Продуктивные виды деятельности с практикумом Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Организационно методические основы эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АППЛИКАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Сущность и содержание эстетического воспитания 5
1.2. Особенности младших школьников с задержкой психического развития 9
1.3 Аппликация как средство эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АППЛИКАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИ 20
2.1 Анализ программ эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием аппликации 20
2.2 Методы и средства эстетического воспитания младших школьников с ЗПР посредством аппликации на уроках технологии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в эстетическом воспитании, как и все остальные дети. Роль эстетического воспитания не стоит недооценивать. Ведь именно благодаря этому у ребенка формируются такие качества характера, как адаптированность, креативность, гибкость мышления, что позволяет ему добиться успеха в дальнейшей взрослой жизни.
В Федеральном Законе «Об образовании» [1] личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость эстетического воспитания детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса, в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве.
Вопросы эстетического воспитания рассмотрены в трудах видных психологов и педагогов (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Д.И. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев, О.И. Мотков, Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский). По мнению разных авторов (Д.Б. Богоявленской, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, Н.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной П.М. Якобсона, и др.) своеобразие эстетического воспитания ребенка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказываниях деятелей искусств (А.С. Голубкина, Е.И. Дергилева, С.Т. Коненкова, И.Е. Репина, П.П. Чистякова и др.), которые подчеркивают, что эстетическое воспитание – это большое выражение внутреннего способствующих духовного обучения содержания человека в движения соответствующем ему посещение чувственном образе.
Изготовление аппликаций основу имеет неоценимое ужно значение для теплов всестороннего развития мере ребенка. Она особенности позволяет детям посредством передать то, что они возрастных видят в окружающей поэтому жизни; то, что их конкретные взволновало, вызвало учеными положительное, а исоздавая ногда и отрицательное художественное отношение. Что особенно важно для детей с ЗПР. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
наиболее Цель результату исследования – обосновать организационно-методические основы эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.
отличительной Объект исследования – процесс эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.
освоение Предмет исследования – методы и средства эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.
Зспособы адачи исследования:
1) изучить сущность и содержание эстетического воспитания;
2) выявить особенности младших школьников с задержкой психического развития;
3) раскрыть сущность аппликации как средства эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
4) описать организацию и методики исследования;
5) описать программы УМК эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием аппликации;
6) выявить средства и методы по проведению занятий по изготовлению аппликации на уроках технологии с детьми младшего возраста с ЗПР;
7) сделать выводы.
исследователям Структура изображения курсовой работы: почему состоит из детей введения, двух теория глав, детей заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Эстетическое образование нужно начинать еще в младшем школьном возрасте. Поскольку это особый возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но и с помощью эстетического образования заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют большие трудности с формированием навыков учебной деятельности. Получение новых знаний требует от них больших усилий, что накладывает свой отпечаток на построение учебного процесса.
Аппликация является эффективным средством эстетического воспитания младших школьников с ЗПР. Процесс создания аппликации предполагает использование различных материалов, в том числе природных, абсолютно любых форм и размеров. Это способствует развитию воображения и творческих способностей ребенка. А получившиеся в итоге работы аппликация развивает эстетическое восприятие и художественный вкус. Именно по этой причине изготовление аппликаций является неотъемлемой частью занятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.
Учитывая особенности данной категории детей на занятиях по изготовлению аппликации необходимо использовать специальные методы и приемы, которые способствуют развитию познавательного интереса. Кроме этого, занятия должны проводиться систематически и по строго определенному плану. Также важным условием является поддержка родителей и поощрение детского творчества.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в эстетическом воспитании, как и все остальные дети. Роль эстетического воспитания не стоит недооценивать. Ведь именно благодаря этому у ребенка формируются такие качества характера, как адаптированность, креативность, гибкость мышления, что позволяет ему добиться успеха в дальнейшей взрослой жизни.
В Федеральном Законе «Об образовании» [1] личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость эстетического воспитания детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса, в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве.
Вопросы эстетического воспитания рассмотрены в трудах видных психологов и педагогов (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Д.И. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев, О.И. Мотков, Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский). По мнению разных авторов (Д.Б. Богоявленской, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, Н.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной П.М. Якобсона, и др.) своеобразие эстетического воспитания ребенка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказываниях деятелей искусств (А.С. Голубкина, Е.И. Дергилева, С.Т. Коненкова, И.Е. Репина, П.П. Чистякова и др.), которые подчеркивают, что эстетическое воспитание – это большое выражение внутреннего способствующих духовного обучения содержания человека в движения соответствующем ему посещение чувственном образе.
Изготовление аппликаций основу имеет неоценимое ужно значение для теплов всестороннего развития мере ребенка. Она особенности позволяет детям посредством передать то, что они возрастных видят в окружающей поэтому жизни; то, что их конкретные взволновало, вызвало учеными положительное, а исоздавая ногда и отрицательное художественное отношение. Что особенно важно для детей с ЗПР. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
наиболее Цель результату исследования – обосновать организационно-методические основы эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.
отличительной Объект исследования – процесс эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.
освоение Предмет исследования – методы и средства эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе изготовления аппликации на уроках технологии.
Зспособы адачи исследования:
1) изучить сущность и содержание эстетического воспитания;
2) выявить особенности младших школьников с задержкой психического развития;
3) раскрыть сущность аппликации как средства эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
4) описать организацию и методики исследования;
5) описать программы УМК эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием аппликации;
6) выявить средства и методы по проведению занятий по изготовлению аппликации на уроках технологии с детьми младшего возраста с ЗПР;
7) сделать выводы.
исследователям Структура изображения курсовой работы: почему состоит из детей введения, двух теория глав, детей заключения и списка используемой литературы.

 

Список литературы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АППЛИКАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Сущность и содержание эстетического воспитания

Трудно развивать эстетические идеалы, художественный вкус, когда личность уже сформирована. Художественно-эстетическое развитие личности начинается с раннего детства. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, нужно обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Н. Миропольская, С. Ничкало отмечают, что «начальные классы – это сенситивный период в школе для воспитания ребенка, культуры его поведения, развития чувства красоты. Именно в это время интенсивно формируется сенсорная сфера личности ребенка, обогащается ее чувственный опыт» [27]. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.
Д.С. Лихачев опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [15, с. 54].
В.Н. Шацкая считает, что «эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности» [22, с. 27].
Таким образом, мы можем понимать под эстетическим воспитанием воспитание, которое осуществляется средствами искусства и творчества, оно направлено на развитие чувства прекрасного.
Исследуя сущностные нравственно-эстетические качества личности В.А. Сухомлинский считает, что они формируются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, какое было детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, вошел в его ум и сердца из окружающего мира – от этого во многом зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируется характер, мышление, речь человека» [20, с. 94].
Конечно, жизнь меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Например, формирование художественно-эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. Особенно акцентирует на этом внимание В.А. Сухомлинский: «Эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры чувств и восприятий. Как для воспитания трудового мастерства необходимы длительные упражнения руки, развивающие ум, интеллектуальные способности, так воспитания духовной, нравственной, эмоциональной, эстетической культуры требует длительных упражнений органов чувств, прежде всего зрения и слуха … Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, тем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру человека» [20, с. 102].
Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с художественно-эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы, кино, кукольный театр, музыка, танцы.
Книжные, мультипликационные или герои кино являются носителями добра или зла, милосердия или жестокости, справедливости или лжи. По мере своего понимания маленький ребенок становится на сторону добра, симпатизирует героям, борющихся за справедливость против зла. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива; отзывчивости, сердечности, задушевности. В гармоничном сочетании красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений [22, c. 192].
С младшего школьного возраста происходят изменения и в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Один из мотивов проявления потребности являются привлекательность и значимость объекта. Эстетические потребности человека проявляются прежде всего через художественные интересы и потребности, потребности в общении с разными видами искусства, в художественном творчестве. В эмоциях, которые являются специфической формой взаимодействия человека с явлениями окружающего мира, всегда присутствует оценка (положительная или отрицательная), что дает возможность контролировать и корректировать деятельность. Переживания оценочного отношения к тому или иному явлению или ситуации является формой выражения определенной потребности. В свою очередь, осознание причины, сигнализирующий о необходимости и тем самым побуждает субъекта к деятельности, составляет мотив этой деятельности [18, c. 83].
Отсюда становится понятной сложная взаимозависимость эмоциональной насыщенности учебного процесса и формирования мотивов, является тем личным инструментом, который направляет образовательную активность ученика, его желание преодолевать всевозможные препятствия, настойчиво продвигаться к цели.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве дети живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, часто превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. «Красота оттачивает человечность. Если человек с детства воспитывается на красоте, прежде всего на хороших книгах, если у него развивается способность к переживаниям, чувство восхищения, восторга перед красотой, то вряд ли, чтобы он стал бездушным, паскудным, развратным. Красота, прежде всего духовные ценности, воспитывает изящество натуры, а чем тоньше натура, – отмечает В.А. Сухомлинский, – тем острее человек воспринимает мир и тем более он может дать миру…» [20, с. 101].
Эстетические явления действительности и искусства, которые человек глубоко воспринял, способны вызвать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. В зависимости от содержания, эстетические явления могут вызвать у человека чувство духовного наслаждения или отвращения, страха или смех и тому подобное. Если человек переживает такие эмоции многократно, то у него формируется художественно-эстетическая потребность. Эмоционально-эстетическая оценка идей, принципов как важнейший элемент идейного воспитания зависит от того, насколько глубоко способен человек переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восторг, удивление, печаль, тревогу, стыд, гнев, возмущение и др. [15, с. 37].
В своей работе Н.И. Киященко отмечает, что педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – это один из важных путей проникновения в детское сознание, ее расширение, углубление, укрепление и конструирования. Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания [11, с. 49].
В.Н. Шацкая считает, что к основным критериям относятся художественные потребности личности, место искусства в структуре свободного времени, интенсивность контактов с произведениями, характер вкусовых предпочтений, активность поиска источников художественных впечатлений, области общения с разновидностями искусства, доступность для понимания личностью художественных произведений, культура их восприятия тому подобное [22, с. 84].
Обобщая предложенные критерии диагностики, можно выделить три основных параметра изучения уровней художественного развития личности. Это – динамика становления эмоционально-восторженного отношения субъекта к искусству, наличие соответствующих знаний и умений, творческих характер художественной деятельности. Ведь только в органической взаимосвязи чувств, знаний и творческой самостоятельности становится возможным влияние искусства на внутренний мир человека [7, с. 92].
Таким образом, младший школьный возраст – это особый возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но и с помощью эстетического образования заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы