Курсовая с практикой на тему Опыт работы в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Тулуна по обслуживанию читателей детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы библиотечной работы по обслуживанию читателей детей 7
1.1. Цели и задачи работы библиотек по обслуживанию читателей детей 7
1.2. Содержание и значение работы библиотек с детьми 12
Глава 2. Опыт работы с детьми в МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна 19
2.1. Современное состояние и структура МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна 19
2.2. Организация работы с детьми в МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна 20
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42
Введение:
Актуальность темы. В нашей стране чтение всегда рассматривалось как важнейшее средство воспитания молодого поколения. В современном мире чтение является способом освоения необходимой информации, позволяющей постигать социально значимый опыт, многообразие культуры страны, профессиональные знания, усваивать необходимые мировоззренческие представления.
В последние годы в России наблюдается процесс падения уровня грамотности и читательской культуры населения. В результате серьезных перемен в жизни общества, произошедших за последние двадцать лет, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменились. Особенно остро стоит вопрос в области детского чтения. Современное поколение мало читает, меняется репертуар, длительность, способы чтения детей.
Библиотечное обслуживание детей вносит огромный вклад в развитие личности ребенка. Детская библиотека воспроизводит и поддерживает саму культуру через востребованность культурно-значимой информации, формирует эту потребность.
Библиотеки сегодня – это центры общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования юных читателей.
В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются, совмещаются инновационные и традиционные формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс чтения.
Степень изученности проблемы. На формирование идей создания детской библиотеки, руководства чтением детей в библиотеке и в семье существенное влияние оказали работы по библиографии детской литературы – указатели Ф.Г. Толля (1869 г.), А.Е. Флерова (1905 г.), М.В. Соболева (1903 г.) и другие издания» .
Обобщение опыта деятельности первых детских библиотек в России нашло отражение в трудах А.К. Покровской, А.Е. Королькова, Л.Б. Хавкиной. Большой вклад в организацию детской библиотеки, руководство детским чтением внесла Н. К. Крупская.
Проблемы детской библиотеки, направления ее развития, содержания деятельности в разные исторические периоды освещали В.А. Зеленко, Н.А. Херсонская, Н.Е. Добрынина, Г.А. Иванова, Н.В. Бубекина, О.Л. Кабачек, В.П. Чудинова, Н.В. Степанова, Н.В. Фомина, Е.И. Голубева, Н.Г. Малахова, Е.А. Колосова и др.
Вопросы методической деятельности детской библиотеки интенсивно изучаются учеными-библиотековедами и библиотечными специалистами. Можно отметить, например учебно-методическое пособие Н.П. Опариной, рассматривающее использование игровых форм в работе детских библиотек, словарь составленный О.Л. Кабачек по проблематике современных форм и методов работы с детьми.
Проблемы практики и технологий применения современных форм продвижения чтения и книги в деятельности детских библиотек рассматриваются в библиотековедческой научной периодике. В качестве примера выделим статьи Л.И. Васильевой «О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке», Т.М. Плохотиной «Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке», где излагается практика и техника применения современных форм продвижения чтения и книги.
Отдельно необходимо отметить сборник Российской государственной детской библиотеки «Проекты детских библиотек России в поддержку чтения», где собраны материалы о проектах детских библиотек России. Сборник важен еще и тем, что в нем собран уникальный опыт Российских библиотек, подведены итоги реализации проектов.
Наиболее оперативную информацию о практике применения методов работы с детьми и подростками можно получить из статей таких журналов как «Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека», где библиотекари делятся с опытом работы в детских библиотеках России.
Объектом исследования является деятельность МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна.
Предметом исследования являются организация, основные направления и методы обслуживания читателей детей в МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать систему работы по обслуживанию читателей детей МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание и значение работы по обслуживанию читателей детей.
2. Рассмотреть опыт российских библиотек по работе по обслуживанию читателей детей.
3. Изучить и описать систему работы по обслуживанию читателей детей МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна.
4. Проанализировать основные направления работы с детьми и подростками МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна.
При написании данной работы использованы общенаучные и специальные методы исследования: аналитический, библиографический, метод анализа и синтеза, библиостатистический.
Аналитический метод применялся при рассмотрении и анализе информации с сайтов детских библиотек.
Библиографический метод был использован для определения степени изученности темы бакалаврской работы и выявления круга наиболее значимых источников и литературы.
С помощью метода анализа и синтеза информация, изученная вышеперечисленными методами, была обобщена.
Библиостатистический использовался для изучения данных издательской статистики.
Методологическая основа исследования. Тематическая направляющая исследования находится на стыке разных наук, раскрывая взаимосвязи библиотековедения, социологии, культурологии, что потребовало обращения к концепциям различных научных направлений и школ.
В основе исследования лежит взаимодействие системно-функционального и культурологического подходов известных отечественных ученых в области библиотековедения (М.Я. Дворкина, С.Г. Матлина, Г.К. Олзоева, В.Д. Стельмах); культурологии и социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) и самой деятельности библиотеки в целом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения исследования позволяют определить подходы к реализации технологий организации работы библиотек с детьми младшего школьного возраста; предложены пути решения проблемы организации работы с детьми младшего школьного возраста.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы организации работы библиотек с младшими школьниками и понятийный аппарат. Во второй главе описывается работа с младшими школьниками МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Тулуна. В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Заключение:
Подводя итог работы, можно сделать следующий вывод. Современные дети и подростки входят в мир не через книгу, а посредством аудиовизуальных и электронных средств получения информации. Это связано не только с развитием технического прогресса, но и с определенным падением авторитета и роли основных институтов воспитания читательской культуры – семьи, школы, библиотеки. Все три института должны взаимодействовать друг с другом, чтобы активно бороться с возникающими проблемами.
В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все более очевидным при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками.
Чтение оказывает огромное влияние на познавательную деятельность подрастающего поколения. Происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания, расширяется художественный кругозор.
Пример деятельности МБУК «МБС» Идринского района Майская поселенческая библиотека служит наглядным свидетельством значимости и важности работы современной библиотеки с младшими школьниками; показывает широту методического арсенала форм и методов такой работы; разнообразие мероприятий, призванных воспитывать в юных читателях любовь к книге и чтению, стремление к знаниям, и через это – к воспитанию таких важных качеств как потребность в постоянном самосовершенствовании, умение сделать правильный выбор, интерес и любовь к родному краю, к обществу и его культурным и нравственным традициям.
Библиотекари, привлекая младших школьников в библиотеку, пользуются такими формами работы с юной читательской аудиторией, как книжные выставки, литературные игры, викторины, сказки эстафеты, исторические марафоны, музыкальные ринги, различные конкурсы и многими другими, позволяющими привлечь учащихся к активной творчески воспроизводящей деятельности.
Работа разнообразных клубов и кружков в библиотеке стимулирует и активизирует у детей интерес к чтению, развивает самостоятельность их работы с книгой.
Со всей очевидностью можно сделать вывод о том, что работа районной библиотеки и ее сельских филиалов в Зырянском районе Томской области вносит свой существенный вклад в решение проблемы детского чтения, в воспитание достойных граждан своей страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы библиотечной работы по обслуживанию читателей детей
1.1. Цели и задачи работы библиотек по обслуживанию читателей детей
В последнее десятилетие детское чтение переживает серьезный кризис.
Об этом говорят и пишут многие средства массовой информации.
Сегодня библиотеки выполняют не только свои основные функции – приобщения детей к чтению, к информационной культуре, но зачастую и функции образовательного и клубного учреждений, способствуя организации не только досуга, но и общения детей.
Но главной функцией остается работа по приобщению детей к чтению. Многие из библиотек создали оригинальные программы приобщения детей к чтению, воспитания информационной культуры, нахождения путей согласованности чтения и современных компьютерных технологий. Значительно расширились связи детских библиотек не только с традиционными партнерами – органами управления образованием и школами, союзами писателей и художников, но и общественными организациями, фондами, занимающимися проблемами детства. Это способствовало раскрытию возможностей детских библиотек для общества, сделало их «видимыми», повысило их престиж в глазах населения [10].
Главная цель библиотеки – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу, доказать детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком.
Массовая работа в библиотеке, как правило, ведется по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу [20].