Курсовая с практикой на тему Организация библиотечного обслуживания детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ …………………………………..6
1.1. Сельская библиотека как центр организации досуга детей и подростков 6
1.2. Комфортность обслуживания читателей-детей как показатель уровня работы библиотеки 15
2. ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАХ НА ПРИМЕРЕ АЛЕКИНО-ПОЛЯНСКОЙ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ………………………………………………20
2.1. Характеристика Алекино-Полянской поселенческой библиотеки 20
2.2. Творческий проект Алекино-Полянской поселенческой библиотеки 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..27
Введение:
Вопрос сохранения культуры, возрождения духовности в сегодняшних условиях приобретают особую актуальность. Как всегда, ведущую роль в поддержке и развитии культуры играют библиотеки, которые делают все возможное, чтобы сохранить ее как национальное богатство и духовное достояние человечества. Постоянно повышается социальная роль библиотек как центров информации и места организации досуга, адаптации к новым условиям жизни и удовлетворения интеллектуальных и духовных запросов. Стратегическим направлением для всех библиотек и общества в целом является духовное воспитание детей и защита их прав и свобод. Оно ориентировано на личность, уникальность, своеобразие каждого ребенка, на его духовный внутренний мир; на гуманизм, уважение к достоинству и правом ребенка на свободу, счастье и всестороннее развитие.
Кардинальные изменения всех ценностей, которые наблюдаются в нашем обществе в последние годы, касаются каждого из нас и, прежде всего, ребенка. Сегодня отвергаются одни ценностные ориентиры и рождаются новые приоритеты. Поэтому каждая личность стоит перед дилеммой: ориентироваться на материальное потребление или выбрать путь, основанный на духовных ценностях. Такие явления нашего общества, как бродяжничество, наркомания, алкоголизм, детская преступность — это следствие, а причина — бездуховность и отсутствие у молодого поколения нравственных основ. Поэтому духовно-нравственное воспитание является важнейшим аспектом в работе библиотек, так как именно детская библиотека призвана донести до юного поколения духовные основы, пробудить душу маленького человека, создать среду духовности и творчества. Именно эти задачи объединяют все библиотеки и всех библиотекарей. Какие бы направления в работе библиотеку не избирались — краеведческий, патриотический, экологический, эстетический, этический, каждый из них имеет моральный, духовный аспект. И, наоборот, духовно-нравственное воспитание включает в себя каждый из названных выше направлений. Одним из путей преодоления этой проблемы является приобщение детей и подростков к национальным корням, традиционной культуры нашего народа, его духовных ценностей и героического прошлого. Библиотеки должны помочь читателю сформировать активную жизненную позицию, выработать правильный взгляд на самого себя, что объясняет актуальность выбранной темы.
Анализ литературы показывает, что ученые касались жизнедеятельности сельской молодежи лишь косвенно, в рамках социологии села или социологии. Что касается непосредственно сельской молодежи, то отдельные аспекты его жизнедеятельности освещались в разное время только в трудах И. Левыкин, И. Слепенкова, Б. Князева, В. Староверова, А. Ганюков, Э. Либановой, А. Бержанира. Ученые отмечают, что проблемы молодежи имеют всеобъемлющий характер, отражая все «болевые точки» функционирования и развития общества в целом.
Однако многогранность, сложность и неисчерпаемость проблем сельской молодежи, ее социальной активности, досуга и укрепления в сельской местности в условиях отсутствия социально-экономической стабильности, пореформенного развития аграрного сектора требует новых подходов для дальнейшего и всестороннего изучения.
Изучение теоретических и практических аспектов применения игровой деятельности в условиях детских библиотек убедило, что в отечественном библиотековедении специально не исследовались педагогические условия содействия становлению личности младших школьников средствами игровой деятельности. Это и обусловило выбор темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучить организацию библиотечного обслуживания детей.
Сообразно с этим в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена библиотека для детей как центр информации, духовного развития и организации досуга
изучена деятельность учреждений досуга по организации свободного времени ученической молодежи;
рассмотрена комфортность обслуживания читателей-детей как показатель уровня работы библиотеки
Объектом исследования является досуговая деятельность сельской библиотеки.
Предмет исследования – способы организации досуга детей и школьников в детской библиотеке Республики Татарстан, Тетюшского района, с. Алекина Поляна
Для написания курсовой работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
При комплексном подходе к анализу обозначенных источников видится возможным полноценное рассмотрение темы.
Заключение:
В Российской Федерации переориентация библиотек, обслуживающих детей на усиление информационной составляющей своей деятельности, в основном, была начата в последние десятилетия. Этот вопрос неоднократно поднимался на страницах профессиональной прессы, в методических материалах, на учениях специалистов. Информация и знания стали главной преобразующей силой нашей жизни. Судьба каждого человека в определенной степени зависит от его способности своевременно находить, получать, воспринимать и продуктивно использовать новую информацию. Поэтому значение библиотек, как центров информации, растет с каждым годом, они становятся своеобразным «окном в мир». Будем надеяться, что процесс поступления полезной информатизации к подрастающему поколению россиян будет продолжаться, несмотря на все проблемы, будущее российских библиотек будет оптимистичным. Ведь именно они являются теми институтами на карте села, города, государства, где зарождаются и воплощаются в жизнь новые идеи, интересные мысли. Именно они закладывают здоровье нации, формируют личностные качества юного гражданина Российской Федерации и демократическую ментальность.
В курсовой работе проанализирована досуговая деятельность детской Алекино-Полянской поселенческой библиотеки, а таже проанализирован Творческий проект библиотеки «Летний круиз с профессором Читайкины», направленный на организацию летнего досуга детей и подростков; повышение роли книги и чтения в нравственном развитии ребенка.
Кроме этого, в курсовой работе рассмотрены современные при¬емы привлечения к чтению, которые смогут разнообразить досуг детей и подростков, проживающих в сельской местности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
1.1. Сельская библиотека как центр организации досуга детей и подростков
Демократизация общества и усиление внимания к личности как субъекту саморазвития предъявляют повышенные требования к детским библиотек как центру социализации. Библиотека в системе образования и воспитания, стремясь улучшать качество воспитания детей, должна создавать условия для становления каждого ребенка как личности, важное место в этом процессе должна занять игра. Очевиден рост влияния игровой деятельности на личность ребенка, в частности на ее творческий потенциал, познавательную деятельность, мотивационную и эмоционально-волевую сферу, коммуникативную активность.
Игровая деятельность позволяет формировать и развивать личностные качества ребенка: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение (познавательная сфера личности); эмоции и чувства, волю, решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность (эмоционально волевая сфера личности); навыки взаимоотношений, овладение норм, ценностей и способов поведения общественной жизни (коммуникативная сфера личности).
Важность игровых форм в работе с читателями детских сельских библиотек определяется тем, что игры помогают стимулировать самостоятельный выбор книги читателем, обратить внимание ребенка на различные аспекты, которые он может не воспринять при самостоятельном чтении. Угадывая героев книг, определяя, из которой книги прочитан отрывок, кто автор произведения, ребенок получает дополнительные мотивы для более вдумчивого и внимательного чтения.
Использование игровых форм в библиотечно-информационном обслуживании читателей детских сельских библиотек также помогают развивать в ребенке познавательный интерес. Игры стимулируют самостоятельный выбор книги читателем, ведь в игровом действии дети обращают внимание на различные особенности книги, которых они могут и не воспринимать при самостоятельном чтении. Надо подчеркнуть, что такие игры предусматривают различные методики и приемы: чередование вопросов и задач различной сложности, чтобы каждый участник, более или менее начитанный, смог найти ответ, выполнить задание, чтобы всем было интересно. Это может подтолкнуть к формированию познавательного процесса, может вызвать у ребенка желание взять в библиотеке книги определенной темы [8, с. 28-30].
Игровые материалы, адресованные детям, — это книжные и некнижные материалы зафиксированные на материальных носителях, а также различные виды устных театрализованных игр, применяемых в библиотечно-информационном обслуживании детей.
Игровые материалы по их значению для детских сельских библиотек можно сгруппировать следующим образом:
Книжные игровые материалы: художественная литература (книги с игровым сюжетом). К этим изданиям условно отнесем также книги научно-познавательного содержания с игровым замыслом, адресованные одновременно детям и их родителям; энциклопедические и справочные издания для детей, имеющих оригинальную структуру, яркие иллюстрации, содержат много задач и игр; учебные издания, которые в интересной, наглядной форме предлагают материалы в помощь развития технического, художественного творчества детей; книги, которые содержат тесты, задачи, вопросы и др .; книжки-игрушки в различных форматах (фотокнижкы, комиксы) детские журналы с четкой игровой направленностью.
Некнижные игровые материалы: аудио-, видеоматериалы (пластинки, диафильмы, магнитофонные записи, видеокассеты, кинофильмы) наглядные игры: дидактические материалы в различных формах, в том числе игрушки; программы компьютерных игр.
Устные игровые материалы: литературные, творческие, учебные и другие игры, которые применяются в детских сельских библиотеках; театрализованные игры с участием детей, кукол, литературных персонажей [1, с. 26-29].
Современная библиотека для детей все чаще становится объектом серьезных исследований, где определены мощные возможности широкой игровой деятельности, когда она обеспечена соответствующими ресурсами: богатством фондов, высоким профессионалом библиотекарей, наличием условий постоянного и многоаспектного общения. Ведь библиотека для детей является одним из немногих очагов общения, отдыха, творческого развития.
Известно, что игровые элементы в обслуживании детей были всегда, ведь без них детскую сельскую библиотеку невозможно и представить. Однако сначала это были лишь отдельные моменты. Начала демократизации общественной жизни создали предпосылки высвобождения творческих сил самых талантливых библиотекарей и модернизации детских библиотек. Способствование распространению игровой стихии в библиотеках оказалось своеобразным индикатором демократизации содержания их работы.
Поскольку игра является не только одной из основных форм жизнедеятельности человека (общение — игра — обучение — работа — общение), но и одной из самых значимых культурных универсалий, то акцент в современной модернизации детской сельской библиотеки должно быть сделано на содержании ее работы. Актуальность компьютеризации, рыночных условий хозяйствования и другие реалии не заслоняют главной цели детской сельской библиотеки — способствовать развитию ребенка путем обогащения, творческого развития, диалога с читателем.
Игровая библиотечная деятельность, игра в полном смысле этого слова является антагонистом серьезной, вдумчивой, кропотливой работы, вне которой ни одна библиотека существовать не может. Игра не позволяет библиотеке подвергнуться рутине, она пробуждает фантазию и становится прочным импульсом творческого развития не только детей, но и библиотекарей.
Анализируя профессиональную периодику, определяем изобретательность библиотекарей в деятельности по обогащению досуга читателей с учетом их интересов.
Заметный всплеск активности библиотек, особенно детских, обусловлен обновлением и модификацией традиционных форм работы с читателями и основывается на укреплении их базы.
Активные игры в библиотеках стимулируют познавательную деятельность читателей-детей, а наличие игровой ситуации делает привлекательными процессы чтения, познания, обучения. Бесспорным является тот факт, что ребенок в игре быстрее обнаруживает свои знания, способности, учится общаться. Ведь игра выступает как средство организации эмоционального читательского общения, целью которого является не только само развлечение, сколько увлечением общим интересом рождается в процессе игры.
Сейчас заметно, что среди игровых методик возрождаются такие традиционные формы, как литературные суды, литературные диспуты, литературные путешествия, пресс-бои, конкурсы, викторины, турниры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
В детских библиотеках популярными стали такие игровые формы, как ролевая игра-обсуждение. При такой игре обсуждаются как одна так и несколько книг. Читатели и библиотекари говорят от лица автора книги или героя произведения, то есть выступают в определенной роли. Замысел такой игры — привлечь к дискуссии большинство аудитории. В этом проявляется стремление библиотеки заинтересовать читателей книгой, поднятыми в ней проблемами.
Основными отличительными признаками ролевых игр являются: четкая формулировка проблемы, решение которой имеет важное значение для игроков; определение «штатной» структуры и распределение ролей между игроками; коллективное принятие решений; система взаимодействия игроков; формулировки общей цели для всех игроков; наличие (создание) конфликтных ситуаций; разработка и реализация последовательности решения проблемы; поддержания эмоционального настроения в течение всей игры. В процессе ролевых игр-обсуждений могут обсуждаться как одна, так и несколько книг. Участники игры говорят от имени автора книги или героя произведения, то есть выступая в определенной роли.
Разнообразие конкурсов и увлечение ими объясняется тем, что в них есть элемент соревнования, а значит — возможность удовлетворения познавательной активности, творческого развития личности, находчивости, ловкости читателей. Самые распространенные виды конкурсов в современных библиотеках такие: конкурсы на лучшего читателя (один из традиционных конкурсов, который позволяет повысить авторитет лучших читателей, рекомендовать другим их читательский опыт) литературные конкурсы (знатоки литературы, творчества отдельных писателей) творческие конкурсы (базируются на задании исполнить песню или продекламировать стихотворение, переделать отрывок прозаичного произведения в драматический, выполнить монолог, диалог и др.); конкурсы-кроссворды (по принципу игры в кроссворд) конкурсы-эстафеты (каждый этап может иметь самостоятельное название и цель).
Игровые конкурсы организуются по определенной схеме, которая предусматривает подготовку участников и задач, создание «интерьера» программы, присутствия жюри, награждение победителей. Вопросы конкурсов зачастую формулируются так, чтобы дети для доклада использовали не одну книгу, а несколько.
Одной из распространенных игровых форм в детских и больше в юношеских сельских библиотеках есть литературные диспуты, во время которых происходит столкновение разных, противоположных точек зрения. Диспуты влияют на формирование нравственных взглядов молодежи, учат искусству полемики, логическому мышлению, умению не только выражать, но и защищать свои мысли. Цель каждого диспута — выявление различных взглядов мнений по актуальным моральным или общественно-политическим проблемам, затронутых в произведениях художественной или публицистической литературы. Во время дискуссии нужно чаще обращаться к литературному тексту, чтобы не превратить мероприятие в окололитературный разговор, ведь назначение диспута — воспитание интереса к литературе, умение читать, мыслить с помощью писателя.
Среди средств воспитания в условиях библиотеки, вдумчивого чтения, формирование самостоятельного взгляда, собственного мнения о прочитанном, значительное место принадлежит читательской конференции. Она выявляет и формирует коллективное читательское мнение, развивает умение самостоятельно работать над книгой, прививает навыки критического анализа прочитанного, популяризирует лучшие произведения литературы среди читателей.
Среди распространенных игровых форм в детских и юношеских библиотеках являются также литературные путешествия. Во время таких «путешествий» дети осваивают новые знания, углубляют (или получают) навыки самостоятельной работы с книгой, повышают культуру чтения.
Очень хорошо зарекомендовали себя литературные турниры. Слово «турнир» трактуется как соревнования между отдельными участниками или командами по круговой схеме, где они встречаются между собой один или несколько раз.
С целью расширения читательского мировоззрения, представления читателей детей о значении книг в жизни человека, содействие развитию любознательности, интереса к книгам, стремление к знаниям, в детских библиотеках проводятся литературные игры (примером литературных игр могут быть такие игры, как «Праздник книги» , «Юные читайлики», «Книжные именины», «В стране книг»).
Для активизации познавательной деятельности читателей младшего школьного возраста и расширение их мировоззренческих ориентаций, развития памяти, мышления, внимания, с читателями детских библиотек все чаще проводятся интеллектуальные игры как метод развития личности ребенка.
Для развития воображения, сообразительности читателей-детей в детских сельских библиотеках активно используются такие игры, как викторины, требующие эрудированности, фантазии, умения рассуждать.
Настоящим искусством и увлекательной забавой в детской библиотеке является кукольный театр книги. Спектакли показали, что с помощью кукол дети лучше воспринимают литературные произведения, в них повышается интерес к произведению, его автору. Репертуар библиотечных кукольных театров, как правило, такой: обзор новых книг, инсценировка и спектакли по авторским текстам сказок и произведений детских писателей, сатирический аспект, борьба с нарушителями библиотечных правил. Кукольные театры книги привлекают читателей, а это помогает библиотекарям обратить внимание детей на определенную книгу, вызвать потребность общаться с ней, научить детей читать и выбирать книги, знакомить читателей с произведениями литературы, которые не включены в школьные учебники.
Еще одной формой работы с читателями-детьми, которая в последнее время активно распространяется среди детских библиотек, является литературный театр. Литературный театр — это синтетическое искусство. В нем в творческом взаимодействии «работают» и пьеса как литературная основа спектакля, и сценическая, словесное действие, и декорации, и световое оформление. Каждый из этих элементов имеет свою меру реальности и условности. Каждый имеет свое значение и влияние на коллективное сознание — на сцене и в зале. Вся эта сложная художественная система — спектакль — позволяет воспитывать у детей эстетическую культуру. Окунувшись в мир творчества, дети воспринимают и другие виды искусства: меняется их отношение к кино, музыке, живописи и, конечно, к художественной литературе.
Во многих детских библиотеках активизирована работа литературных студий. Литературная студия — это специфическая форма работы, в которой взаимодействуют и пьеса как литературная основа спектакля, и сценическое, словесное действие, и декорации, и световое оформление. Каждый из этих элементов имеет собственные пределы реальности и условности, каждый имеет свое значение и взаимодействует в системе коллективного сознания — на сцене и в зале. Вся эта сложная художественная система позволяет воспитывать у детей эстетическую культуру.
Одна из характерных черт современной игровой деятельности в детской библиотеке — поиск ее нетрадиционных форм. Значение нового заключается в возможности использования неформального общения детей в свободное от учебы время для оживления сотрудничества библиотекаря и читателя. Это совпадает с желанием детей получить информацию о книгах, познакомиться с их авторами [9, с. 303-308].
Специфические особенности, присущие именно нетрадиционным формам, такие:
новизна в названиях форм работы библиотеки;
обязательный диалог библиотекаря с читателями и читателей между собой;
элементы дискуссионности как в устной, так и в наглядных формах популяризации произведений печати;
игровые моменты увлекательные задания;
наличие вспомогательных элементов, которые передают необычность и новизну предложенного мероприятия, например, в оформленни помещения, атрибутике, которая используется в течение всего времени;
элементы театрализации и музыкального оформления при рекомендации детской литературе;
обратная связь библиотекаря и читателей в процессе самого мероприятия и после его завершения.
Примеры нетрадиционных форм работы: литературный калейдоскоп, литературный марафон, литературный коллаж, литературный утро, сказко- тренинг, библиотечная мозаика, час размышлений над книгой, книжный аукцион, литературное лото, слайд-викторина, литературный альманах, литературный дилижанс, литературно-художественный вернисаж, бенефис читателя и другие.
Одной из перспективных форм работы детских сельских библиотек является проведение игровых тренингов, направленных на развитие коммуникативных умений читателей-детей. Их цель — научить детей понимать других людей, оценивать, преодолевать и раскрывать самого себя. Игровые тренинги помогали преодолеть собственную внутреннюю скованность, развивали коммуникативные умения и качества (эмпатии и рефлексии), меняли отношение к другим и к себе, корректировали самооценку читателей-детей.
Во многих библиотеках для детей сейчас специалисты создают специализированные отделы — игротеки, где царит особая игровая атмосфера: разнообразные игрушки; нетрадиционные по форме книг (книги — пищалки, книжки — малютки, книги — гиганты), альбомы — раскраски, карандаши и краски. В такой среде дети чувствуют себя уверенно и спокойно, ведь в игротеке разрешено все, что прородно для них — играть, рисовать, смотреть телевизор, читать, общаться с друзьями.
Основные функции игротеки — игровая, досуговая, литературно-развлекательная; цель — обеспечить условия для организации игровой и литературно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Основные задачи игротеки — организация игровой и досуговой деятельности читателей младшего школьного возраста. Среди основных направлений деятельности игротеки определены следующие: предоставить для пользования читателям фонда игротеки — интеллектуальные, литературные, технические игры, кроссворды, ребусы, загадки, шарады, игрушки, игровые страницы из детских газет и журналов, аудио и видеокассеты; организация и проведение активных форм игровой деятельности — литературных викторин, конкурсов, интеллектуальных и подвижных игр; демонстрация видеофильмов, прослушивание грамзаписей сказок и художественных произведений, литературные чтения; сочетание игры с тематической литературой; координация и взаимодействие по вопросам организации досуга детей с библиотеками и внешкольными заведениями. Игротека является одним из главных признаков современной, прогрессивной библиотеки.