Начальное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы
исследования   орфографической зоркости
младших школьников. 6

1.1 Понятие и основные принципы
русской орфографии. 6

1.2. Формирование у младших
школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения. 10

Выводы по главе
1. 18

Глава 2.
Методика формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках
русского языка. 20

2.1. Система
работы по формированию орфографической зоркости. 20

2.2. Исследование орфографической
зоркости у младших школьников. 26

Выводы по главе
2. 46

Заключение. 47

Список
литературы.. 49

  

Введение:

 

Акутальность исследования. В последние годы идет активный
процесс модернизации образования, который предусматривает повышение уровня
образованности, включая учеников начальной школы.

Своевременное освоение речи — основа умственного
развитке ребенка, залог ее полноценного общения с людьми. Однако в последние
годы увеличивается количество детей, имеющих проблемы речевого развития и
требуют логопедической помощи. Различные отклонения в развитии речи ребенка
негативно сказываются на восприятии речи других, высказывать-вание собственных
мыслей и препятствуют освоению правильного чтения и грамотного письма.

За последнее время возросло число детей, испытывающих
трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является
нарушение в усвоении и использовании правил орфографии.

Степень теоретической
разработанности. Данная проблема — важная общеметодическая задача, которая нашла отражение
в трудах К. Ушинского, Д. И. Тихомирова, И.С. Рождественского, Д. Н.
Богоявленского, П. Я. Гальперина, Н.Н. Алгазиной, А. Н. Гвоздева и др. Эта
задача актуальна и сегодня.

Проблема
формирования у учащихся грамотного письма остается ется одной из актуальных в
общей и специальной методике обучения. Этой проблемой занимались многие ученые:
Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. М. Садовникова, Л. Н. Ефименкова и другие. Это
одна из главных задач курса грамматики и правописания в начальных классах.
Кроме теоретических знаний грамматики, необходимо, по выражению К. Д.
Ушинского, практика, которой руководит грамматика. Именно в процессе
практической деятельности формируется элементарная грамотность.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто
лишь в коммуникативных ситуациях. Приступая к изучению орфографии, дети должны
осознавать, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Поэтому в настоящее время вопрос об орфографическом и
пунктуационном минимуме,
по-прежнему остается весьма волнующим нашу школу и по-прежнему нерешенным.
Однако пути его решения с течением времени все больше проясняются. Это изучение
природы русского правописания, психологические основы обучения ему, разработка
методов и приемов предупреждения орфографических ошибок и формирования навыков
грамотного письма, накопление практического опыта творчески работающих
учителей.

Анализ
существующих противоречий. Таким образом,
возникают противоречения между теоретическим знанием правила и умением его
применять.

Проблема
заключается в поиске эффективных средств развития навыков орфографической
зоркости младших школьников.

Цель
исследования: проанализировать эффективность разработанных упражнений в
развитии орфографической зоркости младших школьников.

Объект исследования: процесс развития орфографической зоркости
младших школьников.

Предмет
исследования: содержание работы учителя по использованию проблемного обучения с
целью развития  орфографической зоркости младших
школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию
орфографической зоркости младших школьников будут способствовать следующие
условия:

1.
если работа будет проводится поэтапно: от простого к сложному;

2.
если на каждом этапе будут применться специальные упражнения.

В соответствии с целью были поставлены следующие
задачи:

1. изучить понятие и основные принципы русской
орфографии,

2. определить особенности формирования у младших
школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения,

3. предложить систему работы по формированию
орфографической зоркости,

4. провести исследование орфографической зоркости у
младших школьников.

База исследования: исследование было организовано на
базе МАОУ СОШ №44 г. Томска. В исследовании приняли участие ученики 3 класса
(24 ребенка). Классный руководитель Осипова Тамара Андреевна.

Практическая значимость определяется возможностью
использования материалов и выводов исследования на уроках в начальной школе:

— разработаны этапы по развитию
орфографической зоркости младших школьников,

— на
каждом этапе разработаны специальные упражнения, спососбтвующие развитию
орфографической зоркости младших школьников: на ознакомление с новой
орфограммой, ввод нового орфографичексого правила, действия по алгоритму
(образцу), формирование
умения находить орфограммы, определять их тип и выбирать способ проверки,дидактический
игры и упражнения на усвоение новой орфограммы, диктаны на закрепление новой
орфограммы.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общие выводы,
определяющие степень решения задач исследования и подтверждающие правомерность
выдвинутой гипотезы, заключаются в следующем:

Анализ литературы
показал, что проблема звездообразования правописания у детей младшего школьного
возраста находит должный отклик у специалистов в различных областях знаний. Но,
несмотря на признание актуальности этой проблемы, она остается одной из самых
сложных и не до конца изученных областей знаний как в теоретическом, так и в
прикладном плане. Не решен ряд вопросов, связанных с разработкой структуры,
содержания и технологии орфографической звездообразования у младших школьников,
концептуально-теоретическим обоснованием и конкретными практическими
предложениями.

Прослеживается развитие идеи формирования
орфографической славы в отечественной науке. уточнены понятия «орфографическая
звездность» (как способность обнаруживать написание слов в слуховом и / или
визуальном восприятии и объяснять их написание) и «орфографическая стадия
структуры» (которая включает следующие компоненты: высокий уровень учебной
мотивации, высокая эффективность, развитое фонематическое слух. высокий уровень
развития произвольной памяти, развитая зрительно-моторная координация, развитые
каллиграфические навыки, высокий уровень развития произвольного внимания,
хорошее знание правил орфографии).

Выделены основные задачи, требующие
решения для обучения младших школьников правилам правописания и формирования
устойчивых навыков правописания. Показано, что сложность орфографической задачи
задает для школьной постановки правило написания слова нахождение и понимание
его как задачи. Процесс выполнения орфографической задачи школьников проходит в
несколько этапов. Особое внимание уделяется правилам правописания, которыми
руководствуются при орфографической деятельности. Рассмотрены основные способы
и методы формирования орфографической грамотности младших школьников.
Определена последовательность этапов в формировании орфографических навыков
младших школьников, начиная с выбора упражнений, выбора форм и методов учителем
и навыков распознавания орфографических правил, правил их нахождения и владения
учеником практических знаний. Приведены примеры творческих задач, направленных
на формирование навыков распознавания орфографических правил.

Предложена
этапность ввода упражнений для формирования орфографической зоркости учащихся.

На
каждом этапе разработаны специальные упражнения, спососбтвующие развитию
орфографической зоркости младших школьников: на ознакомление с новой
орфограммой, ввод нового орфографичексого правила, действия по алгоритму
(образцу), формирование
умения находить орфограммы, определять их тип и выбирать способ проверки,дидактический
игры и упражнения на усвоение новой орфограммы, диктаны на закрепление новой
орфограммы.

В ходе
экспериментального исследования проверена эффективность выявленных этапов и
упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости. На основании сравнительных
показателей уровней сформированности орфографической зоркости на этапах
констатирующего и формирующего эксперимента отмечена положительная динамика.
Количество учащихся с высоким уровнем сформированности орфографической зоркости
увеличилось на 5 человек (30%).

Таким образом,
гипотеза исследования подтвердилась. Цель выполнена, задачи решены. В
результате исследования удалось не только решить поставленные задачи, но и
увидеть перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы исследования   орфографической зоркости младших школьников 1.1 Понятие и основные принципы русской
орфографии Русская
орфография как совокупность правил раскладывается на пять разделов [18,с.77].
Каждый из этих разделов представляет собой систему правил:

1) правила,
применяемые при обозначении звуков буквами в составе слова;

2) правила
употребления прописных и строчных букв (выделяются прописными буквами имена
собственные и некоторые другие типы слов, а также начальное слово
самостоятельного предложения);

3) правила о
слитных, полу слитных (дефисных) написаниях, а также о раздельных написаниях;

4) правила
переноса частей слова с одной строки на другую;

5) правила
графического сокращения слов.

Все указанные выше разделы орфографической зоркости определяют ее
основные принципы.

Морфологический принцип. В учебной и научно-методической литературе
морфологический принцип отождествляется с морфофонематическим, фонематическим
или фонемным, принципами. Эти наименования глубже раскрывают сущность
морфологического принципа, подчеркивая, что написание морфемы предопределяется
ее фонематическим составом.

Морфологический (фонематический) принцип заключается в том, что
одинаковыми знаками алфавита обозначаются фонемы, составляющие данную морфему,
независимо от того, в каких звуках выражаются эти морфемы, то есть каждая
фонема в любой позиции изображается одним и тем же буквенным знаком,
соответствующим данной фонеме в сильной позиции. [11, с. 116 ].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы