Курсовая с практикой на тему Организация досуга как фактор социальной профилактики и коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики
отклоняющегося поведения в детско-подростковой среде. 7
1.1.
Сущность, задачи и виды социальной коррекции и профилактики. 7
1.2.
Социальный потенциал музейных практик в организации досуга подростков и
молодежи. 13
Глава 2.
Технология профилактики и коррекции девиантного поведения молодежи старшего
школьного возраста посредством социокультурной деятельности. 20
2.1.
Проблемы организации социокультурной деятельности в системе профилактики
отклоняющегося поведения подростков. 20
2.2.
Современная экскурсия как интерактивная форма взаимодействия с посетителями
музея. 21
Глава 3.
Разработка проекта организации досуга подростков и молодежи. 24
3.1.
Организация социологического исследования по проблеме досуговых предпочтений
подростков и молодежи. 24
3.2.
Описание социально-культурного проекта в музейной сфере и механизмов его
реализации. 27
Заключение. 34
Список
литературы.. 39
Приложение. 43
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время проявляется тенденция увеличения
количества подростков и молодежи с
девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и
необходимость поиска возможностей управления воспитательным и образовательным
процессом и помощи в социализации подростков с девиантным поведением.
Анализ
статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в
сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; увеличение
числа разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; ухудшение здоровья детей,
их питания, быта и досуга; жестокое обращение с детьми и насилие над ними;
детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство; растущая детская
смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их
наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных
перспектив в будущем и создает почву для различного рода девиаций. Следствием
такого положения является искажение духовных ценностей личности и асоциальное,
противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм и наркомания) [8]. Преступлений, совершенных подростками, за последний год
насчитывается 4,5% от общего числа совершенных преступлений в год [22]. Самый
большой сегмент, 60% от всех потребителей наркотиков – молодежь 16-30 лет
[7]. Данные статистики указывают на необходимость проведения исследования профилактики
и коррекции отклоняющегося поведения подростков и молодежи, используя потенциал
музейной педагогики.
Современный
музей выполняет важнейшие коммуникативные функции, воплощая в себя место
реализации многочисленных духовно-эстетических и познавательных интересов
личности, являясь уникальным пространством виртуальных и реальных коммуникаций
населения. Музей направлен на развитие в качестве центра общественной жизни,
неотъемлемой части социокультурной инфраструктуры муниципальной территории,
региона.
Инновационная
деятельность любого современного музея представляет собой комплекс всевозможных
реализуемых на разных уровнях и масштабов проектов. Проектная деятельность –
инструмент и средство, метод и способ реализации инноваций. Проблемы
инновационной деятельности современных музеев освещаются в исследованиях Е.Н.
Гусевой, З. Злотниковой, И.М. Сусловой, О.Ю. Мурашко и др.
Актуальность
исследований социально-культурных инноваций в этом направлении обусловлена
необходимостью повышения качества музейных услуг и повышения их туристической
привлекательности и конкурентоспособности, особенно в условиях кризисных
явлений и экономических санкций, снижения доходов и покупательской способности
населения страны.
Понимание
социокультурного проектирования как «…системной деятельности всех
представителей секторов гражданского общества, конечной целью которой является
инновационная услуга, подразумевающая оказание содействия в решении социальной
проблемы сообщества в целом или его части», относит инновационно-проектную
деятельность музея к социокультурному типу [22].
Активно
реализуются проекты, направленные, прежде всего, на продвижение музея,
формирование пространства местной культуры. Музеи становятся центром культурной
деятельности личности, ее социальной адаптации и культурной идентификации в
соответствии с национальными, историческими традициями.
Проекты
разрабатываются на основе изучения развития социокультурных процессов в
регионе, муниципальной территории, трансформации информационных и
социокультурных потребностей местного сообщества.
В
настоящее время практически все ведущие музеи отказались от традиционной формы
проведения экскурсии, когда их посетители всего лишь пассивно воспринимает
информацию, не влияя на ход событий. Сотрудники музеев включают богатый спектр
форм, методов приемов, видов деятельности (умственная
художественная, физическая и др.) и форм организации при выполнении разнообразных
творческих заданий, квестов, интерактивов, инновационные технологии, мультимедийные
средства.
Степень разработанность темы. В отечественной педагогике XX века
девиантное поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М Бехтерев,
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и многие другие. Данный вопрос рассматривался и учеными – педологами.
Противоречие исследования: между объективной необходимостью создания
социально-педагогической программы коррекции отклоняющегося поведения
подростков и недостаточной разработанностью данного процесса.
Проблема исследования: каков потенциал музеев в профилактической и
коррекционной работе отклоняющегося поведения подростков и молодежи?
Объект исследования: организация досуга
подростков и молодежи.
Предмет исследования: использование потенциала музеев как формы организации досуга
в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков и
молодежи.
Цель
исследования: разработать социально-культурный проект в
музейной сфере на основе проведенного социологического исследования по проблеме
досуговых предпочтений подростков и молодежи.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— раскрыть
процесс коррекции отклоняющегося поведения подростков как социального явления: сущность,
задачи, формы и методы, зарубежный и отечественный опыт;
— описать
социальный потенциал музейных практик в организации досуга подростков и
молодежи;
— выявить
проблемы организации социокультурной деятельности в системе профилактики
отклоняющегося поведения подростков;
— описать
технологию профилактики и коррекции девиантного поведения посредством
социокультурной деятельности на примере экскурсии как интерактивной формы
взаимодействия с посетителями музея;
— провести
социологическое исследование досуговых предпочтений старшеклассников;
— разработать
социально-культурный проект в музейной сфере на основе проведенного
социологического исследования.
Теоретические основы
исследования: В
последние десятилетия значительный вклад в разработку социально-педагогических
основ воспитательно-образовательного процесса внесли труды таких ученых, как
С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и другие.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ социологической,
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические:
опрос (анкетирование).
Структура
курсовой работы: ведение, две главы, заключение, список
литературы и приложения.
Заключение:
На
основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.
Отклоняющееся поведение – это
устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее
распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное отклоняющееся
поведение приводит к применению обществом определённых формальных и
неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)
2. Коррекция отклоняющегося
поведения подростков происходит в следующих формах:
— Организация
социальной среды – создание окружения воспринимающего подростка с положительной
стороны.
— Информирование
в форме лекций, бесед, роликов и видеофильмов с целью воздействия на
когнитивные процессы личности для повышения её способности к принятию
конструктивных решений.
— Активное
обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов.
— Организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению.
— Организация
здорового образа жизни.
— Активизация
личностных ресурсов.
— Сведение
к минимуму негативных последствий асоциального поведения.
3.
Коррекция отклоняющегося поведения подростков – это комплексная, многоуровневая система действий,
направленных на возвращение их в общество. Заключается она в обучении тому, как
строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает профилактику и
коррекцию отклонений в его развитии. Совместными усилиями родителей,
психологов, социальных педагогов, классных руководителей необходимо принимать
меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения.
4.
В результате проведенного исследования было выявлено, что под музейной
экскурсией понимается такая форма культурно-образовательной деятельности музея,
которая основана на групповом посещении специально организованного
специалистами музея просмотра объектов музейного показа определенной
тематической направленности. Специфика музейной экскурсии – совмещение показа с
текстовым сопровождением экскурсовода с опорой на аудиовизуальное восприятие,
дополненное впечатлениями моторного характера: осмотром с разных точек, на
различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Все впечатления
усиливаются благодаря эмоциональным переживаниям.
В
настоящее время активно реализуются проекты, направленные, прежде всего, на
продвижение музея, формирование пространства местной культуры. Музеи становятся
центром культурной деятельности личности, ее социальной адаптации и культурной
идентификации в соответствии с национальными, историческими традициями.
Проекты
разрабатываются на основе изучения развития социокультурных процессов в
регионе, муниципальной территории, трансформации информационных и
социокультурных потребностей местного сообщества.
Отметим,
что в последние десятилетия практически все ведущие музеи отказались от
традиционной формы проведения экскурсии, когда их посетители всего лишь
пассивно воспринимает информацию, не влияя на ход событий. Сотрудники музеев
включают богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности (умственная
художественная, физическая и др.) и форм организации при выполнении
разнообразных творческих заданий, квестов, интерактивов, инновационные технологии, мультимедийные
средства.
Молодое поколение живет в реальности
соц.сетей, к которым, кстати, относится и the question. Для того чтобы получить
знание по любой теме, сегодня не нужно читать длинные списки литературы, часто
достаточно открыть нужную статью в Википедии. Соответственно, наше мышление
более фрагментарно, так как мы привыкли к чтению статей и просмотру коротких
видео. Неумение фокусироваться на одном деле в течение долгого времени у
молодого поколения обусловлено быстрым темпом усваивания обрывков
информации.
5.
На основе проведенного теоретического исследования проблемы была разработана программа
социологического исследования, направленного на изучение досуговых предпочтений
с целью использования результатов исследования в разработке
социально-культурного проекта в музейной сфере для коррекции отклоняющегося
поведения подростков.
6.
В результате проведенного социологического исследования
было выявлено, что молодое поколение не информировано о современном музейном
пространстве, его новых формах.
Поэтому основными выводами проведенного
исследования можно считать следующие:
Необходимо просвещение молодежи и подростков о
современных формах музейного пространства, их возможностях и инновациях.
Посещение современного музея станет настоящим
открытием для многих школьников старших классов и достойной заменой обильного
времяпрепровождения в соцсетях.
Необходимо организованное посещение музеев и
проведение мониторинговых исследований изменения отношения подростков и
молодежи к музеям и выставкам. Для этой цели на платформе Googl была разработана и размещена анкета
(приложение 8). Результаты проведения опроса по этой
анкете позволят оценить, насколько интересны молодежи новые формы организации
музейного пространства.
В
результате проведенного исследования было выявлено, что под музейной экскурсией
понимается такая форма культурно-образовательной деятельности музея, которая основана
на групповом посещении специально организованного специалистами музея просмотра
объектов музейного показа определенной тематической направленности. Специфика музейной
экскурсии – совмещение показа с текстовым сопровождением экскурсовода с опорой
на аудиовизуальное восприятие, дополненное впечатлениями моторного характера:
осмотром с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в
пространстве. Все впечатления усиливаются благодаря эмоциональным переживаниям.
7.
Предлагаемый для реализации проект на базе Дарвиновского музея – по своей
направленности является экологическим, опирается на естественные ресурсы и
потенциал известного и очень популярного у детей молодежи Москвы музея. Будучи
экологическим по содержанию, он призван способствовать организации активного,
интересного досуга подростков, путем приобщения к позитивным социальным
практикам, следовательно выполняет профилактическую и корригирующую функцию.
Рассчитанные
на целевую аудиторию примерно в 500 – 600 человек, он призван выполнить сразу
несколько важных задач, прежде всего просветительского и общекультурного
характера, познавательного и культурно-досугового. Опираясь на популярные
интернет-ресурсы, используя возможности соц.сетей, форумов, сайтов, он может
мобилизовать достаточно большое количество подростков и молодежи, тем более,
что тематика экологической, природной направленности очень популярна в среде
этой целевой аудитории.
В
качестве предполагаемых результатов, перспектив развития проекта, определяющих
его долгосрочный эффект, можно отметить следующие:
— экологическое
просвещение;
— реализация
проектов победителей конкурса;
— снижение
негативного воздействия человека на окружающую среду;
— создание
эффективной системы обращения с отходами;
— обмен
опытом в сфере реализованных проектов по защите окружающей среды; коррекция и
профилактика отклоняющегося поведения подростков и молодежи путем привлечения к
активному развивающему личность досугу.
Цель
проекта – привлечь горожан к сохранению и созданию окружающей среды для
экологически комфортной жизни животных и здоровья человека.
Задачи
проекта:
— актуализация экскурсионной программы
музея;
— обмен опытом реализованных проектов,
направленных на сохранение окружающей среды и животных;
— повышение у людей чувства ответственности
по отношению к природе;
— привлечение внимания к данной проблеме со
стороны граждан (особенно молодежи);
— формирование в гражданах идеалов и норм,
которые поспособствуют непроизвольной заботе об окружающей среде.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Организация
досуговой деятельности школьников как средство профилактики отклоняющегося
поведения в детско-подростковой среде 1.1. Сущность, задачи и виды
социальной коррекции и профилактики В последние годы девиантное поведение стали
определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что
девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение,
тюремное заключение или другое наказание индивида (Н. Дж. Смелзер), другие
видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми
средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что
отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными
нормами [1]. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека,
не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам (стереотипам, образцам) [2]. В некоторых научных публикациях
отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей,
социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо
признанным шаблонам и стандартам поведения.
Тем не менее, все ученые считают, что
девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в
конфликт с социальными нормами общества.
Определение понятия «девиантное поведение» носит
межпредметный характер, что указывает на его связь с разнообразными теориями в
разных областях науки. Именно такая связь позволяет глубоко и полно рассмотреть
проблему, ее причины, специфику формирования и проявления. Межпредметный подход
позволяет выделить определение понятия с точки зрения представителей различных
наук. В трудах и исследованиях