Макроэкономическое планирование и прогнозирование Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Оренбургская область

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Краткая характеристика
транспорта региона по итогам 2020 года. 6

1.1. Итоги
социально-экономического развития региона за 2020 г. 6

1.2. Перспективы
социально-экономического развития региона в
2021 г. 9

1.3. Анализ состояния
транспорта региона в 2020 г. 12

2. Анализ современного
состояния автомобильного транспорта региона. 16

2.1. Анализ состояния
транспорта региона в целом. 16

2.2. Анализ состояния автомобильного
транспорта. 21

2.3. Место автомобильного
транспорта в общем объеме по России. 33

3. Прогноз состояния
автомобильного транспорта на 2021 г. 36

3.1. Метод скользящей средней. 36

3.2. Метод экспоненциального
сглаживания. 38

3.3. Метод наименьших
квадратов. 39

3.4. Метод прогнозирования с
учетом сезонного фактора. 40

Заключение. 43

Список использованных
источников. 48

Приложения. 50

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из важных
факторов социально-экономического развития любого современного государства или
отдельного региона является эффективность функционирования транспортной
системы. На современном этапе именно транспорт обеспечивает развитие
производственной сферы, обеспечивая сначала взаимосвязь с поставщиками сырья и
доставку сырья, материалов на производственные предприятия, а позже – доставку готовой
продукции в торговую сеть. Также транспорт способствует и мобильности населения
страны (региона), обеспечивая доставку физических лиц в места работы, учебы,
отдыха и т.д.

Транспортная система является важным элементом
международного сотрудничества, обеспечивая потоки товаров в рамках
трансграничного сотрудничества. Транспортные коридоры между государствами и
регионами способствуют оптимальному использованию принципа разделения труда на
мировом и национальном уровнях. В соответствии с этим принципом каждая
территория специализируется на производстве того ресурса, производство которого
ей обходится наиболее выгодно, а другие ресурсы получает в рамках товарообмена,
который невозможен без использования транспорта.

Среди всех видов транспорта одним из наиболее
популярных является автомобильный транспорт. Это обусловлено тем, что именно
автомобильные дороги имеют наиболее широкую сеть, что создает перспективы
доставки грузов и пассажиров практически в каждый населенный пункт. Учитывая значительную роль транспорта, в т.ч.
автомобильного, в обеспечении производственно-коммерческих связей между
поставщиками сырья, производителями, торговыми организациями и конечными
потребителями, при планировании социально-экономического развития региона
чрезвычайно важно учитывать тенденции развития автомобильного транспорта на
данной территории. Это и определяет актуальность темы данной курсовой работы: «Разработка
прогнозной модели автомобильного транспорта Оренбургской области на 2020 г.».

Целью курсовой работы является закрепление и
углубление полученных знаний по дисциплине «Макроэкономическое планирование и
прогнозирование» в части разработки прогнозной модели автомобильного транспорта
Оренбургской области.

Для достижения указанной цели в работе были
поставлены такие задачи исследования:


изучить итоги социально-экономического развития
Оренбургской области за 2020 г.;


рассмотреть перспективы социально-экономического
развития Оренбургской области в 2021 г.;


провести анализ состояния транспорта Оренбургской
области в 2020 г.;


провести анализ состояния транспорта Оренбургской
области в целом;


проанализировать состояние автомобильного
транспорта Оренбургской области;


изучить место автомобильного транспорта Оренбургской
области в общем объеме по России;


осуществить прогноз состояния автомобильного
транспорта Оренбургской области на 2021 г. с
помощью метода скользящей средней;


использовать метод экспоненциального сглаживания
для прогнозирования состояния автомобильного транспорта региона;


применить для прогнозирования метод наименьших
квадратов;


осуществить прогноз состояния автомобильного
транспорта Оренбургской области на 2021 г. с
учетом сезонного фактора.

Объектом исследования в работе является
автомобильный транспорт Оренбургской области.

Предметом исследования выступают показатели
состояния и развития автомобильного транспорта в Оренбургской области.

Методы исследования. В соответствии с темой курсовой
работы в ходе оценки состояния автомобильного рынка в регионе были использованы
такие основные методы исследования: метод средних величин; метод рядов
динамики; сводка и группировка, в частности, метод структурной группировки;
метод сравнения; корреляционно-регрессионный анализ; табличные и графические
методы представления статистических данных.

На этапе прогнозирования развития автомобильного
транспорта региона были использованы такие методы прогнозирования: метод
скользящей средней; метод экспоненциального сглаживания; метод наименьших
квадратов; метод прогнозирования с учетом сезонного фактора.

Информационную базу исследования составляют
научные литературные источники (учебные материалы, публикации), а также данные
статистической отчетности Росстата.

Структура работы включает введение, три главы,
заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава работы
посвящена общей характеристике социально-экономического развития Оренбургской
области и оценке состояния транспорта в регионе в 2020 году. Вторая глава
исследования содержит анализ тенденций развития автотранспортной отрасли
Оренбургской области в динамике за 2017-2021 гг. В третьей главе на основании
статистических данных предыдущих лет проведено прогнозирование развития
автотранспортной области региона в 2021 г.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате выполнения данной курсовой работы были решены
все задачи и достигнута поставленная цель.

Анализ показал, что Оренбургская область занимает важное место
в экономике страны. При этом по социально-экономическому развитию область
уступает ряду соседних регионов Приволжского ФО. Перспективы развития Оренбургской области во многом связаны
с наличием в регионе минерально-сырьевых запасов, которые не только
обеспечивают потребности региона, но также могут реализовываться  в другие регионы РФ. Также значительны
перспективы развития альтернативной энергетики в регионе. Все это может
способствовать дальнейшему привлечению инвестиций и социально-экономическому
развитию Оренбургской области. Социально-экономическое развитие Оренбургской области во
многом определяется состоянием транспортной системы. В свою очередь, ее
перспективы связаны, прежде всего, с 
выгодным географическим положением Оренбургской области. Так, по ее
территории проходят важные транспортные пути с Востока на Запад и с Центра РФ в
Среднюю Азию. Основная часть грузооборота области обеспечивается оренбургской
магистралью, которая входит в состав Южно-Уральской железной дороги. Также в
регионе развивается авиационный транспорт, имеется два аэропорта. Не менее
важную роль в поставке грузов и обеспечении пассажиропотока играет и
автомобильный транспорт.

Анализ показал, что в 2017-2019 годах в Оренбургской области
наблюдался рост грузооборота на транспорте, но в 2020 году  эта тенденция была переломлена – грузооборот
упал до уровня, ниже показателя 2017 года в результате карантинных ограничений
и замедления деловой активности предприятий в 2020 году. Так, в 2020 году объем
грузоперевозок транспорта региона составил 26018,1 млн. т-км, что на 2583,9
млн. т-км или на 9,03% меньше в сравнении с предыдущим 2019 годом и на 2132,1
млн. т-км или на 7,57% меньше по отношению к аналогичному показателю базисного
2017 года. Среднегодовой темп изменения объема грузооборота транспорта в
Оренбургской области за анализируемый период времени составил 97,41%. То есть,
в среднем за год показатель сокращался на 2,59%.

Корреляционно-регрессионный анализ на основе показателей
2010-2019 гг. показал наличие сильной и прямой зависимости грузооборота от ВРП
территории (множественный коэффициент корреляции равен 0,75).  Уравнение данной зависимости имеет вид: у =
20459,6 + 0,0081*х.

Метод структурной группировки позволил установить, что в
структуре перевозки грузов основную долю в регионе обеспечивает железнодорожный
транспорт. Его доля в объеме перевозки грузов в 2019 году составила 67,26%. На
долю автомобильного транспорта пришлось 26,82% перевозок грузов в регионе. При
этом в 2020 году вырос удельный вес автомобильного транспорта: с 25,81% в 2019
году до 26,82% в 2020 году, что свидетельствует о росте значения автомобильного
транспорта в развитии Оренбургской области.

В динамике наблюдается сокращение объема перевозки грузов автомобильным
транспортом  в 2017-2018 гг., и его рост
в 2019-2020 гг. Так, в 2020 году объем перевозки грузов автомобильным
транспортом составил 14,1 млн. т, что на 0,5 млн. т или на 3,68% больше уровня
2019 года, но на 0,5 млн. т или на 3,42% меньше уровня 2017 года. Среднегодовой темп
изменения объема перевозок грузов автомобильным транспортом в Оренбургской
области за анализируемый период времени составил 98,85%. То есть, в среднем за
год показатель сокращался на 1,15%.

При этом в динамике постепенно растет объем грузооборота автомобильного
транспорта в регионе. Так, в 2020 году он составил 2659,4 млн. т-км. Это на 8,8
млн. т-км или на 0,33% больше уровня 2019 года и на 589,2 млн. т-км или на
28,46% больше уровня 2017 года. Среднегодовой темп изменения объема грузооборота  автомобильного транспорта в Оренбургской
области за анализируемый период времени составил 108,71%. То есть, в среднем за
год показатель увеличивался на 8,71%.

В динамике на протяжении исследуемого периода наблюдается сокращение
объема перевозки пассажиров автомобильным транспортом региона в 2017-2018 гг.,
его незначительный рост в 2019 году и резкое падение в 2020 году.  Такая динамика в 2020 году обусловлена
введением карантинных мер в связи с пандемией, ограничениями в сфере туризма и
т.д. Так, в 2020 году объем перевозки пассажиров автомобильным транспортом
составил 110,4 млн. чел., что на 71,6 млн. чел. или на 39,34% меньше уровня
2019 года и на 75,1 млн. чел или на 40,49% меньше уровня 2017 года. В
результате среднегодовой темп изменения объема перевозок пассажиров автомобильным
транспортом в Оренбургской области за анализируемый период времени составил 84,12%.
То есть, в среднем за год показатель сокращался на 15,88%.

Также в динамике на протяжении исследуемого периода наблюдается
снижение объема пассажирооборота автомобильного транспорта в регионе. В 2020
году показатель составил 1141,6 млн. чел.-км. Это на 960,6 млн. чел.-км или на
45,69% меньше уровня 2019 года и на 906,2 млн.чел.-км или на 44,25% меньше
уровня 2017 года. Среднегодовой темп изменения объема пассажирооборота  автомобильного транспорта в Оренбургской
области за анализируемый период времени составил 82,31%. То есть, в среднем за
год показатель сокращался на 17,7%.

Развитие транспортной отрасли Оренбургской области в
2017-2020 годах происходило в тесной зависимости от внешних факторов. В 2020
году наблюдаются негативные тенденции в развитии автомобильного транспорта. Это
находит проявление в снижении объемов перевозки грузов и пассажиров, сокращении
пассажирооборота. В то же время, грузооборот автомобильного транспорта в
динамике незначительно вырос. Это связано с тем, что поставки грузов на дальние
расстояния (это преимущественно поставки сырья и материалов, оптовые поставки
готовой продукции, в т.ч. на экспорт) сравнительно меньше пострадали от
карантинных ограничений.

Корреляционно-регрессионный анализ позволил оценить силу
зависимости между объемом грузооборота в Оренбургской области,  плотностью автомобильных дорог с твердым
покрытием и долей дорог с улучшенных твердым покрытием. Уравнение данной
зависимости имеет следующий вид: у = 50172 -8,4*х1 -267,1х2.

Коэффициент частной корреляции между объемом грузооборота
автомобильного транспорта Оренбургской области при фиксированном факторе –
удельном весе автодорог с улучшенным твердым покрытием – равен 0,698. То есть,
этот коэффициент имеет среднее значение и прямую направленность. Это
свидетельствует о том, что зависимость между объемом грузооборота и плотностью
автомобильных дорог с твердым покрытием заметная и прямая.

Коэффициент частной корреляции между объемом грузооборота и
удельным весом автодорог с улучшенным твердым покрытием равен -0,72, то есть
имеет заметное значение, но обратную направленность. Это свидетельствует о том,
что зависимость между показателями обратная: чем выше удельный вес дорог с
улучшенным покрытием, тем ниже грузооборот. А вот зависимость грузооборота от
плотности автомобильных дорог прямая – с увеличением плотности автодорог с
твердым покрытием растет и грузооборот.

Также грузооборот автомобильного транспорта
зависит и от оборота розничной торговли. Корреляционно-регрессионный анализ
показал, что парный
коэффициент корреляции данной зависимости равен 0,833, то есть зависимость
грузооборота автомобильного транспорта от оборота розничной торговли в
Оренбургской области прямая и высокая. Уравнение корреляционной
зависимости грузооборота автомобильного транспорта от оборота розничной
торговли имеет вид: Y = 0,01 х – 965,87.

Также расчеты показали, что автомобильный транспорт
Оренбургской области обеспечивает менее 1% перевозки грузов и грузооборота
автотранспорта страны. В сфере пассажироперевозок доля автотранспорта
Оренбургской области составляет несколько больше 1% общенационального
показателя. С помощью разных методов нами был произведен прогноз
основных показателей работы автотранспорта Оренбургской области на 2021 г. Все
использованные методы прогнозирования показали приблизительно равные прогнозные
значения объема перевозки грузов в 2021 году: 13,7 млн. т (по методу скользящей
средней), 13,85 млн. т (по методу экспоненциального сглаживания), 13,6 млн. т
(по методу наименьших квадратов).

Также прогноз грузооборота автомобильного транспорта на 2021
год показал его возможный рост. При этом учет индекса сезонности позволил
установить, что самый большой грузооборот можно ожидать в третьем квартале
(309496,25 тыс. т.-км, а самый низкий – в первом квартале 2021 года (273502,13
тыс. т.-км).

 

Фрагмент текста работы:

 

. Краткая характеристика транспорта региона по итогам 2020 года Транспорт является важной отраслью в экономике каждого
региона. При этом его развитие зависит, как от внутренних отраслевых факторов,
так и от внешних детерминант, которые связаны с социально-экономическим
развитием территории в целом. Это определяет актуальность характеристики
тенденций развития Оренбургской области на современном этапе. 1.1. Итоги социально-экономического развития региона
за 2020 г. Оренбургская область – один из крупнейших регионов РФ,
который входит в состав Приволжского федерального округа. Территория области
составляет 124 тыс. кв. км. Это составляет 0,7% общей площади территории
Российской Федерации. По указанному показателю Оренбургская область занимает 29
место среди всех регионов страны. Область имеет выгодное географическое расположение,
поскольку размещена на карте Евразии как раз на стыке двух частей мира – Европы
и Азии, что объясняет ее активное включение в магистральные транспортные потоки[1].

Оренбургская область на севере граничит с Татарстаном,
Башкортостаном и Челябинской областью, на востоке и юге она имеет границы с
Казахстаном, на западе ее соседом является еще один регион РФ – Самарская
область. Как видим, значительную часть границ Оренбургской области составляет
граница с Казахстаном. Общая протяженность государственной границы с Казахстаном
составляет 1876 км. Это объясняет важную роль области в приграничной
внешнеэкономической деятельности. [1]
О регионе [Электронный ресурс]. – URL: https://investinorenburg.ru/about-region/
(дата обращения: 07.11.2021)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы