Современный русский литературный язык Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Ограниченная лексику в поэзии С. Есенина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава1. Общенародная
и социально или диалектно ограниченная лексика
  4

1.1 Диалектизмы.. 5

1.2 Профессионализмы.. 11

1.3 Арготизмы.. 14

Выводы по первой
главе:
15

Глава 2. Творчество
С. Есенина
. 17

2.1. Общая
характеристика творчества С. Есенина
. 17

2.2. Лексика
ограниченного употребления в лирике С. Есенина
. 23

2.2.1 Диалектизмы в творчестве С. Есенина. 24

2.2.2.  Профессионализмы в
творчестве С. Есенина
. 25

2.2.3 Арготическая лексика в творчестве С. Есенина. 26

Выводы по второй главе: 27

Заключение. 28

Список
использованной литературы
.. 31

 

  

Введение:

 

Общенародная лексика является основой народного литературного
словаря, самым необходимым лексическим материалом для выражения мыслей на
русском языке, на основе которого, прежде всего, происходит дальнейшее
совершенствование и обогащение словарного запаса. Подавляющее большинство
содержащихся в нем слов стабильно употребляются и используются во всех стилях
речи.

Актуальностью данной работы является то, что
недостаточно изучены слова ограниченного использования (не являющиеся
собственностью всех людей), характерные только определенному говорящему
коллективу, который выступает как географически или социально определенная
группа людей.

Цель работы — изучить лексику ограниченного
употребления на примере лирики С. Есенина.

Объектом работы является слова ограниченного
использования.

Предметом работы является лексика ограниченного
употребления в лирике С. Есенина.

Задачи работы:

1.Изучить теоретический материал общенародной и социально
или диалектно ограниченной лексики;

2.Ознакомиться с творчеством С. Есенина;

3. Рассмотреть примеры использования лексики
ограниченного употребления в лирике С. Есенина.

Практическая значимость работы состоит в том, что
данный материал может быть использован в дальнейшем исследовании этой темы.

Курсовая работа состоит из Введения; основной части,
состоящей из двух глав, Заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С. Есенин — русская художественная идея, самый
читаемый поэт в России и вместе с тем отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи
даже таким искушенным ценителям, как профессиональные писатели и лингвисты, до
сих пор кажутся загадочным явлением. Он пришел из глубины России, оттуда, где с
незапамятных времен мифологические времена били, как писал Гоголь, «в груди
народа» родной фольклорный ключ. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России,
был глубоко связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало
тому, что он смог стать поистине популярным, народным поэтом.

Он единственный поэт среди великих русских
писателей, в произведениях которого невозможно выделить стихи о Родине в
специальный раздел, потому что все, что он написал, продиктовано и проникнуто
«чувством родины». Это не «вера» Тютчева, не «странная любовь» Лермонтова, не
страстная ненависть Блока. Это чувство родины.

В начале курсовой работы предполагалось,
что слова ограниченного использования (которые не принадлежат всем людям),
характерные только для конкретной говорящей группы, которая определяется
географически или социально, недостаточно исследованы.

Целью работы стало: изучить лексику ограниченного
употребления на примере лирики С. Есенина.

Объектом работы стали слова ограниченного
использования.

Предметом работы стала лексика ограниченного
употребления в лирике С. Есенина.

Первая глава работы посвящена раскрытию понятия
общенародной лексики, которая является основой народного литературного словаря,
самым необходимым лексическим материалом для выражения мыслей на русском языке,
на основе которого, прежде всего, происходит дальнейшее совершенствование и
обогащение словарного запаса. Подавляющее большинство содержащихся в нем слов
стабильно употребляются и используются во всех стилях речи.

Общенародная лексика встречалась в
основном в устной речи крестьянского населения. В официальной обстановке
говорящие на диалекте обычно переключаются на общий язык, на котором говорят в
школах, на радио, телевидении и в литературе. Диалекты захватили исконный язык
русского народа, в отдельных чертах местных говоров сохранились реликтовые
формы древнерусской речи, которые являются важнейшим источником восстановления
исторических процессов, затронувших когда-то наш язык.

В первой главе были рассмотрены такие
диалектизмы, как профессионализмы, арготизмы и диалектизмы.

Все они объединены тем, что доступны
пониманию узкому кругу людей. Но существуют и существенные их отличия.

Профессионализмы
необходимы, когда нужно четко и лаконично выразить мысль в статье для
определенного круга людей в учебных целях для узкого круга читателей,
интересующихся этой областью. Но он не будет понятен той массе людей, которая
далека от этой области. Стоит знать, что профессионализмы в основном
используются в разговорной речи, а не в научной терминологии.

Основная группа арготизмов — это
народные слова с особым, специфическим значением, характеризуется ярким
экспрессивно-стилистическим окрасом.

Диалектизмы свойственны населению
определенной местности или страны.

Вторая глава работы посвящена
творчеству С. Есенина.

Язык стихов Есенина доставляет огромное
эстетическое удовольствие. Он не только прост, популярен, близок языку лучших
русских поэтов — Пушкина и Некрасова, но и красочен, красив и образен. Его
образовательная роль также огромна. Нельзя не согласиться с тем, что стихи
Есенина о природе «пробуждают человечество, учат видеть красоту, доставляют
эстетическое удовольствие, заставляют еще больше любить свою Родину».

В работе исследован словарный запас
стихотворений Есенина, который определяется тематикой его произведений, их
жанром, мировоззрением поэта и его отношением к эстетическим функциям языка.

 «…Задача анализа языка писателя — установить
то типическое и характерное, что свойственно для его индивидуальной манеры
выражения».

Отдельные периоды творчества поэта,
объединенные тематически, различны по языку. Но во все периоды есть слова и
выражения, относящиеся к словарю ограниченного употребления: устаревшие,
разговорные слова, диалектизма, просторечие, профессионализм и арготизм.

Несомненно, они играют огромную роль в
лирике Есенина: они придают стихам особый колорит, неповторимый окрас. Иногда
лексика грубая и даже пошлая, но от этого стихи живые, яркие, реалистичные. Они
всегда актуальны. Они всегда красивы. Они всегда уникальны. В этом весь Есенин.

Таким образом, можно утверждать, что
задачи, поставленные в работе выполнены, а именно:

1.Изучен теоретический материал общенародной и социально
или диалектно ограниченной лексики;

2.Ознакомились с творчеством С. Есенина;

3. Рассмотрены примеры использования лексики
ограниченного употребления в лирике С. Есенина.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава1. Общенародная и социально или диалектно ограниченная
лексика

Лексика современного русского языка с точки зрения
сферы ее использования распадается на две большие группы. Одна состоит из общих
слов, хорошо известных и используемых всеми носителями русского языка, другая —
из слов, которые ограничены в своем существовании определенной языковой
группой, диалектом или определенной социальной средой.

Общенародная лексика — это лексическое ядро, без
которого язык немыслим, общение невозможно, он состоит из слов, которые
являются выражением самых необходимых и жизненно важных понятий.

Общенародная лексика, как уже говорилось выше,
является основой народного литературного словаря, самым необходимым лексическим
материалом для выражения мыслей на русском языке, на основе которого, прежде
всего, происходит дальнейшее совершенствование и обогащение словарного запаса.
Подавляющее большинство содержащихся в нем слов стабильно употребляются и
используются во всех стилях речи.

Слова ограниченного использования (не являющиеся
доступными пониманию всех людей) характеризуют только определенный говорящий
коллектив, который выступает как географически или социально определенная
группа людей.

Это — диалектизмы, профессионализмы и арготизмы.

При различении общенародных и социально или
территориально ограниченных слоев словаря следует учитывать постоянно
происходящие в них изменения. Некоторые группы слов, которые раньше были
диалектизмом, профессионализмом или арготизмом, уже являются общими словами
людей.

Напротив, отдельные слова целого народа могут,
оставив общее употребление или приобретя особое значение, стать словами
ограниченного использования.[1]

Непрерывность границ между общим словарем и
ограниченным словарем указывает на постоянное развитие и изменения.



[1] Современный русский язык. В 3-х
ч. Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. И лит.»,
ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография/
Н.М.Шанский, В.В.Иванов. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы