Курсовая с практикой на тему Опыт организации ПЦПИ в общедоступных библиотеках России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
§ 1. Российский опыт ПЦПИ при публичных библиотеках. 4
§ 2. Опыт работы библиотеки г. Удачный. 20
§ 3 Анкета. 27
Заключение. 28
Список литературы. 30
Приложение. 33
Введение:
Актуальность
исследования. Сегодня чрезвычайно актуальной является
проблема общедоступности официальных правовых актов. Это обусловлено наличием
как субъективных, так и объективных факторов, в первую очередь увеличением
количества официальных правовых актов в информационном потоке, которыми
охватываются все отрасли и сектора экономики, интересом к ним большинства
населения, а также социально-экономическими преобразованиями, происходящими в
нашей стране.
Действующая в нашей стране система
распространения данных документов, в основном, ориентирована на информирование
государственных органов, учреждений и организаций. Вместе с тем в настоящее
время существенно вырос спрос на правовую информацию со стороны
негосударственных организаций и населения России. Однако практика их распространения
среди широких слоев населения получила развитие лишь в последнее время и имеет
существенные недостатки. Ознакомление с изданными (принятыми) правовыми актами
происходит, главным образом, через средства массовой информации, которые, при
всех своих достоинствах, не обеспечивают необходимой полноты освещения, а также
возможности избирательного получения информации по конкретному вопросу.
Использование возможностей юридических консультаций и организаций, работающих в
сфере оказания информационных услуг, из-за высокой стоимости этих услуг
доступно относительно небольшому кругу лиц.
Система общедоступных библиотек является в
нашей стране одним из наиболее распространенных и действенных общественных
институтов, призванных предоставить каждому свободный доступ к отечественным и
мировым информационным ресурсам, в том числе и к фондам официальных правовых
актов.
Исследователи библиотечного дела,
анализируя процессы развития отечественных публичных библиотек в начале ХХI в.,
обращают внимание на то, что проходит интенсивное наращивание их информационной
активности, создание в структуре библиотек новых подразделений – информационных
центров: правовых, деловых, потребительских, молодежных, детских.
Создание сети ПЦПИ задумывалось как
реальный механизм осуществления прав граждан на доступ к информации, в том
числе к официальным текстам документов федерального, регионального и
муниципального уровней. С созданием системы ПЦПИ российская система распространения
правовой информации по сути дела приобрела важнейшее недостающее звено:
инфраструктуру распространения и обеспечения широкого и свободного бесплатного
доступа к правовой информации всех граждан нашей страны. Построенная на базе
библиотек, эта инфраструктура прекрасна тем, что она устойчива (библиотеки
всегда были, есть и будут) и надежна, демократична по своей природе, технически
оснащена, комфортна для пользователей.
Заключение:
Итак, в процессе исследования мы
установили, что роль современной библиотеки в процессе правового
информирования, а именно широкое развертывание библиотечной работы
информационно-правового обслуживания пользователей, обусловлена развитием
глобализационных процессов в современном мире, общественной информатизации,
актуальными задачами развития демократических процессов, усложнением
экономических отношений, при которых общественное функционирование и
общественное развитие оговариваются постоянным вхождением в правовые отношения
отдельных граждан, социальных структур на разных уровнях социальной иерархии,
растущим значением и приближением информационных ресурсов непосредственно к
деятельности членов общества.
Внедрение современных информационных
технологий в деятельность библиотек привело к повышению общественно полезного
потенциала и практической значимости информационно-правового обслуживания
пользователей.
На основе изучения опыта работы библиотек,
осуществляющих правовое информирование выделены следующие основные направления
осуществления информационно-правового обслуживания пользователей библиотек,
как:
ü традиционная
работа с предоставлением доступа к библиотечному фонду правовой и смежной по
содержанию информации с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий;
ü информационно-аналитическая
деятельность (результатом которой является библиотечный информационный
продукт); посредническая деятельность (Просветительская работа в партнерстве с
государственными, общественными, бизнес структурами и др.).
Каждый из определенных направлений работы
имеет различные формы, в частности:
— предоставление
доступа к предоплаченным библиотеками базам данных правового содержания;
— формирование
электронных библиотек юридического направления, в том числе ценных и редких
изданий, памятников истории права, научно-методическая помощь для научных
исследований различных направлений в области права;
— аналитическое
обеспечение работы властных структур;
— просветительская
работа и деятельность по предоставлению доступа граждан к официальной или иной
правовой информации в рамках различных проектов (государственных, региональных,
грантовых или смешанных).
Определено, что процесс организации информационно-правового
обслуживания в деятельности отечественных библиотек через трансформацию
социальных и технологических условий предусматривает такие перспективные
направления развития, как сочетание традиционных для библиотек функций с
функциями отраслевых информационных центров, развивая, таким образом,
современное содержательное направление деятельности – информационно-правовое
обслуживания пользователей. Усиление их интеграционной роли в обслуживании
пользователей в режиме удаленного доступа и активное использование для
осуществления своих функций электронных технологий в процессе организации
доступа к структурированной правовой информации.
Мы также проанализировали работу Центра
при библиотеке г. Удачный. Библиотека создает возможность приобщиться к
информационным источникам во всем их разнообразии. Важно, чтобы в обществе
понимали значение и знали о ресурсах и программах, которые предлагает
библиотека.
Фрагмент текста работы:
Российский опыт ПЦПИ при публичных библиотеках.
В современных условиях построения
правового государства и гражданского общества значительно возрастает роль
правового образования и политической культуры населения, что вызвано
осложнением экономических и политических процессов, социальных отношений.
Правообразовательная функция в работе
библиотек приобрела важнейшее значение еще с момента развития отечественной
правовой и законодательной системы.
1. Практически
все сферы жизни и деятельности отдельных граждан, предприятий, учреждений и
организаций, как и в целом государства, имеют четкое нормативное регулирование
и юридическое закрепление, и этот факт проявляется, прежде всего, в
существовании законов и подзаконных нормативных актов, ведомственных
документов, нормативных документов органов местного самоуправления. Поэтому
доступ к этим документам (в печатном или электронном виде) является жизненно
необходимым для отдельных граждан, учреждений и организаций каждого региона,
ведь действенность всей правовой системы государства не в последнюю очередь
зависит от обращения правовых документов в обществе [9, С.
128 – 131].
Но доступность правовой информации дает
необходимый результат только при соблюдении определенных условий, а именно:
— существование
определенной общедоступной базы правовой информации (реальные или виртуальные
фонды нормативно-правовых документов);
— создание
эффективной системы регистрации и поиска документов;
— возможность
в случае необходимости получить толкование норм права, закрепленных в
документах, и другую консультативную помощь;
— осознание
гражданами собственных правовых потребностей (а, следовательно, и потребностей
в юридических документах) и им известны пути получения необходимой информации;
— свойственность
как обществу в целом, так и отдельным его гражданам уважения к закону и высокой
правовой культуры.
Библиотеки являются основным источником
информации по самым разным вопросам для большинства наших граждан, поскольку
они традиционно играют важную роль в общественной жизни региона. Все крупные
события и процессы как общегосударственного, так и местного значения являются предметом их
внимания [1].
В настоящее время в России действует около
50 тыс. общедоступных библиотек, к числу которых относится 9 федеральных
библиотек, 89 центральных библиотек субъектов Российской Федерации
(республиканских, областных, краевых, окружных) и 49 тыс. муниципальных
библиотек (городских, районных, сельских).
Созданию публичных центров правовой
информации способствует тот факт, что определенная работа по компьютеризации
общедоступных библиотек уже проведена. В настоящее время средства
информатизации и новые технологии внедряются в 1500 библиотеках, из них около
1250 – библиотеки муниципальные. Электронные каталоги создаются в 500
библиотеках. Почти во всех центральных библиотеках субъектов Российской
Федерации созданы локальные вычислительные сети.
Сегодня публичные библиотеки, с одной
стороны, имеют каналы влияния практически на все слои общества (аудиторию
пользователей), имеют опыт, технологии, кадровое и ресурсное обеспечение для
осуществления информационно-просветительской и правовоспитательной
деятельности, с другой – в достаточной мере являются объективными и
толерантными в представлении информации и общении с местной общиной.
В современных условиях именно правовое
образование становится важнейшим фактором развития личности, становления
гражданского общества и демократического правового государства в современном
государстве, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с
другом, с государством, властью, политическими партиями, общественными
движениями и тому подобное [4, С.
154 – 163].