Курсовая с практикой на тему Олигополия как явление современного рынка (отечественный и мировой опыт)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма и рыночной структуры 6
1.1. Рыночный механизм и рынки совершенной конкуренции 6
1.2 Особенности рыночных структур 11
Глава 2. Анализ зарубежного и отечественного опыта функционирования олигополистического рынка 19
2.1 Олигополия и ее особенности 19
2.2 Государственное регулирование олигополистических рынков: мировой и отечественный опыт 23
Глава 3. Анализ отечественного рынка услуг мобильной связи 31
3.1 Особенности рынка услуг мобильной связи в РФ 31
3.2. Инструменты государственного регулирования рынка услуг мобильной связи 35
Заключение 38
Библиографический список 40
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе большое распространение получает такая модель рынка как олигополия. Олигополию можно определить, как рыночную модель с несовершенным типом конкуренции, предполагающую существование лишь нескольких компаний в секторе или отрасли, из которых, по крайней мере, некоторые имеют значительную долю рынка и, следовательно, могут влиять на цены продукции на рынке.
Действуя как олигополия, предлагающая компания влияет на рыночный спрос и предложение всего сектора и, следовательно, при выборе предложения на рынке она должна учитывать — помимо спроса — также реакцию своего конкурента на свой выбор; в то же время он сам реагирует на выбор своих конкурентов.
Многие модели олигополии обнаруживаются при изучении олигополистических структур. Эти модели отличаются друг от друга в основном характером поведения конкурирующих компаний. Несмотря на это, эти разные модели согласуются в нескольких предположениях: — наличие небольшого числа компаний в секторе. Обычно речь идет о крупных компаниях, решающих в предложении сектора.
Некоторые модели описывают только поведение двух компаний на наблюдаемом рынке (дуополия), другие описывают несколько компаний одной и той же власти (картель), третьи предполагают, что одна из компаний занимает доминирующее положение на рынке и т. д. — характер производства
В олигополистических секторах компании могут производить гомогенное или гетерогенное (замещающее) производство. Если компании создают товары, близкие к однородному типу, мы говорим об однородной (или чистой) олигополии. В таком секторе конкуренция создает тенденцию к единой и сбалансированной рыночной цене товаров, поскольку компании особенно сильно зависят друг от друга, и поэтому даже малейшее изменение цены одной из них существенно влияет на поведение других компании.
Часто упоминаемым примером гомогенной олигополии является олигополистическая конкуренция в производстве сельскохозяйственных культур (кукуруза, бананы, кофе и т. Д.), где несколько крупных компаний имеют практически идентичное производство. Если компании в олигополии создают дифференцированные товары и услуги, которые заменяют друг друга, мы говорим о гетерогенной олигополии с дифференцированными рыночными ценами.
Выделяют следующие особенности данной структуры рынка:
— Стандартизированная или дифференцированная продукция.
— Большое число покупателей и малое количество фирм.
— Наличие сильных защитных барьеров для входа на рынок возможных конкурентов.
— Взаимозависимость фирм друг от друга, которая несколько ограничивает контролирование цен.
При работе над работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии зарубежных и российских ученых, посвященные исследованиям в области микроэкономики, таких, как: Багиев Г.Л., Беляева С.В., Герасименко В.В., Дробышева, Л.А., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Носова, М.С., Портер М., Рубин Ю.Б., Тарануха Ю.В. и др.
Цель данной курсовой работы: выявить особенности российского рынка услуг мобильной связи как олигополистического рынка.
Для достижения цели, поставленной в работе, были определены следующие задачи:
Рыночный механизм и рынки совершенной конкуренции
— привести особенности рыночных структур;
— охарактеризовать олигополию и ее особенности;
— рассмотреть государственное регулирование олигополистических рынков: мировой и отечественный опыт;
— привести особенности рынка услуг мобильной связи в РФ;
— описать инструменты государственного регулирования рынка услуг мобильной связи.
Объектом исследования работы являются рыночные структуры и их особенности.
Предмет исследования – особенности олигополистических рынков.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования микроэкономики, и конкурентоспособности современного предприятия.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания, конкурентный анализ.
В процессе исследования были использованы методы анализа научных публикаций, обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований, методы сбора и обработки информации и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проводится исследование проблем регулирования рынка олигополии в РФ и мире, с формированием выводов по проведенной работе.
Структурно работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Заключение:
Таким образом, в ходе данного курсового проекта были рассмотрены следующие аспекты:
В условиях смешанной экономики, предприятия принимают решения о том, какие товары производить или какие услуги предлагать и как они оцениваются. Поскольку существует множество предприятий, производящих товары или предоставляющих услуги, клиенты могут выбирать среди широкого спектра продуктов. Конкуренция среди коммерческих предприятий является важной частью нашей экономической системы. Экономисты определили четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия
Олигополия — это рыночная ситуация, в которой есть несколько фирм, продающих однородные или дифференцированные продукты. Трудно точно определить число фирм, участвующих в «конкуренции среди немногих». Поскольку на рынке существует всего несколько фирм, действия одной фирмы могут повлиять на другие. Олигополистическая отрасль производит либо гомогенный, либо гетерогенный продукт
ФАС России уделяет первостепенное внимание созданию методов, которые помогут развить конкуренцию и преодолеть олигополистическую природу некоторых рынков в российской экономике, а также снизить вероятность существования картелей и соответствующих действий. ФАС России сосредоточена на контроле за экономической концентрацией и запретом злоупотребления доминирующим положением, что весьма вероятно для олигополистических рынков на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Правительство Российской Федерации также активно участвует в развитии конкуренции на социально значимых рынках. С этой целью Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р «О Плане действий» («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и антимонопольной политики». Предмет Дорожной карты является развитие конкуренции через реализацию ряда системных и отраслевых мер. В настоящее время 80 процентов мер «дорожной карты» уже осуществлены. Некоторые регионы Российской Федерации приняли собственные «дорожные карты», чтобы преодолеть олигополистическую природу рынков и решить соответствующие проблемы.
ФАС России разрабатывает комплексный подход к регулированию олигополистических рынков. Меры по пресечению нарушений антимонопольного законодательства на олигопольных рынках готовятся не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов и муниципалитетов. Это свидетельствует о высокой значимости проблемы и понимании необходимости развития конкуренции всеми органами государственной власти в структуре российского публичного управления. Кроме того, ФАС России привлекает внимание международного конкурентного сообщества к проблемам олигополистических рынков и приглашает все антимонопольные органы к сотрудничеству в целях разработки общих методов и инструментов регулирования олигопольных рынков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма и рыночной структуры
1.1. Рыночный механизм и рынки совершенной конкуренции
В условиях смешанной экономики, предприятия принимают решения о том, какие товары производить или какие услуги предлагать и как они оцениваются. Поскольку существует множество предприятий, производящих товары или предоставляющих услуги, клиенты могут выбирать среди широкого спектра продуктов. Конкуренция среди коммерческих предприятий является важной частью нашей экономической системы. Экономисты определили четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия .
Совершенная конкуренция существует, когда многие потребители покупают стандартизированный продукт у многочисленных малых предприятий. Поскольку ни один продавец не является достаточно крупным или влиятельным, чтобы повлиять на цену, продавцы и покупатели принимают текущую цену. Например, когда коммерческий рыболов доставляет свою рыбу на местный рынок, он мало контролирует цену, которую он получает, и должен принять рыночную цену.
Чтобы понять, как работает совершенная конкуренция, нам нужно понять, как покупатели и продавцы взаимодействуют на рынке, чтобы устанавливать цены. На рынке, характеризующемся совершенной конкуренцией, цена определяется с помощью механизмов спроса и предложения. На цены влияет как предложение товаров со стороны продавцов, так и спрос со стороны покупателей.
Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, давайте создадим график спроса и предложения для одного конкретного товара, проданного в определенный момент времени. Затем мы определим спрос, создадим кривую спроса, определим предложение и создадим кривую предложения. Наконец, мы увидим, как спрос и предложение взаимодействуют, создавая равновесную цену — цену, по которой покупатели готовы покупать сумму, которую продавцы готовы продать.
Спрос — это количество товара, которое покупатели готовы приобрести по разным ценам. Количество товара, которое люди хотят купить, зависит от его цены. Как правило, вы готовы покупать меньше товара, когда цены растут, и больше товара, когда цены падают. Вообще говоря, мы находим продукты более привлекательными по более низким ценам, и мы покупаем больше по более низким ценам, потому что наш доход идет дальше.