Курсовая с практикой на тему Организация благоприятной адаптационной среды в процессе образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1.
Научно-теоретические основы организации благоприятной адаптационной среды в
процсее образования. 5
1.1. Понятие адаптации в
психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Особенности
адаптации детей младшего школьного возраста к условиям образовательной
организации. 8
Выводы по первой главе. 13
Глава 2. Организация
работа по созданию благоприятной адаптационной среды в процессе адаптации
детей младшего школьного возраста к образовательной организации. 15
2.1. Анализ состояния
проблемы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.. 15
2.2. Методические
рекомендации по созданию благоприятной адаптационной среды в процессе
образования младших школьников. 22
Выводы по 2 главе. 28
Заключение. 29
Список литературы. 31
Приложение 1. Анкета
«Отношение к школе» (Н.Г. Лусканова) 35
Приложение 2. Результаты
исследования познавательного интереса младших школьников. 36
Введение:
Актуальность
исследования. В современной России социально-политические и
социально-экономические перемены требуют новых подходов к организации
функционирования системы образования как важного фактора социального развития
ребенка. Одним из важных этапов социализации детей является период адаптации к
условиям образовательной организации. От успешности прохождения ребенком
адаптационного периода во многом зависит его дальнейшее обучение и воспитание.
Проблема адаптации младших
школьников носит многоаспектный характер, в ее решение должны быть включены не
только педагоги образовательной организации, где ребенок начинает свою учебную
деятельность. Также важно, чтобы на уровне дошкольного образования проводилась
целенаправленная работа по подготовке детей к школе, которая включает не
обучение детей грамоте и математике, а формирование личностных качеств,
влияющих на умение адаптироваться к новой социальной среде. Эта задача
обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
к обеспечению преемственности всех уровней образования.
Современное школьное образование является
многовариативным в содержании образовательных программ, методике преподавания,
социальных нормах, регламентирующих взаимодействия субъектов образования,
отношениях к целям и результатам обучения. В целом это ведет к напряжению
адаптационных процессов, возрастанию их темпа и усложнению содержания. Поэтому
важным аспектом в создании благоприятной адаптационной среды для младших
школьников является использование учителями таких методов и форм организации
учебного процесса, которые будут соответствовать индивидуальным и возрастным
особенностям младших школьников. В педагогической литературе вопросы
адаптации детей младшего школьного возраста освещены в работах С.В. Батуева, М.М.
Безруких, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, Н.В. Дубровинской, Г.Н. Жулиной, Л.В.
Зеленой, Б.Д. Эльконина и др., В работах этих и других ученых и психологов адаптация
рассматривается в качестве составной части процесса социализации ребенка и
предполагает усвоение им социального опыта, типичных форм поведения. В качестве
показателей успешной адаптации рассматриваются физическое, эмоциональное и
психологическое самочувствие ребенка. В
соответствии с актуальностью и значимостью описанной проблемы была выбрана тема работы: «Организация благоприятной
адаптационной среды в процессе образования».
Объект
исследования: адаптация
детей к условиям образовательной организации.
Предмет
исследования: организация благоприятной
адаптационной среды для детей младшего школьного возраста. Цель исследования: выявление
особенностей организации благоприятной адаптационной среды в процессе образования
детей младшего школьного возраста. Гипотеза заключается
в предположении о том, что адаптация детей младшего школьного возраста будет
протекать более успешно, если в будет создана благоприятная адаптационная среда
в образовательной организации.
В
соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи: 1. Определить сущность понятия «адаптация»
с психолого-педагогической точки зрения
2. Изучить и проанализировать особенности
адаптации детей младшего школьного возраста.
3. Изучить проблему создания благоприятной
адаптационной среды в образовательной организации на основании требований ФГОС
НОО.
4. Разработать методические рекомендации
по созданию благоприятной адаптационной среды в образовательной организации.
Для решения поставленных задач применялись
следующие методы исследования:
— теоретические: анализ педагогической,
психологической, научно-методической литературы, обобщение и систематизация;
— эмпирические: наблюдение, анкетирование,
анализ педагогического опыта;
— методы количественного и качественного анализа
данных.
Методологическую
и теоретическую основу исследования составили
научно-теоретические труды об особенностях адаптации детей младшего школьного
возраста к условиям образовательной организации.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В ходе исследования был проведен анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме организации благоприятной
адаптационной среды в процессе образования. Были изучены научные и
педагогические труды, раскрывающие сущность понятия «адаптация», позволяющие
определить особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям
образовательной организации, выявить компоненты адаптации младших школьников,
факторы, влияющие на ее успешность, условия организации благоприятной
адаптационной среды в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО.
В результате проведенного анализа были
сделаны следующие выводы.
Адаптация в современной психологической,
педагогической практике рассматривается как процесс вхождения личности в новую
для него социальную среду, принятия норм этой социальной среды, новых правил
поведения, новых личностных установок.
Младший школьный возраст характеризуется
как период активного развития познавательных, мотивационных, личностных,
коммуникативных характеристик. Основным изменением считается овладение ребенком
новым видом деятельности – учебной деятельностью и в связи с этим принятием
младшим школьником на себя статуса ученика. Это подразумевает включение ребенка
в образовательный процесс как полноправного субъекта.
Для успешной адаптации первоклассника не
достаточно того, что он достиг определенного возраста и должен включится в
образовательный процесс. Период адаптации должен быть грамотно организован с
педагогической, психологической, методической точек зрения.
На процесс адаптации ребенка, несомненно,
влияют его возрастные и личностные характеристики, но это лишь одна сторона
проблемы. Другой, не менее важной, является создание в образовательной
организации соответствующей среды, способствующей успешной адаптации
первоклассников.
ФГОС НОО в качестве одной из задач
образовательного процесса определяет создание таких условий в школе, которые
будут способствовать сохранению и укреплению физического и психологического
здоровья детей. Особо важно соблюдать это условие на этапе адаптации младших
школьников.
В качестве направлений работы по созданию
благоприятной адаптационной среды можно выделить психолого-педагогическое
сопровождение детей, испытывающих трудности в период адаптации, организацию
образовательного процесса в соответствии с требованиями к режиму дня, режиму
двигательной активности младших школьников, организацию взаимодействия с
родителями, их педагогическое просвещение по проблеме адаптации детей.
Также важно, чтобы была организована
преемственность между дошкольным и начальным образованием. Это требование ФГОС
НОО позволит подготовить детей к обучению еще в период посещения ими дошкольных
организаций.
Таким образом, цель, поставленная в начале
исследования, может считаться достигнутой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические основы организации благоприятной
адаптационной среды в процсее образования 1.1. Понятие адаптации в
психолого-педагогической литературе Вопрос
адаптации является актуальным для различных сфер жизни человека, поэтому
изучению этого процесса посвящено достаточно много психологических,
педагогических, физиологических исследований. Раскрытие сущности понятия
«адаптация» определяет механизмы, позволяющие человеку приспосабливаться к
постоянной смене условий окружающей среды. Анализ научной,
психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о
междисциплинарном качестве процесса адаптации.
Физиологический
подход к изучению процесса адаптации раскрывает совокупность физиологических реакций
организма человека, являющихся основой приспособления к смене условий
окружающей среды, направленных на сохранение гомеостаза, т. е. относительного
постоянства внутренней среды [21, с. 152-160].
Психологическая
наука рассматривает специфику адаптивных процессов и способы приспособления
личности к окружающей социальной среде, с точки зрения педагогической науки
адаптация рассматривается как этап, требующий нахождения видов, методов
профилактики и коррекции неблагоприятных источников адаптации.
Под психологической адаптацией Г.А. Балл
понимает приспособление человека к требованиям общества в соответствии со
своими интересами и нуждами [3, с. 92-100].
Проблемы психолого-педагогических аспектов
адаптации личности рассматривались учеными Е.В. Белинской, Л.В. Белкиной, Л.И.
Божович, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Кирюхиной, Н.Я. Семаго, Е.О. Смирновой. К.Л.
Печора, Б.Д. Элькониным и др.