Курсовая с практикой на тему Оренбургская область
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Аналитическая часть 5
2. Расчетная часть 16
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Для привлечения частного капитала, эффективного менеджмента и современных технологий, государству необходимо сформировать такой экономический и организационно-правовой механизм, который обеспечивал бы заинтересованность частных инвесторов и справедливую процедуру их конкурсного отбора, основанную на эффективной системе критериев оценки предложений участников концессионных конкурсов, позволяющей повысить гарантии успешной реализации транспортного проекта, снизить совокупные общественные издержки и производственные риски. Поэтому совершенствование теоретических основ и практического механизма государственно-частного партнёрства в отраслях транспортной инфраструктуры является как с научной, так и с практической точек зрения актуальной задачей.
Совершенствование механизма государственно-частного партнёрства – многогранная проблема, включающая в себя чёткое определение роли и функций государства и частных инвесторов, особенности и принципы взаимодействия сторон, институциональное регулирование процессов партнёрства на всех стадиях его практического осуществления.
Актуальность исследования заключается в том, что органы государственного и муниципального управления во многих государствах сегодня все чаще выступают в новых для себя ролях, совершенствуя как механизмы собственной деятельности, так и механизмы своего взаимодействия с другими субъектами экономики, а также формы эффективного предоставления публичных услуг в динамично изменяющихся условиях.
На основании вышеизложенного цель настоящей курсовой работы – раскрыть аналитические и расчетные аспекты государственно-частного партнерства.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
провести анализ проектов государственно-частного партнерства в Оренбургской области;
выявить методы оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в Оренбургской области;
выполнить расчетную часть.
Объектом курсовой работы выступает Оренбургская область, предметом – методы оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в Оренбургской области.
Теоретической базой исследования послужила нормативно-правовая база и учебно-методическая литература в области государственно-частного партнерства.
Методическая база исследования: анализ нормативных и литературных источников, сравнительный анализ показателей, прогнозирование.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Взаимоотношение государственного и частного секторов и привлечение негосударственных инвестиций для решения социально- экономических задач должно быть в центре пристального внимания в каждом существующем демократическом правовом государстве. В последнее время наблюдается большой интерес к сотрудничеству между данными секторами.
Риск спроса сохраняется для публичного партнера, когда механизм оплаты основан на доступности, и переносится на частного партнера, если он зависит от сбора платы с пользователей.
Таким образом, для успешной реализации проекта необходимо, насколько это возможно детально проанализировать все основные риски проекта и выстроить адекватную систему управления ими. Это будет способствовать достижению оптимального соотношения выгод и затрат проекта, а также поможет добиться повышения финансовой устойчивости проекта.
Оценка рисков государственно-частных партнерств признается одним из ключевых этапов анализа проектов, поскольку она повышает вероятность успешной реализации проекта в целом. Адекватная оценка возможных убытков позволяет улучшить процесс выбора проектов для реализации, наиболее эффективно распределить зоны ответственности между частной и государственной сторонами, подготовить резервный фонд для форс мажорных ситуаций и повысить уровень доверия между партнерами.
В странах, где подобные партнерства получили широкое распространение, разработаны подробные методические указания по проведению оценки их рисков, которые подразумевают использование широкого спектра методов, как количественных, так и качественных.
Примером метода качественной оценки является карта рисков, приоретизирующая их в зависимости от вероятности проявления и уровня потенциального эффекта. Такой способ оценки риска рекомендован методическими указаниями для специалистов в США, Великобритании, Австралии, а также Всемирного Банка, и признан полезным для процедур риск-менеджмента. Основной проблемой метода является процесс сбора данных, поскольку оценка вероятности и финансового влияния субъективна. Научные работы предлагают усовершенствованные пути сбора качественной информации от экспертов для решения этой проблемы, такие как метод Делфи.
Количественная оценка рисков может проводиться различными способами, наиболее распространенными из них, являются сценарное планирование (Великобритания, Всемирный Банк), анализ чувствительности (Великобритания, США, Австралия, Всемирный банк), метод корректировки ставки дисконта (Австралия) и имитационное моделирование Монте-Карло (США, Великобритания, Всемирный банк). Сценарное планирование и анализ чувствительности ограничены оценкой индивидуальных рисков, а метод корректировки ставки дисконта нереализуем при недостаточном развитии рынков капитала. Данный метод был протестирован для российского рынка на примере центрального участка ЗСД в Санкт-Петербурге.
Фрагмент текста работы:
1. Аналитическая часть
В Оренбургской области на разных стадиях запущено около 76 проектов государственно-частного партнерства. Из них крупными являются:
— проект по реконструкции и эксплуатации объекта здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
— проект в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городе Орске на 49 лет
— проект концессионного соглашения по созданию остановочных пунктов на территории муниципального образования «город Оренбург»
За последние пять лет в России ежегодно инвестируется около 500 новых КС на сумму 280 млрд рублей. Если текущая деятельность Таможенного союза не изменится, Российская Федерация не выйдет на уровень британских инвестиций в будущем. В 2019 году было заключено 3102 соглашения. Наибольшее количество ЕП приходится на муниципальный уровень (94 %), но наибольшие инвестиции в КС (42 %) приходится на федеральный уровень.
Рис. 1. Распределение количества КС
Однако, учитывая размер инвестиций в КС Оренбургской области, несмотря на большое распределение, большинство контрактов финансируются из федерального бюджета.
Рис. 2. Объем инвестиций в КС Оренбургской области
В 2021 году в России наблюдалась общая рецессия и снижение инвестиционной активности, в том числе в сфере ГЧП. Однако в этом году был принят Закон о концессиях (учрежденный для инициативы по частному согласию). Он уже анонсировал различные дополнения к договоренностям, достигнутым в 2020 и последующие годы. Среди крупных инвестиционных соглашений, заключенных в 2021 году, ЦКАД (строится 3 млрд рублей) – разрешение на строительство пускового комплекса 3, вагоностроение
(64 млрд рублей, этап строительства) и отопление. Реконструкция (реконструкция) систем водоснабжения и горячего водоснабжения (30 млрд руб., реализуются инвестиционные мероприятия)
Рис. 3. Распределение объема инвестиций по годам Оренбургской области
Около 61 % всех инвестиций в КС, по которым установлен 61 % инвестиционных обязательств, в настоящее время находятся на ранних стадиях реализации – проектирование или строительство учреждения КС.
Рис. 4. Распределение объема инвестиций по источнику финансирования Оренбургской области
В большинстве случаев (62 %) выборы инвесторов проходят в рамках общественной инициативы по комплектованию Конституционного суда. В рамках инициативы было завершено более 30 % всех KC, что составляет 40 % инвестиций KC.
Также важно рассмотреть данные по объему инвестиций по способу заключения КС.
Рис. 5. Объем инвестиций по способу заключения
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод об относительной конкурентоспособности процедуры публичной инициативы (34 % или 578 млрд рублей).
Но также важно учесть, что более половины КС были заключены с единственным участником конкурса, что свидетельствует о высоких барьерах для участия в конкурсе, создавая «серую зону».
Основаниями принятия решения об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве являются:
• Соответствие проекта целям и задачам, установленным Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, а также разрабатываемыми в соответствии с ними государственными программами.
• Необходимость привлечения частных ресурсов для создания (реконструкции, модернизации, технического обслуживания) объектов соглашения о государственно-частном партнерстве.
• Повышение качества и объемов услуг, предоставляемых населению Оренбургской области.
• Необходимость повышения уровня обеспеченности объектами социальной, коммунальной, инженерной инфраструктуры и комплексного развития территории.
Содержание:
Введение. 3
1. Краткая характеристика
транспорта региона по итогам 2020 года. 6
1.1. Итоги
социально-экономического развития региона за 2020 г. 6
1.2. Перспективы
социально-экономического развития региона в
2021 г. 9
1.3. Анализ состояния
транспорта региона в 2020 г. 12
2. Анализ современного
состояния автомобильного транспорта региона. 16
2.1. Анализ состояния
транспорта региона в целом. 16
2.2. Анализ состояния автомобильного
транспорта. 21
2.3. Место автомобильного
транспорта в общем объеме по России. 33
3. Прогноз состояния
автомобильного транспорта на 2021 г. 36
3.1. Метод скользящей средней. 36
3.2. Метод экспоненциального
сглаживания. 38
3.3. Метод наименьших
квадратов. 39
3.4. Метод прогнозирования с
учетом сезонного фактора. 40
Заключение. 43
Список использованных
источников. 48
Приложения. 50
Введение:
Актуальность темы исследования. Одним из важных
факторов социально-экономического развития любого современного государства или
отдельного региона является эффективность функционирования транспортной
системы. На современном этапе именно транспорт обеспечивает развитие
производственной сферы, обеспечивая сначала взаимосвязь с поставщиками сырья и
доставку сырья, материалов на производственные предприятия, а позже – доставку готовой
продукции в торговую сеть. Также транспорт способствует и мобильности населения
страны (региона), обеспечивая доставку физических лиц в места работы, учебы,
отдыха и т.д.
Транспортная система является важным элементом
международного сотрудничества, обеспечивая потоки товаров в рамках
трансграничного сотрудничества. Транспортные коридоры между государствами и
регионами способствуют оптимальному использованию принципа разделения труда на
мировом и национальном уровнях. В соответствии с этим принципом каждая
территория специализируется на производстве того ресурса, производство которого
ей обходится наиболее выгодно, а другие ресурсы получает в рамках товарообмена,
который невозможен без использования транспорта.
Среди всех видов транспорта одним из наиболее
популярных является автомобильный транспорт. Это обусловлено тем, что именно
автомобильные дороги имеют наиболее широкую сеть, что создает перспективы
доставки грузов и пассажиров практически в каждый населенный пункт. Учитывая значительную роль транспорта, в т.ч.
автомобильного, в обеспечении производственно-коммерческих связей между
поставщиками сырья, производителями, торговыми организациями и конечными
потребителями, при планировании социально-экономического развития региона
чрезвычайно важно учитывать тенденции развития автомобильного транспорта на
данной территории. Это и определяет актуальность темы данной курсовой работы: «Разработка
прогнозной модели автомобильного транспорта Оренбургской области на 2020 г.».
Целью курсовой работы является закрепление и
углубление полученных знаний по дисциплине «Макроэкономическое планирование и
прогнозирование» в части разработки прогнозной модели автомобильного транспорта
Оренбургской области.
Для достижения указанной цели в работе были
поставлены такие задачи исследования:
—
изучить итоги социально-экономического развития
Оренбургской области за 2020 г.;
—
рассмотреть перспективы социально-экономического
развития Оренбургской области в 2021 г.;
—
провести анализ состояния транспорта Оренбургской
области в 2020 г.;
—
провести анализ состояния транспорта Оренбургской
области в целом;
—
проанализировать состояние автомобильного
транспорта Оренбургской области;
—
изучить место автомобильного транспорта Оренбургской
области в общем объеме по России;
—
осуществить прогноз состояния автомобильного
транспорта Оренбургской области на 2021 г. с
помощью метода скользящей средней;
—
использовать метод экспоненциального сглаживания
для прогнозирования состояния автомобильного транспорта региона;
—
применить для прогнозирования метод наименьших
квадратов;
—
осуществить прогноз состояния автомобильного
транспорта Оренбургской области на 2021 г. с
учетом сезонного фактора.
Объектом исследования в работе является
автомобильный транспорт Оренбургской области.
Предметом исследования выступают показатели
состояния и развития автомобильного транспорта в Оренбургской области.
Методы исследования. В соответствии с темой курсовой
работы в ходе оценки состояния автомобильного рынка в регионе были использованы
такие основные методы исследования: метод средних величин; метод рядов
динамики; сводка и группировка, в частности, метод структурной группировки;
метод сравнения; корреляционно-регрессионный анализ; табличные и графические
методы представления статистических данных.
На этапе прогнозирования развития автомобильного
транспорта региона были использованы такие методы прогнозирования: метод
скользящей средней; метод экспоненциального сглаживания; метод наименьших
квадратов; метод прогнозирования с учетом сезонного фактора.
Информационную базу исследования составляют
научные литературные источники (учебные материалы, публикации), а также данные
статистической отчетности Росстата.
Структура работы включает введение, три главы,
заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава работы
посвящена общей характеристике социально-экономического развития Оренбургской
области и оценке состояния транспорта в регионе в 2020 году. Вторая глава
исследования содержит анализ тенденций развития автотранспортной отрасли
Оренбургской области в динамике за 2017-2021 гг. В третьей главе на основании
статистических данных предыдущих лет проведено прогнозирование развития
автотранспортной области региона в 2021 г.
Заключение:
В результате выполнения данной курсовой работы были решены
все задачи и достигнута поставленная цель.
Анализ показал, что Оренбургская область занимает важное место
в экономике страны. При этом по социально-экономическому развитию область
уступает ряду соседних регионов Приволжского ФО. Перспективы развития Оренбургской области во многом связаны
с наличием в регионе минерально-сырьевых запасов, которые не только
обеспечивают потребности региона, но также могут реализовываться в другие регионы РФ. Также значительны
перспективы развития альтернативной энергетики в регионе. Все это может
способствовать дальнейшему привлечению инвестиций и социально-экономическому
развитию Оренбургской области. Социально-экономическое развитие Оренбургской области во
многом определяется состоянием транспортной системы. В свою очередь, ее
перспективы связаны, прежде всего, с
выгодным географическим положением Оренбургской области. Так, по ее
территории проходят важные транспортные пути с Востока на Запад и с Центра РФ в
Среднюю Азию. Основная часть грузооборота области обеспечивается оренбургской
магистралью, которая входит в состав Южно-Уральской железной дороги. Также в
регионе развивается авиационный транспорт, имеется два аэропорта. Не менее
важную роль в поставке грузов и обеспечении пассажиропотока играет и
автомобильный транспорт.
Анализ показал, что в 2017-2019 годах в Оренбургской области
наблюдался рост грузооборота на транспорте, но в 2020 году эта тенденция была переломлена – грузооборот
упал до уровня, ниже показателя 2017 года в результате карантинных ограничений
и замедления деловой активности предприятий в 2020 году. Так, в 2020 году объем
грузоперевозок транспорта региона составил 26018,1 млн. т-км, что на 2583,9
млн. т-км или на 9,03% меньше в сравнении с предыдущим 2019 годом и на 2132,1
млн. т-км или на 7,57% меньше по отношению к аналогичному показателю базисного
2017 года. Среднегодовой темп изменения объема грузооборота транспорта в
Оренбургской области за анализируемый период времени составил 97,41%. То есть,
в среднем за год показатель сокращался на 2,59%.
Корреляционно-регрессионный анализ на основе показателей
2010-2019 гг. показал наличие сильной и прямой зависимости грузооборота от ВРП
территории (множественный коэффициент корреляции равен 0,75). Уравнение данной зависимости имеет вид: у =
20459,6 + 0,0081*х.
Метод структурной группировки позволил установить, что в
структуре перевозки грузов основную долю в регионе обеспечивает железнодорожный
транспорт. Его доля в объеме перевозки грузов в 2019 году составила 67,26%. На
долю автомобильного транспорта пришлось 26,82% перевозок грузов в регионе. При
этом в 2020 году вырос удельный вес автомобильного транспорта: с 25,81% в 2019
году до 26,82% в 2020 году, что свидетельствует о росте значения автомобильного
транспорта в развитии Оренбургской области.
В динамике наблюдается сокращение объема перевозки грузов автомобильным
транспортом в 2017-2018 гг., и его рост
в 2019-2020 гг. Так, в 2020 году объем перевозки грузов автомобильным
транспортом составил 14,1 млн. т, что на 0,5 млн. т или на 3,68% больше уровня
2019 года, но на 0,5 млн. т или на 3,42% меньше уровня 2017 года. Среднегодовой темп
изменения объема перевозок грузов автомобильным транспортом в Оренбургской
области за анализируемый период времени составил 98,85%. То есть, в среднем за
год показатель сокращался на 1,15%.
При этом в динамике постепенно растет объем грузооборота автомобильного
транспорта в регионе. Так, в 2020 году он составил 2659,4 млн. т-км. Это на 8,8
млн. т-км или на 0,33% больше уровня 2019 года и на 589,2 млн. т-км или на
28,46% больше уровня 2017 года. Среднегодовой темп изменения объема грузооборота автомобильного транспорта в Оренбургской
области за анализируемый период времени составил 108,71%. То есть, в среднем за
год показатель увеличивался на 8,71%.
В динамике на протяжении исследуемого периода наблюдается сокращение
объема перевозки пассажиров автомобильным транспортом региона в 2017-2018 гг.,
его незначительный рост в 2019 году и резкое падение в 2020 году. Такая динамика в 2020 году обусловлена
введением карантинных мер в связи с пандемией, ограничениями в сфере туризма и
т.д. Так, в 2020 году объем перевозки пассажиров автомобильным транспортом
составил 110,4 млн. чел., что на 71,6 млн. чел. или на 39,34% меньше уровня
2019 года и на 75,1 млн. чел или на 40,49% меньше уровня 2017 года. В
результате среднегодовой темп изменения объема перевозок пассажиров автомобильным
транспортом в Оренбургской области за анализируемый период времени составил 84,12%.
То есть, в среднем за год показатель сокращался на 15,88%.
Также в динамике на протяжении исследуемого периода наблюдается
снижение объема пассажирооборота автомобильного транспорта в регионе. В 2020
году показатель составил 1141,6 млн. чел.-км. Это на 960,6 млн. чел.-км или на
45,69% меньше уровня 2019 года и на 906,2 млн.чел.-км или на 44,25% меньше
уровня 2017 года. Среднегодовой темп изменения объема пассажирооборота автомобильного транспорта в Оренбургской
области за анализируемый период времени составил 82,31%. То есть, в среднем за
год показатель сокращался на 17,7%.
Развитие транспортной отрасли Оренбургской области в
2017-2020 годах происходило в тесной зависимости от внешних факторов. В 2020
году наблюдаются негативные тенденции в развитии автомобильного транспорта. Это
находит проявление в снижении объемов перевозки грузов и пассажиров, сокращении
пассажирооборота. В то же время, грузооборот автомобильного транспорта в
динамике незначительно вырос. Это связано с тем, что поставки грузов на дальние
расстояния (это преимущественно поставки сырья и материалов, оптовые поставки
готовой продукции, в т.ч. на экспорт) сравнительно меньше пострадали от
карантинных ограничений.
Корреляционно-регрессионный анализ позволил оценить силу
зависимости между объемом грузооборота в Оренбургской области, плотностью автомобильных дорог с твердым
покрытием и долей дорог с улучшенных твердым покрытием. Уравнение данной
зависимости имеет следующий вид: у = 50172 -8,4*х1 -267,1х2.
Коэффициент частной корреляции между объемом грузооборота
автомобильного транспорта Оренбургской области при фиксированном факторе –
удельном весе автодорог с улучшенным твердым покрытием – равен 0,698. То есть,
этот коэффициент имеет среднее значение и прямую направленность. Это
свидетельствует о том, что зависимость между объемом грузооборота и плотностью
автомобильных дорог с твердым покрытием заметная и прямая.
Коэффициент частной корреляции между объемом грузооборота и
удельным весом автодорог с улучшенным твердым покрытием равен -0,72, то есть
имеет заметное значение, но обратную направленность. Это свидетельствует о том,
что зависимость между показателями обратная: чем выше удельный вес дорог с
улучшенным покрытием, тем ниже грузооборот. А вот зависимость грузооборота от
плотности автомобильных дорог прямая – с увеличением плотности автодорог с
твердым покрытием растет и грузооборот.
Также грузооборот автомобильного транспорта
зависит и от оборота розничной торговли. Корреляционно-регрессионный анализ
показал, что парный
коэффициент корреляции данной зависимости равен 0,833, то есть зависимость
грузооборота автомобильного транспорта от оборота розничной торговли в
Оренбургской области прямая и высокая. Уравнение корреляционной
зависимости грузооборота автомобильного транспорта от оборота розничной
торговли имеет вид: Y = 0,01 х – 965,87.
Также расчеты показали, что автомобильный транспорт
Оренбургской области обеспечивает менее 1% перевозки грузов и грузооборота
автотранспорта страны. В сфере пассажироперевозок доля автотранспорта
Оренбургской области составляет несколько больше 1% общенационального
показателя. С помощью разных методов нами был произведен прогноз
основных показателей работы автотранспорта Оренбургской области на 2021 г. Все
использованные методы прогнозирования показали приблизительно равные прогнозные
значения объема перевозки грузов в 2021 году: 13,7 млн. т (по методу скользящей
средней), 13,85 млн. т (по методу экспоненциального сглаживания), 13,6 млн. т
(по методу наименьших квадратов).
Также прогноз грузооборота автомобильного транспорта на 2021
год показал его возможный рост. При этом учет индекса сезонности позволил
установить, что самый большой грузооборот можно ожидать в третьем квартале
(309496,25 тыс. т.-км, а самый низкий – в первом квартале 2021 года (273502,13
тыс. т.-км).
Фрагмент текста работы:
. Краткая характеристика транспорта региона по итогам 2020 года Транспорт является важной отраслью в экономике каждого
региона. При этом его развитие зависит, как от внутренних отраслевых факторов,
так и от внешних детерминант, которые связаны с социально-экономическим
развитием территории в целом. Это определяет актуальность характеристики
тенденций развития Оренбургской области на современном этапе. 1.1. Итоги социально-экономического развития региона
за 2020 г. Оренбургская область – один из крупнейших регионов РФ,
который входит в состав Приволжского федерального округа. Территория области
составляет 124 тыс. кв. км. Это составляет 0,7% общей площади территории
Российской Федерации. По указанному показателю Оренбургская область занимает 29
место среди всех регионов страны. Область имеет выгодное географическое расположение,
поскольку размещена на карте Евразии как раз на стыке двух частей мира – Европы
и Азии, что объясняет ее активное включение в магистральные транспортные потоки[1].
Оренбургская область на севере граничит с Татарстаном,
Башкортостаном и Челябинской областью, на востоке и юге она имеет границы с
Казахстаном, на западе ее соседом является еще один регион РФ – Самарская
область. Как видим, значительную часть границ Оренбургской области составляет
граница с Казахстаном. Общая протяженность государственной границы с Казахстаном
составляет 1876 км. Это объясняет важную роль области в приграничной
внешнеэкономической деятельности. [1]
О регионе [Электронный ресурс]. – URL: https://investinorenburg.ru/about-region/
(дата обращения: 07.11.2021)