Курсовая с практикой на тему «Ономастический профиль моего родного села(название) и участие школьников в сборе материала»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения ономастики 5
1.1. Ономастика как наука 5
1.2. Круг изучаемых вопросов в ономастике 9
Глава 2. Формирование знаний ономастического профиля родного поселка Равнинный Волгоградская область с участием школьников 13
2.1. Пояснительная записка 13
2.2. Методическая составляющая 16
Содержание занятия 18
Организационная форма 18
Заключение 23
Литература 25
Введение:
Актуальность темы. Одной из важнейших задач, решаемых учителями-словесниками, является не только обучение грамотному письму и речи, но и пробуждение интереса к родному языку. Вспомним известное высказывание К.Г.Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».
Ряд методистов языкознания (Шанский Н.М., Пронина И.В., Собанская-Петрова Т.В. и др.) обращают внимание на необходимость применения ономастического материала в работе по русскому языку в школе как приема, способного вызвать интерес к родному языку, выработать четкие орфографические навыки, пополнить словарный запас обучающихся и даже развить у них логическое и абстрактное мышление. Но учебники ограничиваются краткими и чрезвычайно редкими справками. Инициатива педагогов в этом плане ограничена временными рамками и необходимостью полно изучить основной курс. Именно поэтому проектирование тематических курсов помогает решить данную проблему.
Объект исследования – ономастический профиль родного поселка Равнинный Волгоградская область.
Предмет исследования – процесс ознакомления школьников с основами ономастики.
Цель работы – обосновать методический подход к составлению ономастического профиля родного поселка Равнинный Волгоградская область при участии школьников в сборе материала.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать материал, важный при отборе для проектирования теоретико-практического курса по ономастике родного края;
— определить место ономастических знаний в школьном курсе;
— изучить технологию проектирования учебного курса.
Методы исследования:
— анализ языковедческой, методической, психолого-педагогической литературы в рамках изучаемого вопроса;
— обобщение опыта современной школы в вопросах изучения тем, связанных с этимологией;
— анализ, синтез.
Теоретической базой исследования стала учебная литература, справочники, статьи по исследуемой проблеме, которые представлены в списке литературы к данной работе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в дальнейшем исследовании и профессиональной деятельности учителя-словесника.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, ономастика — наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной.
Ономастика является междисциплинарной областью знания, исследования которой имеют огромное теоретическое и практическое, прикладное значение, как для дальнейшего развития многих гуманитарных дисциплин, так и для чисто практических целей картографии и библиографии, к примеру.
Несмотря на то, что имена собственные и связанные с ними проблемы уже давно занимали ученых, ономастика сравнительно недавно оформилась в самостоятельный раздел языкознания, обладающий собственным кругом вопросов и методов исследования. Объект этой дисциплины обуславливает её основные характеристики: междисциплинарность и разделение на большое количество подразделов и уровней.
При огромном числе этих подразделов стоит отметить, что в самостоятельные отрасли ономастики чаще всего выделяют два крупнейших подраздела — антропонимику и топонимику.
Невозможно переоценить значение обеих отраслей для исторических исследований, так как наименования людей и названия географических объектов несут на себе отпечаток исторических событий и часто являются единственным источником исторической информации.
В ходе работы над исходной проблемой мы обосновали методический подход к составлению ономастического профиля родного поселка Равнинный Волгоградская область при участии школьников в сборе материала. Следовательно, цель работы достигнута.
Достижение цели осуществлялось поэтапно. Прежде всего мы проанализировали материал, важный при отборе для проектирования теоретико-практического курса по ономастике родного края. Затем определили место ономастических знаний в школьном курсе. Далее мы изучили технологию проектирования учебного курса. Таким образом, все намеченные задачи нами решены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения ономастики
1.1. Ономастика как наука
Изучением, систематизацией, объяснением несметного множества имен собственных занимается специальная наука — ономастика. Итак, ономастика — это наука, изучающая имена собственные во всем их многообразии.
Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики. Ономастика изучает историю возникновения имен собственных, их типы, преобразование в результате их длительного использования.
Имена собственные вокруг нас повсюду. Все мы имеем имя, отчество, фамилию — это собственные имена. Название национальности — еще одно собственное имя. Место рождения — республика, область, район, город или село — еще несколько имен собственных. Наш адрес — еще имена.
Имен собственных гораздо больше, чем звезд на небе. Ведь у каждой звезды есть имя. А еще географические названия, названия животных и растений, улиц и городов, рек и гор. Например, только в одной Швейцарии, по подсчетам, существует около 12000000 географических названий — во всем мире их, по крайней мере, в тысячу раз больше. А еще наименования книг, картин, симфоний, статей, стихотворений.
В ономастике есть разделы:
1. Этнонимика: Каждый народ, племя, нация, род, имеют свои имена — этнонимы. С давних пор людей интересовало, почему они называются так, а не иначе, что означает слово славянин, русский, эвенк, тувинец и т. д. Догадки, домыслы и вымыслы, ложные мудрствования и серьезные исследования рождали попытки объяснить происхождение этнонимов. В настоящее время ими занимается особый раздел ономастики — этнонимика.
2. Теонимика изучает имена богов, демонов, духов, персонажей мифов и легенд о сотворении мира, людей, вещей, животных. Она показывает, как превращались имена нарицательные — наименования ветра, огня, грозы, грома и других явлений природы — в имена собственные.
3. Хрематонимы — так предлагают некоторые ученые назвать наименования самых различных предметов и явлений, которым, в силу каких-либо причин, люди присваивают собственные имена. Мы знаем, что такие имена имеют стадионы и спортивные общества, шахматные дебюты и даже отдельные партии («Вечнозеленая партия», «Бессмертная партия»), праздники (Первое мая, День геолога), воинские части и отдельные сражения (Бородинская битва, Куликовская битва).
Предприятия обозначают, маркируют свои товары или услуги с помощью товарных знаков. Это — собственные имена, причем число их очень велико. Собственные имена — это и названия произведений искусства, книг, отдельных стихотворений.
Хрематонимика имеет не только чисто академический интерес. Например, в странах Запада то и дело возникают судебные процессы, связанные с тем, что название товарного знака одной фирмы походит на название товара, выпускаемого конкурирующей фирмой. Решение о том, действительно ли подобны такие наименования, может быть принято лишь с помощью научного анализа.
Да и все остальные разделы ономастики непосредственно связаны с практикой: стоит только назвать фиксацию имен и фамилий в загсе, транскрипцию географических названий, наименования новых объектов на Земле и вновь открытого рельефа других планет. Вот почему наука об именах — ономастика — это не занятие отдельных ученых, а наука, самым тесным образом связанная с жизнью.
С древнейших времён собственные имена входили в круг интересов многочисленных учёных и философов [Бондалетов 1983: 11]. Однако особо пристальное внимание к имени собственному как к объекту многочисленных исследований было обращено в XX веке, на общем фоне интенсивного развития лингвистической науки. В это же время выделяется самостоятельная научная дисциплина, предметом изучения которой является имя собственное во всех его проявлениях, получившая название ономастика. Тогда же вырабатываются основная терминология и методология, создаётся классификация ономастической лексики.
Выходят многочисленные труды зарубежных и отечественных учёных, ставшие классическими, среди них особенно можно выделить работы А. Гардинера, В. А. Никонова, А. В. Суперанской, В. Д. Бондалетова и многих других. В 1978 году издаётся «Словарь русской ономастической терминологии» Натальи Владимировны Подольской, на который опираются в своих работах современные исследователи русской ономастики [Супрун 2011: 134]. С 1962 по 1991 годы выходит нерегулярный периодический сборник «Вопросы ономастики» (первоначально — «Вопросы топономастики»).
На сегодняшний день интерес к данной науке не прекращается: напротив, количество исследований, в той или иной степени её касающихся, всё увеличивается. Это и многочисленные статьи в научных журналах и сборниках, и кандидатские, докторские диссертации, и монографии.
Традиционно под ономастикой понимают науку об именах соб-ственных всех типов, о закономерностях их развития и функцио¬нирования. В традиционной ономастике используются следующие методы исследования: сбор ономастического материала, дескриптив¬ный, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, ареальный, текстологический, стилистика имен собственных, карто¬графический, стратиграфический. Изучение ономастики связано с именами таких известных ученых, как А.В. Суперанская, В.Э. Сталтмане, Н.В. Подольская, А.Х. Султанов, Н.В. Васильева и т.д.
Как видно из перечисленных методов, целью исследований яв¬ляются сбор ономастического материала, его классификация по существующим типам, лингвистическое описание, а также анализ использования имен в дискурсе. Но есть в ономастике такое направление, как когнитивная ономастика, она описывает не значения имени собственного, а то, как они получаются. Для когнитивной ономастики интересно не содержание семантической информации того или иного онима, а способ ее представления и упаковки в конкретном ониме. Она изучает имена собственные как когнитивные образования, использующиеся для кодирования и трансформации информации. Попробуем дать определение ког¬нитивной ономастике и выделить методы, которые характерны для данного направления.
Итак, если ономастика изучает основные закономерности исто¬рии, развития и функционирования имен собственных, то когни¬тивную ономастику можно определить как научное направление, изучающее способы представления, хранения и передачи информации/знания в именах собственных.
Специфика объекта исследования определяется внутренней структурой ономастических единиц. Это особые единицы языка, которые, с одной стороны, призваны индивидуализировать объекты действительности, а с другой — могут успешно использоваться как классифицирующие знаки. Они обладают высоким уровнем коннотативности, степень актуализации коннотативного потенциала которых зависит от опыта языкового знака, в нашем случае онима, и коммуникантов, которые используют его для номинации тех или иных субъектов/объектов действительности. Современная наука требует использования новых подходов в исследовании имен соб¬ственных, их комплексного изучения в свете новых методов науч¬ного исследования.
Помимо вектора изучения в ономастике существуют и различные группы изучаемых единиц. Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов.