Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Организационно-методические основы развития познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ уроках русского языка с использованием игровых технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 5
1.1. Понятие познавательного интереса 5
1.2. Методика работы по развитию познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ 9
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ 20
2.1. Исследование уровня развития познавательного интереса у обучающихся ОВЗ 20
2.2 Проведение педагогической работы по развитию познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка 26
2.3. Результаты экспериментальной работы 29
Заключение 35
Список литературы 38
Приложения 42

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. отмечено, что сегодня уделяется целенаправленное внимание формированию личности, обладающей познавательной активностью, исследовательскими умениями, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Этот социальный заказ сформулирован и в ФГОС, где записано, что «одна из ведущих задач – развитие познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
В школьном возрасте проблема формирования познавательного интереса усугубляется тем, что в настоящее время растет число детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ), у которых в большинстве случаев имеются нарушения как эмоциональной сферы, так и познавательной деятельности. При этом известно, что ранняя педагогическая помощь может способствовать положительной динамике в развитии младших школьников в ОВЗ.
Особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ рассмотрены в работах Т.Д. Барменковой, Г.А. Волковой, Е.А. Екажановой, Л.Н. Ефименковой, А.И. Пайгусова, Т.Б. Филичевой и др. Эти авторы отмечают, что у детей с ОВЗ имеются вполне нормальное развитие мышления, памяти, внимания, а вот нарушения всех сторон речи у этих детей требуют специально организованной коррекционно-развивающей работы со стороны педагогов дошкольной организации.
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных познавательному и речевому развитию учащихся, проблема психолого-педагогической работы по формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с ОВЗ, еще недостаточно разработана.
Объект исследования — развитие познавательного интереса обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования – развитие познавательного интереса на уроках русского языка посредством игровых технологий.
Целью исследования изучить организационно-методические основы развития познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ уроках русского языка с использованием игровых технологий.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что развитие познавательного интереса на уроках русского языка у учащихся с ОВЗ классе будет эффективным в том случае, если:
1. Создать условия для развития познавательного интереса на уроках русского языка.
2. Разработать и внедрить комплекс дидактических игр по развитию познавательного интереса на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру познавательного интереса.
2. Рассмотреть особенно развития познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ.
3. Изучить методику работы по развитию познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ.
4. Определить уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Разработать серию уроков русского языка во втором классе и для развития познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.
Методы исследования: (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; систематизация, обобщение, анализ собранных данных), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тестирование, беседа; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность младших школьников с ОВЗ должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
Анализ исследования показал, одной из достаточно сложных и проблем педагогической науки является проблема, исследуемая в данной работе, а именно — процесс эффективного развитие познавательного интереса учащихся. Потребность современного общества отражается в задачах, поставленных в образовательном стандарте и четко указывает на необходимость развитие активной личности, способной проявлять непосредственное желание участвовать в процессе обучения , то есть занимать не позицию ведомого в образовательной деятельности, а иметь непосредственный интерес к учебной деятельности.
В таком случае принятые в способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей с ОВЗ. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов познавательного воспитания младших школьников связана с развитием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие познавательных интересов детей с ОВЗ зависит от умения учителя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения младших школьников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности каждого учащегося и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
На первом, констатирующем этапе опытно-экспериментального обучения, с помощью специально отобранных методик, был определен уровень познавательной потребности и познавательного интереса школьников. Результаты, полученные на данном этапе установили, что большинство респондентов имели средний и высокий уровень познавательного интереса, однако, присутствовало также 20% учащихся, которые не испытывали интереса и желания изучать предмет «Русский язык», уровень познавательной потребности, данной группы учащихся также находился на уровне ниже средних показателей по классу.
На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального обучения, нами был разработан и предложен ряд дидактических игр, направленных на систематизацию и актуализацию знаний по теме «глагол». Предложенные игры были подобраны в соответствии с программой курса и возрастными особенностями обучающихся, направлены на развитие взаимодействие внутри коллектива, а также на формирование познавательного интереса к предмету «Русский язык» в школе.
И наконец, на заключительном, контрольном этапе, было проведено исследование динамики уровня познавательного интереса к изучаемому предмету и уровня сформированности познавательной потребности школьников, которое позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, произошли значительные изменения уровня познавательного интереса к предмету русский язык, выросли средние показатели в каждой из опрошенных групп, учащиеся стали активнее включаться в учебную деятельность, чувствуют большую вовлеченность в процесс обучения, легче устанавливают эмоциональный контакт с преподавателем и одноклассниками.
Во-вторых, произошли качественные изменения уровня интенсивности познавательной потребности. Значительно большее количество учащихся с ОВЗ, стали обращать внимание на самостоятельность выполнения работы и получать эмоциональное удовлетворение от учебного процесса.
Таким образом, в ходе опытно-экспериминтальное обучения нам удалось потвердеть гипотезу, об эффективном влиянии использования дидактических игр на развитие познавательной активности на уроках русского языка. Динамика показателей, обнаруженная в ответах учащихся, позволяет утверждать, что систематическое использование дидактических игр в образовательном процессе способствует повышению уровня познавательного интереса и интенсивности познавательной потребности, которые, в свою очередь, являются основными категориями познавательной активности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1. Понятие познавательного интереса
Познавательный интерес – важное развитие личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, создается в социальных условиях его существования и никаким образом не является присущим человеку от рождения [3].
Младший школьный возраст является временем впитывания, накопления познаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенностью здоровой психики является познавательная активность. На построение собственной картины мира и знания об окружающем мире постоянно направлена любознательность. Развитие интересов происходит именно в младшем школьном возрасте. И самое главное не упустить возможность сформировать познавательный интерес.
Понятие «интерес» имеет большое количество различных трактовок. По мнению В.В, Давыдова, «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [10].
Е.В. Панфилов описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [18].
Большое количество значимых для школьников процессов отражает психологический смысл понятия «интерес» – от отдельных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в отношениях и потребности отношениях личности. Основной вид интереса – это познавательный, который несет в себе все функции интереса как психического образования: единство объективного и субъективного, его избирательный характер, наличие в нем базисного сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы