Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретико-методологические основы формирования бюджетной политики государства в
социальной сфере. 6

1.1. Особенности
формирования социальной политики государства. 6

1.2. Порядок, особенности и
оценка эффективности бюджетной политики в социальной сфере. 17

1.3. Риски развития
бюджетной политики Российской Федерации в социальной сфере. 26

2. Оценка эффективности
расходов бюджетной политики государства на социальную сферу на примере регионов. 31

2.1. Оценка роли бюджетной
политики региона в обеспечении безопасности в социальной сфере. 31

2.2. Социальные программы в
структуре расходов консолидированного бюджета субъекта федерации. 37

Заключение. 51

Список использованных
источников. 52

  

Введение:

 

Актуальность
темы курсовой работы определяется, прежде всего, тем, что развитие социальной
среды на сегодняшний день является одной из важнейших задач государства,
поскольку от уровня и качества жизни граждан зависит благополучие страны в
целом. С переходом России к рыночной экономике, в стране начали возникать и
развиваться социальные институты, присущие демократическим государствам.

В
частности, это касается институтов гражданского общества, учреждений
здравоохранения, охраны правопорядка и т.д. Конечной целью их развития является
саморегулируемое общество, процессы внутри которого ведут к активному
воспроизводству человеческого, денежного и информационного капитала. Развитая
социальная сфера подразумевает высокую степень самостоятельности граждан,
которая приводит к снижению издержек на реализацию социальной политики и минимизации
государственного влияния на последнюю; при этом государство играет важнейшую
роль на первых этапах построения подобной модели общества, стимулируя развитие
социальной среды за счет вливания в нее финансовых, имущественных и иных
ресурсов. Значимость процесса развития социальной среды отражена, в частности,
в ст. 7 Конституции Российской Федерации, где в качестве основной цели
реализуемой государством политики выделяется обеспечение условий для
полноценного развития и достойной жизни граждан. Задача настоящего исследования
состоит в рассмотрении объемов бюджетного финансирования мероприятий в рамках
программ развития социальной среды – как на федеральном, так и на региональном
уровнях.

Актуальность
работы также обуславливается активной трансформацией механизмов финансирования
социально-значимых проектов (в частности, речь идет о выработке эффективной
системы проектного финансирования) и вытекающей из нее необходимостью
наблюдения и контроля уровня эффективности исполнения бюджетов в части
социальных расходов.

Исследованиями
в рамках данного направления занимались такие ученые, как Г.А. Андросова, Т.Л.
Клячко, О.К. Луховская, С.А. Умерова и другие, однако методологические и
теоретические особенности регулирования данной сферы стремительно меняются, что
приводит к быстрой утрате актуальности имеющихся данных. Кроме того,
трансформируются формальные и неформальные социально-экономические институты,
что сказывается на поведенческих особенностях их акторов – необходимость
принятия во внимание институциональных трансформаций при планировании
социально-экономического развития в российской практике наиболее полно
отражалась в исследованиях В.М. Полтеровича.

Важную
роль играет также региональный фактор, который обуславливает необходимость
принятия во внимание природных, экономических, политических, экологических и
других характеристик конкретного субъекта Федерации. Так, например, М.В. Манина
рассматривала наиболее эффективные способы реализации общественно значимых
проектов, ориентируясь на особенности развития Ленинградской области, а С.Н.
Леонов изучал направления развития социальной среды на примере Дальнего
Востока.

Вопросами
реализации бюджетной политики на территории Волгоградской области занимался, в
частности, С.П. Сазонов, однако уже упоминавшиеся процессы трансформации
социальной, экономической и иных сред требуют постоянного обновления имеющихся
данных и выработки наиболее эффективных способов совершенствования инструментов
развития социальной сферы.

Объектом
исследования является бюджетная политика государства в социальной сфере.

Предмет
исследования представлен расходы государственного бюджета в социальной сфере.

Цель
курсовой работы заключается в поиске возможностей оптимизации расходной
бюджетной политики государства в социальной сфере.

Достижение
цели потребовало решения следующих задач:


рассмотреть особенности формирования социальной политики государства;


изучить порядок, особенности и оценка эффективности бюджетной политики в
социальной сфере;


определить риски развития бюджетной политики Российской Федерации в социальной
сфере;


провести оценку роли бюджетной политики региона в обеспечении безопасности в
социальной сфере;


раскрыть возможности социальных программ в структуре расходов
консолидированного бюджета субъекта федерации..

Цель
и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая
представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Планомерное
развитие социальной среды посредством реализации эффективных программ позволяет
существенно повышать качество жизни населения, приводя, в том числе, к снижению
уровня оттока населения из региона.

Значительные
темпы оттока являются одной из главных проблем – ввиду наличия комплекса
проблем, сопряженных, в числе прочего, с качеством реализуемой социальной
политики, жилищными условиями, особенностями институциональной среды и низким
количеством доступных рабочих мест, население активно покидает регион. Подобная
проблема требует пристального внимания как со стороны органов государственной
власти и местного самоуправления, так и представителей частного и
некоммерческого секторов экономики региона. На данный момент государственное
финансирование является необходимостью, стимулирующей активную трансформацию
социальной среды, однако в дальнейшем роль бюджетных вливаний отойдет на второй
план, поскольку социальная среда обретет значительно большую автономность и
будет в состоянии покрыть большую часть своих издержек за счет собственных
средств.

Собственные
средства могут быть представлены как прибылью от реализации товаров, работ и
услуг (которая будет возрастать по мере возрастания уровня общественного
доверия, популяризации соответствующих институтов и др.), так и ресурсами
физических и юридических лиц, представленными в форме пожертвований
(фандрайзинг и краудсорсинг), инвестиций, членских взносов и т.д.

Состояние социальной
среды определяет эффективность проводимой экономической политики, и наоборот –
ее развитие зависит от степени эффективности экономической системы. Общество
играет решающую роль в становлении государства, оно формирует неформальные
институты и оказывает значительное влияние на ход их формализации, а потому его
развитие является приоритетной задачей государственной внутренней политики.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологические основы формирования
бюджетной политики государства в социальной сфере

1.1. Особенности формирования социальной политики
государства На
состояние социальной сферы огромное влияние оказывают социально-экономические
преобразования в России. Развитие социальной среды является главным индикатором
степени экономического и политического положения общества. За последнее время,
в период прогрессирующего мирового кризиса, регулирование ситуации непосредственно
в социальной сфере выступает одним из приоритетов внутренней политики нашей
страны, что проявляется в социальной политике государства. Системный кризис
достаточно сильно повлиял на социальную сферу и привел к следующим
последствиям: поляризация и деградация социальной структуры, рост уровня
бедности населения, снижение оплаты труда, угрозы массовой безработицы,
глубокий кризис качества и образа жизни населения, переход российского общества
в общество противостояния. Ввиду этого в последние годы наблюдается отчетливый
вектор государства в сторону развития социальной политики, исполнение
значительного количества социальных проектов, повышенная заинтересованность к
вопросам преобразования социальной сферы со стороны государственной власти и
общества, разработка и обоснование способов решения социальных проблем. Это
обусловливает актуальность проблемы образования оптимальной для Российской
Федерации и ее регионов модели социальной политики.

Весомый
вклад в разработку общих вопросов социальной политики внесли Н. А. Волгин, Т.
С. Сулимова, Е. Ш. Гонтмахер, С. В. Кадомцева, Л. A. Костин, Б. В. Ракитский,
Т. Ю. Сидорина, С. Н. Смирнов, Е. И. Холостова, О. И. Шкаратан, В. Н. Ярская и
др. При этом следует отметить, что, несмотря на большой интерес ученых к проблемам
социальной политики, не все ее аспекты в достаточной степени исследованы.
Требует дальнейшего осмысления соотношение общегосударственной социальной и
регионально-муниципальной политики, уточнение роли и места социальной политики
в повышении уровня и качества жизни населения.

Социально-экономическое
преобразование в России напрямую связано с состоянием социальной сферы,
которая, в свою очередь, является основным показателем уровня экономического
развития общества. Следовательно, каждое государство должно быть направлено на
поддержание и развитие социальной сферы.

Согласно
статье 7 Конституции России: «Российская Федерация — это социальное
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека». В каждом социальном государстве
непосредственно социальная политика направлена на обеспечение и создание
необходимых условий для достойной жизни и свободного развития человека, а
следовательно, быть одной из стратегически важных областей развития общества
страны в целом [11].

Дефиниция
«социальная политика» довольно часто используется в нормативно-правовых актах,
а также широко применяется в практике государственного строительства. Вместе с
тем социальная политика является предметом многих научных дискуссий среди
зарубежных и отечественных ученых, которые по-разному трактуют дефиницию, ее
сущность и содержание. Это определено тем, что социальная политика является
одним из приоритетов деятельности государства, а также наиболее важной сферой
интересов общественности. Она тесным образом связана с уровнем общественного
развития, а также с основными целями, которые ставит общество перед собой.

Термин
«социальная политика» имеет достаточно позднее происхождение. Тем не менее в
течение всей эволюции человечества обществом и государством разрабатывались и
осуществлялись разнообразные ее вариации. Их базисом стали представления о
морали, справедливости. Все же можно сделать заключение, что трактовка термина
«социальная политика» не была целью деятельности государства, социальная
политика возникла скорее как следствие. С давнего времени мыслители проявляли
особый интерес к вопросам, связанными с взаимоотношениями общества и
государства. В частности, Платон в своих трудах писал: «Всякая власть имеет в
виду благо никого иного, как тех, кто ей подвластен, а подлинный правитель
имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы