Курсовая с практикой на тему Односоставные безличные предложения в русском языке: к проблеме предметного содержания темы в УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава1. Понятие безличного предложения в русском языке. 5
1.1. Понятие
безличного предложения в русском языке. 5
1.2. Трудные
случаи безличного предложения в русском языке. 8
Глава 2. Изучение безличного предложения в школе. 12
2.1. Место
темы «Безличные предложения» в системе уроков русского языка в УМК под
редакцией М.М. Разумовской. 12
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение:
При изучении русского
языка в школьном курсе реализуются следующие аспекты обучения: формирование
знаний о системе языка, связях языковых единиц, развитие умений пользоваться
языком, развитие речевой деятельности, овладение культурой речи и речевого
поведения, формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем
богатством языка. Тема «Односоставные предложения» в школьном курсе русского
языка дает широкие возможности для обогащения речи, для систематизации представлений
о синтаксисе и особенностях функционирования единиц этого языкового уровня, для
пунктуационной грамотности учащихся. Ценность данной темы определяется
лингвистической сложностью грамматического материала, трудностями в усвоении
его учащимися, богатством семантико-стилистических оттенков в значении
предложения.
Говоря об
отдельных структурных типах с точки зрения широты проблематики, мы поставили бы
безличные предложения на одно из первых мест. Многочисленность проблем,
возникающих при изучении безличных конструкций, связана, главным образом, с
тем, что этот особый тип односоставных предложений не представляет собою
единства ни по структуре, ни по функциональному назначению отдельных членов.
Безличные предложения всегда были в поле зрения современных русистов. Однако
изучение семантики этих предложений не выходило за рамки отделения их
обще-грамматического значения. Такие аспекты исследования данных предложений,
как выделение семантических компонентов, взаимодействие лексического,
морфологического уровней при формировании сложных предложений с
соотносительными высказываниями, не нашли пока в лингвистической литературе
полного отражения. И порой человеку достаточно сложно сориентироваться в
характеристиках безличных предложений. В этом и заключается актуальность
данного исследования.
Заключение:
Безличные предложения —
это особый семантико-структурный тип простого предложения. В отличие от
двусоставных они имеют один
главный член, который одновременно и называет предмет, явление, состояние и
указывает на наличие его в действительности, передает отношение к
действительности, т. е. оформляет значение синтаксического времени и
объективной модальности.
Главным
членом безличного предложения является сказуемое, которое не предполагает даже
опосредствованного указания на субъект действия. Грамматическая форма
сказуемого не подсказывает предполагаемое действующее лицо, как например в
определенно-личных предложениях. Сказуемое выступает в абсолютно независимой
позиции и является предикативным центром безличного предложения.
В
безличных предложениях имеется только один состав — состав сказуемого. Главный
член предложения обозначает действие, а его поясняют второстепенные члены —
дополнение и обстоятельство. В
предложении может быть слово с предметным значением, но не в форме
именительного падежа.
Безличные
предложения широко распространены в художественной литературе, которая
постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных
конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью,
немотивированностью (ср.: не хочу — осознанное нежелание; не хочется —
неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне
говорится — мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само
действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это
способствует широкому распространению безличных конструкций именно в
разговорной речи и в языке художественной литературы. Главный
член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2)
личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с
инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего
рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.
По
своему строению безличные предложения могут быть различными:
а)
главный член не требует дополнительных слов
б)
главный член требует дополнения в родительном падеже
в)
главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости
обозначить субъект)
г)
главный член требует дополнения в творительном падеже
д)
главный член требует прямого дополнения
Фрагмент текста работы:
Глава1. Понятие безличного предложения в русском языке 1.1. Понятие
безличного предложения в русском языке Односоставные
предложения традиционно делятся на глагольные и именные. Безличные глаголы
также называют глаголами погоды, потому что они часто появляются в контексте
описания погоды. Кроме того, неопределенные местоимения могут быть названы
«безличными», так как они относятся к неизвестному человеку, такому как один
или кто-то [Белошапкова, 1979. С 24].
Безличные
глаголы появляются только в виде инфинитивов или в варианте третьего лица. В третьем лице субъект либо подразумевается,
либо является фиктивным, говоря о людях в целом. Термин «безличный» означает,
что глагол не изменяется в соответствии с грамматической личностью. В терминах
валентности безличные глаголы часто бывают невалентными, поскольку им часто не
хватает смысловых аргументов [Белошапкова, 1981. С. 74].
В
предложении завьюжило нет конкретного
референта.
Безличные
предложения особенно часто используются в предложениях погоды. В выражениях температуры («жарко»), погодных выражений («снежно») и выражений дневного света («темно»), как правило, не хватает
независимых участников с четкими семантическими ролями [Виноградова, 1975. С.
32].
Метеорологические
выражения часто составляются с безличными глаголами. Тем не менее,
метеорологические выражения явно не ограничиваются только безличными глаголами;
кроме того, разные языки используют разные стратегии для своих стандартных
метеорологических выражений и общих идиом.
Когда
агент не определен, безличные глаголы также известны как нулевая конструкция
или безличная конструкция. Неявный аргумент (аргумент, который выдвигается без
непосредственного указания) присутствует на семантическом уровне. Безличная
конструкция финнов позволяет описывать событие или состояние без указания
личности агента (субъекта). Несмотря на это, интерпретация безличного включает
в себя некоторый референт (манекен) [Виноградов, 1961. С. 74].
Безличные
глаголы не принимают ни субъекта, ни объекта, как в других языках с нулевым субъектом,
но опять-таки глагол может показывать включенные фиктивные местоимения,
несмотря на отсутствие предметных и объектных фраз. Как и в случае с безличными
глаголами, безличные местоимения также функционируют без ссылки на конкретного
человека.
Можно было бы подумать, что
внутренний небесный купол упал.
Молодой комик был ужасен; чувствовалось
смущение за него.
Если кто-то терпит неудачу, тогда
нужно стараться в следующий раз.
Если
говорить о функциональной наполняемости односоставных предложений, то она
напрямую зависит от вида.
Во-первых,
следует говорить о номинативных или назывных предложениях, основная функция
которых заключается в выдвижении субъекта или объекта на первый план.
Традиционно выделяется два типа таких предложений:
1. Явления или предметы в настоящем времени –
важно указать на них.
2. Указание на реальный предмет – вот
парадный подъезд
[Виноградов 1947. С. 11]
Вторым типом предложений
становятся определенно-личные.