Курсовая с практикой Экономические науки Система государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему Организационное устройство и правовые основы деятельности Министерства науки и высшего образования в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Государственное управление в сфере
образования: теоретико-правовые основы   6

1.1. О системе распределения властных
полномочий в сфере образования. 6

1.2. Государственное регулирование
образования: правовой аспект. 11

2. Практические аспекты управления
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ.. 21

2.1. Основные нормативно-правовые
аспекты регулирования деятельности Министерства науки и высшего образования РФ
и Министерства просвещения РФ   21

2.2. Совершенствование государственного
управления  в сфере образования. 25

Заключение. 28

Список
использованных источников и литературы   30
  

Введение:

 

Актуальность темы.

В современном мире высшее образование занимает
определяющее место в создании новейших производственных, информационных и
социальных технологий, при помощи которых обуславливается уровень
социально-экономического развития государства, а также потенциал его
обороноспособности.

Право и образование выступают в роли взаимосвязанных
социальных институтов, идеологических ретрансляторов социального опыта.
Характер нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от
национальной идеологии, а понятие «образование» в формально-юридическом значении
выступает в качестве целенаправленного процесса воспитания и обучения в
интересах человека, общества и государства.

Таким образом, государство выступает  в качестве заказчика и надзорной инстанции над
институциональными образовательными надстройками, создавая доктринальные
принципы, показывая направление развития системы образования, а также принимает
участие в разработке норм, в соответствии со своими потребностями.

На основании норм Конституции Российской Федерации,
гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования в государственных образовательных
учреждениях; а также право граждан на конкурсной основе бесплатно получить
высшее образование в государственном образовательном учреждении.

Для претворения в жизнь конституционных прав граждан в
сфере образования, а также для осуществления государственного регулирования
образования как функции государства реализуется  управление системой образования.

Целью данной курсовой работы является изучение организационного
устройства и правовых основ деятельности Министерства науки и высшего
образования в Российской Федерации.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:

— рассмотреть
понятия системы распределения властных полномочий в сфере образования;

— изучить правовой аспект государственного
регулирования образования;

— охарактеризовать основные нормативно-правовые
аспекты регулирования деятельности Министерства науки и высшего образования РФ
и Министерства просвещения РФ;

— выявить особенности совершенствования
государственного управления в сфере образования.

Объект и предмет
исследования.

Объектом данного
исследования выступили отношения по поводу регулирования государством сферы
образования.

Предмет исследования
составили административно-правовые нормы российского законодательства,
характеризующие особенности государственного управления в сфере образования.

Методология. Методологическое основание данного исследования
составил диалектико-материалистический метод познания объективной
действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в
развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального
аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное»,
«явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность
и возможность» и др.

Формально-логический метод отразил применение при написании
данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез,
индукция, дедукция).

Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и
нормы административного законодательства.

Структура
работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов,
заключения и списка использованной литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Для любого современного общества одной из самых
актуальных проблем является состояние образования, которое в условиях
трансформируемых преобразований в экономике становится все серьезней и острей.
Россия уделяет большое внимание развитию образования, поскольку отечественная
система образования является одним из важных факторов сохранения места России в
ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей
высоким уровнем культуры и науки. От уровня образования напрямую зависит
качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики,
промышленности, производствах.

Известно, что образование имеет важное значение не
только для общества, но и для самого человека.

В этой связи, ключевая роль образования заключается в
создании условий для достижения каждым человеком высшего уровня его
способностей.

Только государство с его возможностями должно стать
гарантом конституционных прав личности, в том числе, в сфере образования, так
как право на образование является одним из конституционных, основных и
естественных прав человека.

Это право составляет основу правового статуса
личности.

Критерии государственной поддержки образования
необходимо совмещать с увеличением роли государства в гарантировании
соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества.

Государство должно не только обращать внимание на то,
чтобы образование было под стать международным стандартам, но и полностью
удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и
высокообразованных гражданах.

Поскольку от образовательной системы зависит очень
многое: и экономическое развитие, и уровень благосостояния в обществе, одним
словом – будущее Российского государства, то необходимо подчеркнуть, что
образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. С
образованием консолидируются перспективы и надежды на модернизацию экономики и
повышение темпов экономического роста. В конце концов, образование в связке с
наукой является одной из наиболее существенных гарантий национальной, региональной
и международной безопасности.

Государственное управление в области образования
материализуется на основе соединения принципов государственного регулирования и
самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской
Федерации все вопросы воспитания, просвещения, обучения, образования и науки
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.

Сущность государственного управления в сфере
образования состоит в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации общими усилиями
устанавливают приоритетные направления развития образования и науки.

Вышеперечисленные органы управления образованием
осуществляют единое руководство системой государственных учреждений
дошкольного, школьного, профессионально — технического, среднего специального,
педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском,
региональном и территориальном уровнях.

Таким
образом, управление образованием является целенаправленной деятельностью
центральных и местных исполнительных органов власти. Комплекс принципов, на
основе которых происходит государственное регулирование на уровне РФ, субъектов
РФ и самоуправления дает возможность установить приоритетные направления
развития образования и науки, создать условия для формирования образовательной
системы, реализовывать межотраслевую координирование образовательной, научной и
научно — техническую деятельность
 

Фрагмент текста работы:

 

Одним из принципов деятельности органов
государственной власти, основанным на ст. 2 Конституции РФ, является признание
приоритета человека, его прав и свобод, их соблюдения и защиты в качестве
обязанности государства. Право на образование выступает одним из
основополагающих прав человека и гражданина в РФ[1].
Вопросы образования относятся к предмету совместного ведения федерации и
субъектов Российской Федерации, поэтому властные полномочия в данной сфере
разделены специальным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»[2]. В
соответствии с ч. 1 ст. 4 настоящего закона отношения в сфере образования
регулируются Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми
актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.

В действительности нормативное регулирование
образования практически полностью осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов. Подобный
вывод можно сделать на основании того, что на федеральном уровне законодателями
приняты один специальный федеральный закон и 9 федеральных законов, которые
регулируют отдельные аспекты общественных отношений в сфере образования.

В тоже время в системе федеральных органов
исполнительной власти выделяются три органа, в полномочия которых включено
нормативное регулирование данной сферы: Министерство науки и образования РФ,
Министерство просвещения РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки (далее – Рособрнадзор).

После выделения из Министерства образования и науки РФ
двух министерств – Министерства Просвещения Российской Федерации и Министерства
Науки и образования Российской Федерации[3], –
между ними произошло перераспределение властных полномочий. Так в полномочия
Министерства просвещения РФ перешли нормативное регулирование основного,
среднего профессионального образования, дополнительного профессионального
обучения[4]. За
ним сохранился право регламентации различных видов порядков и положений,
установления перечней (в т.ч. федерального перечня учебников), утверждение
образовательных стандартов в пределах своих компетенций[5].

На Министерство Науки и образования Российской
Федерации Правительством РФ были возложены полномочия по нормативному
регулированию вопросов поступления, организации образовательного процесса,
делопроизводства, утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов высшего образования, а также стандартов по программам ординатуры,
ассистентуры-стажировк, высшего образования «в области подготовки специалистов
авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии
с международными требованиями, а также в области подготовки работников
железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и
маневровой работой» по согласованию с профильными министерствами[6].

Рособрнадзор
согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющих переданные полномочия, и назначение их руководителей. Данный
федеральный орган также имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения полномочий федерации, переданных субъектам Российской Федерации,
направить предложение об отстранении от должности должностных лиц органов
исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере
образования[7].



[1] Конституция
Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о
поправках к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691. С. 3651-3682.

[2] Об образовании в
Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: [Принят
Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012
г.]: в ред. Федер. Закона от 02 дек. 2019г. № 403-ФЗ, от 02 дек. 2019г. №
411-ФЗ // Рос. Газ. 2012. 31 дек.; 2019 4 дек.

[3] О структуре
федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Рос. Федерации от 15
мая 2018 г. № 215: в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 28 окт. 2019 г. №
529 // Рос. Газ. 2018. 17 мая; 2019. 30 окт.

[4] О структуре
федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Рос. Федерации от 15
мая 2018 г. № 215: в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 28 окт. 2019 г. №
529 // Рос. Газ. 2018. 17 мая; 2019. 30 окт.

[5] Об утверждении
Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 884: в ред. Постановления
Правительства РФ от 13 дек. 2019 г. № 1663. URL: http://www.pravo.gov.ru

[6] Об утверждении
Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682: в ред. Постановления
Правительства РФ от 12 дек. 2019 г. № 1646. URL: http://www.pravo.gov.ru

[7] Об образовании в
Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: [Принят
Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012
г.]: в ред. Федер. Закона от 02 дек. 2019г. № 403-ФЗ, от 02 дек. 2019г. №
411-ФЗ // Рос. Газ. 2012. 31 дек.; 2019 4 дек.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы