствами праздника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические основы исследования организации досуга населения средствами праздника 4
1.1. Основные подходы к исследованию организации досуга населения 4
1.2. Праздник как средство культурно — досуговой деятельности 11
Выводы по первой главе 17
2. Праздничные технологии организации досуга населения города Барнаула 21
2.1. Праздничный календарь организации досуга населения 21
2.2. Сценарно-режиссерский замысел и организационно-методическое решение программы праздника «Проводы зимы» 24
Выводы по второй главе 41
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 1 61
Приложение 2 63
Приложение 3 65
Введение:
Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами.
В последнее время значительно возросло внимание ученых к досуговой деятельности. Однако неоднозначность терминологии, множество определений досуговой деятельности, существующие в научной литературе, позволяет утверждать, что на сегодняшний день данная проблема недостаточно исследована в современной науке, особенно в педагогике. В жизни современного человека досуг занимает важное место, поскольку в его условиях наиболее благоприятно проходят рекреационно — воспроизводящие процессы, которые снимают интенсивные физические, интеллектуальные, психические нагрузки. Досуговое время привлекает человека нерегламентированностью, самостоятельным выбором различных видов занятий, возможностью сочетать в нем развлекательные и развивающие виды деятельности.
Тема: организация досуга населения средствами праздника.
Предмет: особенности организации досуга населения средствами праздника.
Объект: организация досуга населения.
Цель: выявить особенности организации досуга населения средствами праздника и разработать программу праздника «Проводы зимы».
Гипотеза: исследования основывается на предположении о том, что к особенностям организации досуга населения является реализация праздничных технологий обусловленных досуговыми потребностями и интересами населения.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие досуга и досуговой деятельности.
2. Описать праздник как форму культурно — досуговой деятельности.
3. Охарактеризовать деятельность администрации Ленинского района города Барнаула по организации досуга населения средствами праздника. (Праздничный календарь)
4. Разработать и реализовать праздник «Проводы зимы».
Методическая основа. Проблема исследования досуга стала предметом изучения в социологии, психологии, культурологи, педагогике, культурно — образовательной работе. Так, ученые С. Иконникова, И. Мельников, Д. Половеня, Л. Пелех, О. Семашко, Д. Трегубов, К. Шульга определили концептуальные основы свободного времени как фактора формирования личности. Ю. Афанасьев, А. Вишняк, И. Зязюн, Г. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, С. Цюлюпа в своих публикациях рассматривают досуг как фактор формирования культуры личности.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.
Заключение:
В заключение данной работы, на основании поставленной цели и заявленных задач, сделаем краткие выводы.
Досуг является особой сферой социализации личности, в которой реализуются ее интересы и потребности, личностные и социальные амплуа, развивается активность, творческая инициатива, осуществляется поиск новых ценностных ориентиров путем свободного выбора видов деятельности. В процессе досуговой деятельности формируются ценностные ориентации, культурные потребности, вкусы, эмоционально — волевая сфера человека.
Как явление праздник берет свое начало в глубокой древности; корни его — в религиозном взгляде человека на мир, в магическом воздействии на него в благоприятном для воздействующих направлении. Праздник связан с характером окружающей людей природы, их истории, культуры, общественного уклада (общественных отношений, общественного строя, характера власти), в нем тесно переплетаются труд, быт, досуг. Как продукт исторического развития, творчества многих поколений своего и других сообществ, праздник является сложным комплексом элементов, различных по происхождению, времени и функциям. В празднике всегда есть свободное и обязательное, поддерживаемое и регулируемое сообществом.
Праздник обладает значительным потенциалом формирования культуры досуга и с педагогической точки зрения представляет собой вид свободного и непринужденного воздействия на личность, позволяющего в игровой форме освоить стандарты поведения в свободное время. При этом празднично-игровая технология формирования культуры досуга представляет собой последовательность действий человека, обеспечивающих его эффективное участие в праздничной деятельности, где игра есть способ существования праздника.
Масленица являла собой амбивалентное архаичное божество, для которого было характерно одновременное соотнесение с жизнью и смертью, с теплом и холодом, с солнцем и мраком. Созидательные и разрушительные характеристики, осмысливались в масленичном архаическом мифе с позиций природной органики, взаимозависимости и взаимодополнения, напрямую согласовываясь с идеей вечного круговорота жизни (наиболее полно обозначенное свойство проявляло себя в масленичном культе плодородия и предков). Анализ масленичных обрядовых текстов XIX–XX вв. позволяет сделать вывод о том, что солярные (созидательные) качества Масленицы как божества являлись доминирующими, а ее витальная (жизнеобеспечивающая) функция – основной, с активацией которой теснейшим образом была сопряжена поминальная обрядность. Глубокая (дохристианская) архаичность форм Масленицы проявляла себя, прежде всего, в ее амбивалентном качестве и антропоморфизме, явственно обозначенных в обрядовых текстах, в ее кровнородственной взаимосвязи с другими божествами архаического порядка (с Семиком, например), а также в самих способах возможного взаимодействия с ней (обращение через намек, ласково-зазывные причеты, ритуальное избиение, сожжение). Сочетание агрессивных и ласковозазывных методов обращения с Масленицей связано с ракурсом ее восприятия народно-мифологическим сознанием как амбивалентного божества, заключающего в себе одновременно, как уже было сказано выше, созидание и разрушение, имеющего отношение как к данному, так и к потустороннему миру. Момент органической вписанности Масленицы как мифологического существа, связанного с определенными природными процессами, в антропогенное пространство (Масленица пьет и ест вместе с людьми, катается с ними с гор и на санях, носит такую же как они одежду) также сам по себе демонстрирует глубокую архаичность форм ее культа, поскольку заключает в себе идею единства человеческого мира и мира природного, одухотворяемого и обожествляемого.
Таковы основные аспекты сущностного порядка масленичной обрядности, интерес к которой не ослабевает до сих пор. Масленица – один из немногих архаичных славянских праздников, доживших до наших дней, а потому, мы просто не имеем права забыть его, прервать эту необыкновенно поэтичную связующую нить времен.
Также во второй главе данной работы был рассмотрен сценарий праздника «Масленица», который будет проводиться в городе Барнауле администрацией города.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы исследования организации досуга населения средствами праздника
1.1. Основные подходы к исследованию организации досуга населения
Анализ научного осмысления досуга позволил нам выделить множество подходов к толкованию понятия «досуг», что затрудняет понимание его сущности. Досугом называют деятельность, отношения, состояние ума и т. д. В частности, психологи утверждают, что досуг – это социальная организация свободного времени, форма досуговых услуг. По мнению социологов – это ощущение свободы, необязательности, возможности свободного выбора, не привычной деятельности.
Исследователи А. Воловик и В. Воловик трактуют досуг, как «свободное время человека, во время которого он по своему выбору занимается разнообразной деятельностью» [6, с. 28].
Рассматривая досуг как совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном свободно-временного характера, В. Пича подчеркивает, что «в отличие от природной основы восстановления сил человека – это специфическое средство регенерации этих сил» [10, c. 17].
Н. Цимбалюк утверждает, что досуг «выступает социокультурным резонатором изменений общей социальной системы и всех подсистем общества и является определенным отражением возможностей его развития, выявлением его жизнедеятельности. Оно дополняет представление о социальном образе общества, помогает понять степень его духовности и перспективности» [24, с. 6].
В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободное время» и «пространство досуга». В философском категориальном аппарате данное понятие может быть спроецировано как лежащее в соотношении понятий «свобода» и «необходимость». Две крайности могут быть реализованы в досуговой деятельности либо как абсолютизация свободы индивида в сфере культуро-досуговой деятельности, либо через растворение свободной деятельности в необходимости выполнения неких общественных обязанностей. То есть для досуговой деятельности понятия «свобода» и «необходимость» по сути трансформируются в диалектическую пару «зависимость» и «свобода». Следовательно, досуг это внутренняя личная необходимость действия, определяемая системой жизненных ориентиров и ценностей. Это что касается общефилософского понимания явления.
Сфера свободного времени всегда являлась предметом научного интереса. Особую значимость досуговому времени придает перекрещивание интересов общества и отдельных индивидов и социальных групп. Досуговая сфера – эта та среда, в которой возможно их совмещение и продуктивное взаимовлияние. Понятийная сфера досуга и рекреации в самом широком смысле имеет обширное сопряжение со всеми сферами жизнедеятельности человека: от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.
Особое значение в современной ситуации глобализации мира приобретает высвобождение времени работающего населения. Основными причинами увеличения резерва свободного времени традиционно считаются автоматизация, информатизация и компьютеризация рабочего процесса.
Отметим, что, наряду с изменениями в производственной сфере, происходят и глобальные процессы в социуме, предлагающем целый ряд так называемых «творческих профессий». Суть складывающей группы профессии можно определить как слияние рабочего и свободного времени, в котором частично отождествляются культурно-досуговая деятельность и творческий труд. Данное явление только начинает осмысливаться теорией досуговой деятельности, которая зачастую продолжает рассматривать досуг как некое вознаграждение за труд. То есть традиционное определение досуга имеет в своей основе абсолютную подчиненность сферы досуга сфере труда. Человек в этом смысле рассматривается лишь как «работник», нуждающийся в отдыхе и дополнительном обучении, как производительная сила общества. Таким образом, традиционное определение досуга не позволяет вводить в досуговую сферу характеристики человека как личности. Глобализационные процессы разрушают эту онтологическую заданность досугового времени, привнося в понимание свободного времени аксиологическую составляющую, усиливая глубоко личностную мотивацию досуговой деятельности. Досуг – это уже не просто отдых, а относительно самостоятельная сфера становления индивида, имеющая только ей присущие характеристики. Современный досуг пронизывает всю повседневную жизнь и несет на себе печать постиндустриального общества.