Курсовая с практикой на тему Организационно-методические основы формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. 6
1.1.
Особенности речевого развития детей 3-4 лет с ОНР. 6
1.2. Игровая
программа как форма работы по развитию речи детей 3-4 лет с ОНР 12
ГЛАВА 2.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ОНР. 27
2.1.
Организация и проведение игровой программы.. 27
2.2.
Структура игровой программы и анализ
результатов ее проведения. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
Введение:
Современное
образование своей основной целью видит формирование гармоничной, всесторонне
развитой, социализированной личности. Одним из основных направлений
образовательной и воспитательной деятельности выступает
социально-коммуникативное развитие, важным компонентом которого выступает
формирование коммуникативных навыков личности. Общение является одним из
важнейших видов деятельности человека, так как практически вся социальная жизнь
субъекта протекает в общении и взаимодействии с остальными членами социума.
Одним
из компонентов продуктивной коммуникации, а соответственно и развитых
коммуникативных навыков можно назвать эмоциональный интеллект личности.
Эмоциональный интеллект предполагает способность субъекта распознавать
эмоциональные проявления других людей, а также понимать и адекватно проявлять
собственные эмоции. Умение понимать эмоциональное состояние партнера по общению
позволяет субъекту выбирать оптимальную стратегию дальнейшего общения и
поведения, адекватно вести себя при решении конфликтных ситуаций и т. д.
Младший
дошкольный возраст можно назвать сензитивным периодом для развития
коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Это связано с несколькими
факторами. Во-первых, именно в этот период происходит активное развитие
эмоционально-волевой сферы: способности контролировать и адекватно проявлять
собственные эмоции, способность выстраивать на основе предполагаемых
эмоциональных переживаний прогноз относительно будущего поведения и переживаний
другого человека. Во-вторых, ребенок впервые в своей жизни становится субъектом
социально-значимой деятельности и взаимодействия, что предполагает
необходимость развития навыков подобного взаимодействия. В-третьих, круг
общения ребенка существенно расширяется, соответственно, возникает необходимость
выстраивать адекватные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.
Вопрос
формирования коммуникативных способностей личности рассматривался во многих
трудах отечественных и зарубежных учёных Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Х.
Й. Лийметса, А. В. Мудрика и многих других. Особенностям речевого развития
младших дошкольников посвящены труды отечественных психологов Б. Г. Ананьева,
Н. В. Кузьминой, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, В. Н. Мясищева.
Цель
исследования: изучить особенности формирования глагольного словаря младших
дошкольников с ОНР.
Объект
исследования: глагольный словарь младших дошкольников с ОНР.
Предмет
исследования: особенности формирования глагольного словаря младших дошкольников
с ОНР.
Задачи
исследования:
1) Изучить современные научные представления
об особенностях речевого развития младших дошкольников с ОНР;
2) Проанализировать особенности речевого
развития в младшем дошкольном возрасте с ОНР;
3) Охарактеризовать психолого-педагогическую
модель формирования глагольного словаря младших дошкольников с ОНР.
Гипотеза:
использование проектной деятельности
является эффективным средством формирования глагольного словаря младших
дошкольников с ОНР.
Методология
исследования. В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались
различные аспекты речевого развития младших дошкольников с ОНР. Исследователи
характеризовали особенности организованной самостоятельной деятельности детей с
ОНР в ДОУ, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.
Методы
исследования:
—
изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
—
наблюдение;
—
беседа с психологом;
—
анализ и содержательная интерпретация данных;
—
методы математической статистики.
Теоретическая
значимость исследования определяется вкладом в разработку новых аспектов работы
по изучению особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста с
ОНР.
Практическая
значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей
развития речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР, на основании чего
разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для
родителей и педагогов.
Структура
работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Формирование
речевых навыков и глагольного словаря выступает важными задачами развития на
этапе младшего дошкольного возраста. Этому способствует ряд особенностей
данного этапа жизни ребенка с ОНР.
Рассматриваемый
период развития характеризуется значительным изменением социальной ситуации
развития ребенка. Возникает необходимость совершенствования коммуникативных
навыков таких детей, умения их выстраивать взаимодействие с другими детьми и
взрослыми, способности конструктивно разрешать конфликты и др.
Ученые
рассматривают необходимым компонентом развития коммуникативных навыков
эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект предполагает сформированность
умения распознавать и понимать эмоциональные состояния и переживания других
людей в процессе коммуникации и взаимодействия, а также понимать и руководить
собственными эмоциональными переживаниями и их проявлениями. Так как основная
деятельность на данном этапе – это пребывание в ДОУ, соответственно, необходимо
производит развитие данных навыков также в условиях учебной деятельности и
учебного взаимодействия. Соответственно, возникает необходимость реализации
такой модели образовательного процесса, которая позволила бы эффективно
развивать коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект ребенка, что в свою
очередь будет выполнять роль продуктивной основы для развития личности ребенка
и его социализации.
В
образовательном процессе важная роль в развитии коммуникативных навыков детей
принадлежит педагогу, Именно он определяет развитие психологического климата в
детском коллективе, контролирует процессы взаимодействия детей, помогает им в
разрешении конфликтных ситуаций, а также помогает понять причины тех или иных
ситуаций, возникших в процессе взаимодействия, в том числе лежащие в основе
эмоциональных переживаний.
Таким
образом, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков должно
производиться в разных областях жизнедеятельности младших дошкольников в
непосредственном сочетании друг с другом.
По
итогам реализации игровой программы “Знакомство с Глаголом” можно выделить
следующие результаты:
Дети
младшего дошкольного возраста в ходе реализации игровой программы
усовершенствовали собственные речевые навыки, а также овладели обобщенными
представлениями об объектах живой и неживой природы. Они значительно расширили
и углубили свои знания об окружающем мире, накопили эмоционально-положительный
опыт отношения с природой.
Дети
младшего дошкольного возраста осуществили развитие собственной поисково-исследовательской
деятельности, в частности, умения самостоятельно делать простейшие опыты по
словесному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы. Были
сформированы первоначальные навыки экологически безопасного поведения в
природе, осознана важность ответственного отношения к окружающей среде.
Произошли значительные положительные сдвиги в развитии у детей инициативы,
самостоятельности.
Работая
с природным материалом, совершая наблюдения в природе, дети младшего
дошкольного возраста получили опыт использования глагольного словаря,
существенно расширили его состав. В ходе исследовательской и игровой
деятельности от младших дошкольников требовалось не только называть те
действия, которые происходили в природе, но и давать определение собственной
деятельности, что также побуждало их к расширению словарного запаса, в
частности, ее глагольной составляющей. Каждый используемый глагол
проговаривался вместе с воспитателем для наиболее точного выяснения его
значения, что способствовало не только развитию речи, но и формированию ее
культуры, основ целесообразного словоупотребления.
Педагоги
в ходе работы над проектом получили полезный опыт внедрения инновационных
технологий, современных форм методов работы по развитию коммуникативных умений
детей младшего дошкольного возраста. Им удалось повысить профессиональный
педагогический уровень (теоретический и практический) по эколого-познавательной
деятельности, осуществить стимулирование личностного и творческого
саморазвития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 1.1. Особенности речевого развития детей 3-4 лет с ОНР
Наиболее благоприятным
периодом для усвоения речи является
младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь,
удлиняются и усложняются речевые
высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства
регулирования поведения, формируется
звуковая культура речи.
Дети хорошо знают и
правильно называют предметы ближайшего
окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия,
предлоги. Появляются зачатки
монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать
содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Развитие речи у детей 3-4 лет происходит
особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной
язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по
дням, а по часам, примерно до 100 новых
слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен
слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо
помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем
от3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается
и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все
малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и
правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно
произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят
отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков,
перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов-
«тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).
Речь двухлеток однотипна. Все глаголы они
произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё
ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом
сказуемое¸ затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные
предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши
пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова
(кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он
даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может
определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может самостоятельно
определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность,
разложить слово на части (слоги звуки).
Основные направления работы
по развитию речи во второй младшей группе
следующие:
· Расширение словарного запаса детей
· Развитие звуковой культуры речи
· Развитие грамматического строя речи
· Развитие связной речи (монологической и
диалогической)
· Развитие образной речи
Основные формы – это
организация образовательных ситуаций и
ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации –
рассматривание картин, игрушек, чтение
сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы,
рассказывать сказки и обыгрывать их,
умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе
прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в
любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним
или несколькими детьми. Одну ситуацию
повторяем несколько раз с разными
детьми. Ситуации общения чаще всего возникают
спонтанно, при этом педагоги
видят и поддерживают такие
ситуации. Стараются уловить смысл
высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких
фраз, и своими вопросами побудить малыша
к диалогу или более полному высказыванию.
Ежедневно педагоги
проводят с детьми пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, речевые игры,
развивают мелкую моторику, разучивают
чистоговорки, скороговорки, которые также способствуют развитию речи детей.
В настоящее время
требования в условиях современной жизни по развитию связной речи детей
дошкольного возраста все более возрастают, становясь особенно актуальной
проблемой в связи с целенаправленной, углубленной подготовкой детей к школе,
меняется приоритет современного дошкольного образования. Овладение родным
языком как средством и способом общения и познания является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. И в связи с этим для
достижения этих требований, следует повышать профессиональную компетентность,
эффективность своей работы, искать пути оптимальных решений для достижения
наилучших результатов по развитию связной речи детей.
Возникает противоречие
между возможностями форм фольклора в речевом развитии детей и недостаточной
обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи
детей средствами различных форм фольклора. Поэтому возникла потребность в развитии
речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.
Развитие связной речи –
это важнейшая задача словарной работы в детском саду. Фольклор – одно из
действенных и ярких средств, таящее огромные дидактические возможности.
Фольклору (сказки,
заклички, протешки и др.) присуща необычайная простота, яркость, образность,
особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы, и образы. Можно
выделить педагогов, которые занимаются изучением влияния фольклора на развитие
речи дошкольников, например, М.А. Поваляева, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская,
С.А. Черняева и многие другие.
Работа над развитием
связной речи в ДОО должна осуществляться в режимных моментах, при проведении
практической деятельности и игр, при организации наблюдения в природе, при
проведении непосредственной образовательной деятельности. Итак, фольклорные
средства представляют собой богатый речевой материал для развития связной речи
у младших дошкольников, который можно использовать во всех видах деятельности
детей.
Работа над развитием
связной речи у детей должна начинаться с младшего возраста.
Дети осваивают родной
язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени
проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст
своих родителей.
Поэтому одним из своих
направлений в работе по развитию речи детей является использование малых
фольклорных жанров. Интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам помогает
«разговорить» детей.
Известно, что
художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием
погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое
условие нормального речевого развития.
Воспитатель, владеющий
фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, сказки, умеющий
эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми,
успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее
организует игровую деятельность и становится активным участником речевого
развития ребенка.
Значительно возрастает
понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о
том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его
опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития
наблюдательности, способности обобщения. Если ребёнку систематически
рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность,
навыки слушания чтения книги.
Фольклорные произведения
помогают в работе и по развитию подвижности артикуляционного аппарата, и по
развитию произносительной стороны речи, и на формирование словаря и развитию
активной речи. Образовательная деятельность по развитию подвижности
артикуляционной моторики носит подражательный, игровой характер.
Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому фольклорный
материал должен соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст
фольклорных произведений