Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Оптимизация педагогического общения как условие предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы педагогического общения как условия предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе 4
1.1 Сущность, структура и функции конфликта в педагогическом процессе 4
1.2 Психологические особенности взаимодействия в общеобразовательных организациях в условиях конфликта 10
Глава 2. Исследования уровня конфликтности и конфликтной компетентности среди выпускников интернатов 14
2.1 Методы и методики применяемые при исследовании конфликтов 14
2.2 Результаты экспериментальных исследований, их анализ 17
2.3 Пути разрешения конфликтов в средней школе 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

 

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой. Процессы общественно-политических и социокультурных преобразований, которые происходят сегодня в российском обществе, сопровождаются существенными изменениями в содержании и формах социального и общеобразовательного взаимодействия. Важными при этом является также трансформация старых социальных структур и замена их новыми. Все это приводит к росту конфликтогенности общества. При таких условиях конфликт превращается в норму социального взаимодействия, довольно часто становится существенным аспектом жизнедеятельности каждой личности, организации и общества в целом.
Трансформируясь в сферу деятельности общеобразовательных организаций, указанные изменения, с одной стороны, приводят к возникновению конфликтогенной среды, а с другой, заставляют рассматривать взаимодействие в условиях конфликта как необходимость и средство оптимизации взаимодействия деятельности. Соответственно, современное понимание сущности и роли конфликта в организации заключается, в частности, в том, чтобы не «погасить» конфликт, а сделать его регулируемым, цивилизованной формой деятельности и развития личности, группы, организации.
Особое значение конфликты приобретают в общеобразовательном взаимодействии сотрудников организаций. Такие конфликты достаточно часто негативно влияют на результативность и качество деятельности всей организации, нарушающих нормальный ход процесса управления, ухудшают социально-психологический климат коллектива, формируют негативный эмоциональный фон, приводят к текучести кадров.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что проблема конфликтов нашла достаточно широкое отражение в трудах западных (Г. Дойч, Г. Келли, Г. Лайоль, В. Майерс, и др.), российских (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Денисов, С.М. Емельянов, и др.) и украинских (А.И. Бондарчук, И.В. Ващенко, С.П. Гиренко, В.М. Кушнирук, и др.) ученых. В упомянутых исследованиях раскрыта сущность конфликта, его структуру, виды, типологические и динамические характеристики, стратегии и тактики конфликтного противодействия, методы предупреждения и урегулирования конфликта.
Что же касается конфликтов в общеобразовательных организациях, как одного из существенных видов конфликтов, то они исследованы меньше. Отдельные аспекты организационных и управленческих конфликтов, раскрыты в трудах украинских исследователей – А.И. Бондарчук, Н.В. Войтович, Л.М. Карамушки, Н.Л. Коломинского, Г.В. Ложкина, Г.В. Лозницы, Л.Е. Орбан-Лембрик, Н.И. Пирен, А. Семиченко и др.
Цель курсовой работы заключается в изучении педагогических условий разрешения конфликтов в общеобразовательной среде.
Предмет нашего изучения: Оптимизация педагогического общения как условие предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс предупреждения конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
— изучить теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия общеобразовательной организации в условиях конфликта;
-рассмотреть сущность, структуру и функции конфликта;
-проанализировать педагогическое общение как условие предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения теории конфликта, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В курсовой работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конфликт в педагогическом коллективе, как пожар, легче предупредить, чем потушить. Для этого руководителю школы, педагогу, как минимум, необходимо:
постоянно проводить работу по совершенствованию организации и руководства учебно-воспитательным процессом;
постоянно придерживаться педагогической этики;
постоянно, по разным методикам, изучать психологические особенности учителей и учеников,
реализовывать индивидуальный подход в обучении, воспитании, руководстве школой;
вкратце тактично выражать свои взгляды и убеждения;
в открытую признавать свои собственные ошибки и просчеты, быть терпеливым к чужим ошибкам.
При определенных условиях педагогический конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самоорганизации и самовоспитания. Готовность к деятельности в конфликтных ситуациях – одно из условий организации педагогически целесообразного взаимодействия в системе „учитель – ученик”. По содержанию педагогического решения можно выяснить глубину проникновения учителем в сущность педагогических проблем, качество анализа педагогических ситуаций, их осмысление и понимание. Оценка качества принятых решений помогает определить уровень профессионального мастерства учителя.
Полученные результаты исследования готовности к переговорам и разрешению конфликтов показали, что готовности у учащихся-выпускников недостаточно высокого уровня, а высокие показатели могут свидетельствовать о субъективности оценки своих потенций. Исследуемые имели преимущественно низкий уровень агрессивности, что свидетельствует об их неумение постоять за себя, настоять на своем и тому подобное. То есть, именно такие дети нуждаются в поддержке и формирования ассертивности.
Более половины среди учеников — выпускников 2019 и 2018 годов имели средний, низкий и очень низкий уровень выраженности эмпатийных тенденций, а среди выпускников 2018 г., совсем нет детей с высоким уровнем эмпатии. Между тем, именно эмпатия — это профессионально важное качество профессий типа «человек-человек». Учитывая то, что многие выпускники выбирают профессии именно этого типа, в систему психологического сопровождения выпускников нужно вводить психологические мероприятия различного типа по формированию у учащихся эмпатийных способностей.
С целью помощи выпускникам — детям-сиротам и социальным сиротам — в профориентации и с целью их познания своих личностных особенностей, влияющих на выбор профессии, мы создали пилотную программу, профессионально ориентационных занятий, благодаря которой ученики получат необходимые знания о мире профессий и о своем месте в нем, получат первичные знания, умения и навыки для эффективной профессиональной деятельности в будущем. Эта программа будет внедрена в школе-интернате, где проводились исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы педагогического общения как условия предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе
1.1 Сущность, структура и функции конфликта в педагогическом процессе

Конфликты, отдельные конфликтные ситуации, инциденты возникают в организациях ежедневно. Одной из их причин является, например, разногласия в понимании социально-психологической роли руководителя и подчиненного в данном процессе, то есть представлениях о субъект-субъектные или субъект-объектные отношения.
За небольшой промежуток времени это понятие получило ряд определений. В российских словарях советского периода оно появилось в 30-е годы. Сущность конфликта трудно объяснить одним научным определением. Поэтому приводим некоторые из них, имеющие наибольшее распространение в психологической и конфликтологической литературе [4, с.156]. Предлагаем проанализировать ряд определений различных авторов и таким образом создать свое собственное определение этого сложного социально-психологического явления:
Конфликт – понятие, которое касается человека, его поведения и взаимодействия людей.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновения) — это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и проч.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [6, c.133].
Конфликт – это столкновение противоположно направлен целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух, или нескольких людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит либо противоречивые позиции сторон по какому — либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несоответствие интересов, желаний, наклонностей оппонентов.
Итак, конфликт мы можем рассматривать как процесс крайнего обострения противоречий и борьбы двух или более сторон социального взаимодействия, который сопровождается негативными эмоциями. Это открытое или скрытое противостояние этих сторон в результате отстаивания ими взаимоисключающих интересов, целей, позиций, суждений или взглядов.
При этом каждая из конфликтующих сторон считает себя правой и решительно вступает в борьбу за свои интересы. Конфликты возникают противоположность интересов и социальных установок людей, они требуют обязательного решения, поскольку без этого невозможно нормальное функционирование социальной группы, коллектива[2, c.89]. Изложенные выше определения не противоречат, а дополняют друг друга, раскрывая различные стороны, уровни и условия функционирования конфликтов, обогащая наше представление о сущности предмета науки, которая получила соответствующее название – конфликтология. Возникла эта наука сравнительно недавно, во второй половине ХХ века. В наше время конфликтология находится на завершающем этапе выделения в самостоятельную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации выступают уточнение границ того множества конфликтов, которые являются объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле конфликтологии [1].
Рассматривая главные признаки конфликта как социального явления, конфликтология исследует такие из них:
1. Осознание сторонами противоположной направленности интересов, мотивов и суждений сторон.
2. Открытое или скрытое противоборство сторон, нанесение ими взаимных убытков.
3. Психологическая напряженность, наличие негативных эмоций в отношении другой стороны.
4. Втягивание участников в конфликтное взаимодействие, что усложняет ее прекращение.
Среди предпосылок возникновения конфликта исследователями в этой области называются:
1. Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как неприемлема для них, то есть, конфликтная.
2. Неделимость объекта конфликта, из-за что решения своих проблем одной стороной становится возможным только за счет другой стороны.
Значение конфликтов в обществе заключается, по результатам психологических и социальных исследований, в том, что они, несмотря на их разрушительный характер и негативное восприятие людьми, обеспечивают развитие общества или предприятия и предотвращают застоя, стагнации.
С этих позиций конфликт рассматривается психологами как фактор динамической стабильности организации [7, c.190].
В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие как результат антагонистического противоречия и вследствие неантагонистичного противоречия.
Одним из важных аспектов профессиональной деятельности учителя является способность к предупреждению и разрешению педагогических конфликтов. Как известно, основной формой осуществления учебного процесса является педагогическое общение.
Его производительность определяется, прежде всего, целями и ценностями, которые должны быть приемлемы для всех субъектов педагогического взаимодействия (учителей, учеников, родителей, администрации учебного заведения и др.).
Практика современной школы показывает, что педагогическое общение не всегда происходит в желаемом направлении, ведь во взаимодействие вступают субъекты с разными целями, мотивами, потребностями, ожиданиями, жизненным опытом, способами интерпретации событий, уровнем эмоциональности, заинтересованности во взаимодействии и тому подобное.
Такие противоречия могут быть частичными и быстро решаться, а могут приобретать антагонистического характера, сказываться на негативном отношении к учебному предмету, учителя, школы, педагогического процесса в целом и даже на ухудшении состояния здоровья субъектов конфликта.
Объективно педагогическая ситуация является достаточно конфликтогенной, поскольку в ней осуществляются воздействия на личность ученика, которая является нестабильной, интенсивно развивающейся. Новые переживания и предпочтения, приобретения жизненного опыта, появление специфических интересов – все это может способствовать обострению взаимоотношений в педагогическом процессе.
Если участники конфликта достигают согласия в каком-то пункте, то зона разногласий сужается. При ликвидации всех расхождений она исчезает, что означает завершение конфликта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы