Теоретические основы и технологии начального языкового и литературного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Сущность орфографии и ее принципы 5

1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 9

1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости 18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 25

2.1. Диагностика исходного уровня развития орфографической зоркости у школьников 25

2.2. Использование упражнений по работе с текстом на уроках русского языка для развития орфографической зоркости 32

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию орфографической зоркости 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

  

Введение:

 

Актуальность. Формирование орфографической грамотности – основная задача обучения русскому языку. Орфографическая грамотность является одним из компонентов общей языковой культуры, обеспечивающим точность выражения мыслей и взаимопонимание в письменном общении. Ее основы закладываются в начальные годы. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это способность обнаруживать орфограммы в написании слов, а также определять их типы. Недостаточная орфографическая зоркость или слабое ее формирование является одной из основных причин ошибок, допускаемых школьниками. Поэтому достижение качественной орфографической зоркости было и остается одной из самых сложных задач основного образования.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является недостаточная сформированность у них орфографической зоркости, т.е. неспособность «видеть» орфографию.

Цель курсовой работы — определить, какие педагогические условия наиболее эффективны в процессе формирования орфографической зоркости.

Объект исследования — процесс формирования орфографической зоркости.

Предмет исследования — педагогические условия эффективности работы по формированию орфографической зоркости.

Гипотеза: эффективность формирования орфографической зоркости зависит от систематичного использования упражнений, направленных на развитие грамотного письма, таких, как диктанты, тесты, упражнения «запоминалки» и т.д.

Задачи:

1. Определить сущность орфографии и ее принципы;

2. Изучить орфограмму, орфографическую зоркость и ее структуру;

3. Рассмотреть методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости;

4. Провести экспериментальную работу по развитию орфографической зоркости в процессе работы с текстом на уроках русского языка.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.;

Эмпирические: изучение результатов деятельности детей; наблюдение; эксперимент.

База исследования: МАОУ гимназия № 56 г. Томска, 4 «В» класс, учитель

Практическая значимость работы…

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современной школе основной задачей обучения школьников русскому языку является развитие орфографической зоркости, формирование орфографической грамотности. Из практики обучения младших классов известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является недостаточная сформированность у них орфографической зоркости, т.е. неспособность «видеть» орфографию. Мы убеждены, что орфографические навыки формируются и развиваются постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выбора гласных и букв, морфем при чтении, при написании диктантов, при осложнении заданиями и во многих других упражнениях. Кроме того, для успешного освоения орфографических навыков очень важно формирование сознательного отношения самих учащихся к своему развитию.

В нашем исследовании ставилась цель выявить и рассмотреть наиболее эффективные приемы работы с текстом для развития орфографической зоркости школьников на уроках русского языка.

В процессе работы мы решали следующие задачи:

1. Охарактеризовали термины «орфография», «орфографическая зоркость».

2. Выявлены факторы формирования орфографической зоркости и причины ошибок у школьников.

3. Работу с текстом мы рассматривали как средство развития орфографической зоркости школьников на уроках русского языка.

4. Экспериментально подтверждена эффективность работы с текстом на уроках русского языка на развитие орфографической зоркости у школьников.

В ходе работы мы создали систему уроков с включением орфографических упражнений.

В исследовании использовались следующие методы: анализ методической и педагогической литературы по теме исследования; контроль учебного процесса; проведение детектирующих и формирующих, контрольных экспериментов; анализ результатов, полученных в ходе исследования.

В соответствии с полученными данными можно констатировать, что орфографические упражнения способствуют эффективному развитию письменной грамотности.

Также можно сказать, что наша работа по развитию орфографической зоркости у школьников была эффективной. Развитие орфографической зоркости школьников будет проходить более успешно, если они будут систематически применять орфографические упражнения, работать с текстом (переписывание текстов, диктант, запись наизусть и др.), использовать отдельные работы. Это означает, что наша гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность орфографии и ее принципы

Важнейшим направлением обучения русскому языку в начальной школе является формирование у школьников грамотного письма, то есть письма, соответствующего нормам современного правописания.

Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Правила графики усваиваются первоклассниками в период обучения грамоте, в начальном курсе русского языка формируются только элементарные пунктуационные умения, а вот содержание обучения орфографии включает изучение большого количества правил правописания, представляющих разные разделы русской орфографии, и формирование базовых орфографических умений, составляющих основу грамотности учащихся. Обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает формирование знаний и умений по орфографии.

Орфография (от гр. orthos ‘правильный’ и grapho ‘пишу’) — «правописание» или правильное письмо, соответствующее нормам.

Орфография по определению В.Ф. Ивановой — это:

1) исторически сложившаяся система написания, которую принимает и которой пользуется общество;

2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий);

4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний [5].

Сфера орфографии – это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе правописной норме.

В русской орфографии различают пять разделов:

1. Передача звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем (например, правописание гласных и согласных в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях слов разных частей речи; правописание разделительных Ь и Ъ знаков);

2. Слитные, дефисные и раздельные написания слов (например, раздельное написание предлогов со словами, правописание частицы НЕ с разными частями речи);

3. Употребление прописных и строчных букв (например, правописание имен собственных, употребление прописной буквы в начале предложения, и т.п.);

4. Способы переноса слов с одной строчки на другую;

5. Графические сокращения слов.

Каждый из разделов орфографии представляет собой систему правил, основанных на определенных орфографических принципах. Орфографические принципы – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого орфографией. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил. В настоящее время в лингвистической науке сложились два направления в признании основного принципа русской орфографии: одни считают ведущим морфологический принцип – Санкт — Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа, а другие фонематический – Московская фонологическая школа.

Между представителями этих школ нет единства в определении фонемы. Как утверждают представители Московской фонологической школы, звуки «как единицы устной речи связаны с буквами, единицами письменной речи, через посредство фонем».

Одни и те же звуки по МФШ, могут быть вариантами то одной, то другой фонемы. Например: в слове шапка звук [п] — вариант фонемы [п], а в слове ю[п]ка звук [п] — вариант фонемы [б], т.к. в слабой позиции этот звук выполняет ту же функцию, что и [б] в сильной позиции, — формирует один и тот же корень. При фонематическом подходе ориентируемся на фонему (звук) и написание соответствует формуле: звук в слабой позиции → фонема в сильной позиции → буква, при морфологическом – на морфему и написание соответствует формуле: орфограмма → морфема → буква. Раньше считали ведущим морфологическую теорию, в которой общие для родственных слов морфемы на письме сохраняют единое написание.

Но сейчас в практику вводится фонематическая теория, в которой одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она не звучала в том или ином положении.

На начальном этапе обучения, пока дети не знакомы с морфемами, ведущим принципом является фонематический, который на основе сопоставления звуков в сильной и слабой позиции помогает школьникам усвоить опознавательные признаки орфограмм, находить орфограммы, устанавливать связь между отдельными правилами, усваивать способы самоконтроля. В дальнейшем после изучения морфем ведущим становится морфологический принцип — соотнесение орфограммы с составом слова.

Кратко познакомимся с принципами русской орфографии. Морфологический принцип предполагает одинаковое написание морфем (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от их произношения, опирается на учение о морфемах, использует сопоставление сильных и слабых вариантов фонем: слабая позиция проверяется сильной позицией.

Например: для корня год — написание корня сохраняется во всех словах с этим корнем: годик, годовой, годы, новогодний. Для приставки по -, которая пишется во всех случаях одинаково: поехал, побежал, побрил, хотя произносится по-разному: [па]ехал, [па]бежал, [па]брил. Постоянная, регулярная работа школьников при проверке орфограмм способствует усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря – ведь необходимо подбирать все время родственные слова.

 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы
исследования   орфографической зоркости
младших школьников. 6

1.1 Понятие и основные принципы
русской орфографии. 6

1.2. Формирование у младших
школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения. 10

Выводы по главе
1. 18

Глава 2.
Методика формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках
русского языка. 20

2.1. Система
работы по формированию орфографической зоркости. 20

2.2. Исследование орфографической
зоркости у младших школьников. 26

Выводы по главе
2. 46

Заключение. 47

Список
литературы.. 49

  

Введение:

 

Акутальность исследования. В последние годы идет активный
процесс модернизации образования, который предусматривает повышение уровня
образованности, включая учеников начальной школы.

Своевременное освоение речи — основа умственного
развитке ребенка, залог ее полноценного общения с людьми. Однако в последние
годы увеличивается количество детей, имеющих проблемы речевого развития и
требуют логопедической помощи. Различные отклонения в развитии речи ребенка
негативно сказываются на восприятии речи других, высказывать-вание собственных
мыслей и препятствуют освоению правильного чтения и грамотного письма.

За последнее время возросло число детей, испытывающих
трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является
нарушение в усвоении и использовании правил орфографии.

Степень теоретической
разработанности. Данная проблема — важная общеметодическая задача, которая нашла отражение
в трудах К. Ушинского, Д. И. Тихомирова, И.С. Рождественского, Д. Н.
Богоявленского, П. Я. Гальперина, Н.Н. Алгазиной, А. Н. Гвоздева и др. Эта
задача актуальна и сегодня.

Проблема
формирования у учащихся грамотного письма остается ется одной из актуальных в
общей и специальной методике обучения. Этой проблемой занимались многие ученые:
Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. М. Садовникова, Л. Н. Ефименкова и другие. Это
одна из главных задач курса грамматики и правописания в начальных классах.
Кроме теоретических знаний грамматики, необходимо, по выражению К. Д.
Ушинского, практика, которой руководит грамматика. Именно в процессе
практической деятельности формируется элементарная грамотность.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто
лишь в коммуникативных ситуациях. Приступая к изучению орфографии, дети должны
осознавать, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Поэтому в настоящее время вопрос об орфографическом и
пунктуационном минимуме,
по-прежнему остается весьма волнующим нашу школу и по-прежнему нерешенным.
Однако пути его решения с течением времени все больше проясняются. Это изучение
природы русского правописания, психологические основы обучения ему, разработка
методов и приемов предупреждения орфографических ошибок и формирования навыков
грамотного письма, накопление практического опыта творчески работающих
учителей.

Анализ
существующих противоречий. Таким образом,
возникают противоречения между теоретическим знанием правила и умением его
применять.

Проблема
заключается в поиске эффективных средств развития навыков орфографической
зоркости младших школьников.

Цель
исследования: проанализировать эффективность разработанных упражнений в
развитии орфографической зоркости младших школьников.

Объект исследования: процесс развития орфографической зоркости
младших школьников.

Предмет
исследования: содержание работы учителя по использованию проблемного обучения с
целью развития  орфографической зоркости младших
школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию
орфографической зоркости младших школьников будут способствовать следующие
условия:

1.
если работа будет проводится поэтапно: от простого к сложному;

2.
если на каждом этапе будут применться специальные упражнения.

В соответствии с целью были поставлены следующие
задачи:

1. изучить понятие и основные принципы русской
орфографии,

2. определить особенности формирования у младших
школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения,

3. предложить систему работы по формированию
орфографической зоркости,

4. провести исследование орфографической зоркости у
младших школьников.

База исследования: исследование было организовано на
базе МАОУ СОШ №44 г. Томска. В исследовании приняли участие ученики 3 класса
(24 ребенка). Классный руководитель Осипова Тамара Андреевна.

Практическая значимость определяется возможностью
использования материалов и выводов исследования на уроках в начальной школе:

— разработаны этапы по развитию
орфографической зоркости младших школьников,

— на
каждом этапе разработаны специальные упражнения, спососбтвующие развитию
орфографической зоркости младших школьников: на ознакомление с новой
орфограммой, ввод нового орфографичексого правила, действия по алгоритму
(образцу), формирование
умения находить орфограммы, определять их тип и выбирать способ проверки,дидактический
игры и упражнения на усвоение новой орфограммы, диктаны на закрепление новой
орфограммы.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общие выводы,
определяющие степень решения задач исследования и подтверждающие правомерность
выдвинутой гипотезы, заключаются в следующем:

Анализ литературы
показал, что проблема звездообразования правописания у детей младшего школьного
возраста находит должный отклик у специалистов в различных областях знаний. Но,
несмотря на признание актуальности этой проблемы, она остается одной из самых
сложных и не до конца изученных областей знаний как в теоретическом, так и в
прикладном плане. Не решен ряд вопросов, связанных с разработкой структуры,
содержания и технологии орфографической звездообразования у младших школьников,
концептуально-теоретическим обоснованием и конкретными практическими
предложениями.

Прослеживается развитие идеи формирования
орфографической славы в отечественной науке. уточнены понятия «орфографическая
звездность» (как способность обнаруживать написание слов в слуховом и / или
визуальном восприятии и объяснять их написание) и «орфографическая стадия
структуры» (которая включает следующие компоненты: высокий уровень учебной
мотивации, высокая эффективность, развитое фонематическое слух. высокий уровень
развития произвольной памяти, развитая зрительно-моторная координация, развитые
каллиграфические навыки, высокий уровень развития произвольного внимания,
хорошее знание правил орфографии).

Выделены основные задачи, требующие
решения для обучения младших школьников правилам правописания и формирования
устойчивых навыков правописания. Показано, что сложность орфографической задачи
задает для школьной постановки правило написания слова нахождение и понимание
его как задачи. Процесс выполнения орфографической задачи школьников проходит в
несколько этапов. Особое внимание уделяется правилам правописания, которыми
руководствуются при орфографической деятельности. Рассмотрены основные способы
и методы формирования орфографической грамотности младших школьников.
Определена последовательность этапов в формировании орфографических навыков
младших школьников, начиная с выбора упражнений, выбора форм и методов учителем
и навыков распознавания орфографических правил, правил их нахождения и владения
учеником практических знаний. Приведены примеры творческих задач, направленных
на формирование навыков распознавания орфографических правил.

Предложена
этапность ввода упражнений для формирования орфографической зоркости учащихся.

На
каждом этапе разработаны специальные упражнения, спососбтвующие развитию
орфографической зоркости младших школьников: на ознакомление с новой
орфограммой, ввод нового орфографичексого правила, действия по алгоритму
(образцу), формирование
умения находить орфограммы, определять их тип и выбирать способ проверки,дидактический
игры и упражнения на усвоение новой орфограммы, диктаны на закрепление новой
орфограммы.

В ходе
экспериментального исследования проверена эффективность выявленных этапов и
упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости. На основании сравнительных
показателей уровней сформированности орфографической зоркости на этапах
констатирующего и формирующего эксперимента отмечена положительная динамика.
Количество учащихся с высоким уровнем сформированности орфографической зоркости
увеличилось на 5 человек (30%).

Таким образом,
гипотеза исследования подтвердилась. Цель выполнена, задачи решены. В
результате исследования удалось не только решить поставленные задачи, но и
увидеть перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы исследования   орфографической зоркости младших школьников 1.1 Понятие и основные принципы русской
орфографии Русская
орфография как совокупность правил раскладывается на пять разделов [18,с.77].
Каждый из этих разделов представляет собой систему правил:

1) правила,
применяемые при обозначении звуков буквами в составе слова;

2) правила
употребления прописных и строчных букв (выделяются прописными буквами имена
собственные и некоторые другие типы слов, а также начальное слово
самостоятельного предложения);

3) правила о
слитных, полу слитных (дефисных) написаниях, а также о раздельных написаниях;

4) правила
переноса частей слова с одной строки на другую;

5) правила
графического сокращения слов.

Все указанные выше разделы орфографической зоркости определяют ее
основные принципы.

Морфологический принцип. В учебной и научно-методической литературе
морфологический принцип отождествляется с морфофонематическим, фонематическим
или фонемным, принципами. Эти наименования глубже раскрывают сущность
морфологического принципа, подчеркивая, что написание морфемы предопределяется
ее фонематическим составом.

Морфологический (фонематический) принцип заключается в том, что
одинаковыми знаками алфавита обозначаются фонемы, составляющие данную морфему,
независимо от того, в каких звуках выражаются эти морфемы, то есть каждая
фонема в любой позиции изображается одним и тем же буквенным знаком,
соответствующим данной фонеме в сильной позиции. [11, с. 116 ].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы