Курсовая с практикой на тему Очерки в газете «русский мир»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Очерк как жанр журналистики 5
1.1.Специфика художественно-публицистического образа 5
1.2. Способы изображения мира и человека в очерке 10
1.3. Образ авторского «я» в очерке 12
1.4. Композиция очерка 13
Глава 2. Специфика контента и жанра путевых очерков в журнале «Русский мир» 16
2.1.Проблематика и жанрово-композиционное своеобразие энциклопедического очерка 16
2.2. Проблематика и жанрово-композиционное своеобразие эссеистического очерка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к очерку, изображающему деятельность социально активной личности.
Объектом исследования является специфика проблематики и приемов создания путевых очерков в журнале, использующем стандарты социальной журналистики.
Предметом исследования – смысловая и жанровая структура очерков, коммуникативные задачи издания.
Цель работы – выявить приемы создания путевого очерка в журнале «Русский мир».
Цель исследования потребовала постановку следующих задач:
1) систематизировать путевые очерки, определить их виды;
2 проанализировать смысловую и жанрово-композиционную структуру материалов;
3) определить коммуникативные цели произведений;
4) выявить типичные для журнала схемы построения путевого очерка.
Материал исследования
Материалом исследования являются очерки, опубликованные в двадцати выпусках журнала «Русский мир» в 2018-2020г.г. Систематизировано по видам и проанализировано 20 очерков.
Методы исследования
Задачи обусловили выбор методов анализа: анализ содержания с использованием методики контент-анализа, анализ коммуникативных задач материалов, жанровый анализ.
Для проведения контент-анализа содержания нами использовались методики, предложенные Л.Н.Федотовой [Федотова 2001].
Для проведения жанрового анализа использовались работы А.А.Тертычного [Тертычный 2017], Л.Е.Кройчика [Основы 2000], М.Н.Кима [Ким 2004], А.В. Колесниченко [Колесниченко 2008]. Для выявления коммуникативных задач и тактик использовались работы С.В.Дацюка [Дацюк 2007], И.П.Яковлева [Яковлев 2001], М.Н.Муравьевой [Муравьева 1998].
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые изучаются контент и принципы создания путевого в журнале «Русский мир». Для теории журналистских жанров имеют значение выводы о функционировании и трансформации традиционных схем построения очерка в связи с задачей пропаганды ценностей социальной активности и патриотизма, которая ставится редакцией журнала «Русский мир».
Практическая значимость
Выявленные и описанные приемы создания очерка могут быть использованы журналистами-практиками, специализирующимися на освещении вопросов социальной сферы, очеркистами, а также отделами маркетинга СМИ для корректировки модели изданий, поскольку расширяют представления о концепции журнала «Русский мир». Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Отечественная журналистика», «Основы творческой деятельности журналиста», «Социальная журналистика».
Апробация исследования
Результаты исследования прошли апробацию на научно-практической конференции «Научная сессия ВолГУ» в 2020г.г. Основные положения были изложены в докладе.
Структура работы
Работа состоит из Введения, двух глава, заключения, Списка литературы, Списка принятых сокращений и Списка источников.
Заключение:
Жанр очерка, имеющий, как показано в данной работе, долгую и богатую историю, продолжает жить и развиваться. Изучение его жанровых особенностей является актуальным на любом этапе истории литературы и публицистики.
В данной работе мы преследовали цель подчеркнуть и доказать роль жанровых особенностей путевого очерка в раскрытии актуальных проблем современного общества
В результате анализа номеров журнала «Русский мир» мы установили, что в каждом выпуске журнала присутствуют два вида очерков: портретный и путевой очерк. Путевой очерк имеет в журнале две разновидности – эссеистический путевой очерк, энциклопедический путевой очерк.
Жанровой особенностью путевого очерка «Русского мира» стало обязательное изображение наблюдаемого пространства в динамике сменяющихся исторических эпох, во взаимосвязи с судьбами населяющих край людей. Обычно моделируется сценарий путешествия, традиционно позитивно аксиологически окрашенный в сознании адресанта и адресата как реализация потребности познания. Достаточно частотны материалы, где равнозначным топосу объектом наблюдения и исследования становится сознание познающего мир человека – автора-персонажа. Прослеживая процесс избирательного восприятия действительности, фиксируя смену чувств и мыслей путешественника, реальный автор выясняет, какие импульсы определяют его действия. Из последовательности действий и ситуаций читателем легко выводится доминирующая потребность персонажа – поиск смысла жизни. Вектор этого поиска направлен на определение основ, объединяющих все существующее, на осознание своей включенности в ход общей истории и мир природы.
Автор, как правило, начинает экспозицию с небольшой сюжетной картинки, часто представляющей собой изображение пейзажа, в котором находится журналист, или воспоминаниями рассказчика (например, автор рассказывает о своем детстве, которое занимает место в этой области или путешествия в эти части прошлого).
Далее будет представлен отчет, в котором, как правило, есть описание ситуации, изображения картины природы (местные достопримечательности, природные краски, предметы быта и т.д.).
Часто в композициях этого типа возникает лирическое отступление.
Затем журналист сообщает исторические факты об описываемой области. Как правило, читатель узнает об известных личностях, родственниках в этом регионе, насколько сложны местные легенды, появляются различные достопримечательности и т. д.
Следующие авторы представляют серию портретных зарисовок, которые воспроизводят входящие и реплики персонажей.
Заключительная часть эссе, как правило, включает описание чувствительности к населению.
Автор является участником-участником, поскольку в эссе преобладает доклад. Тип композиции материалов — реферат.
Таким образом, в путеводителе эссе, помимо изображения природы и местных жителей, выражены чувства, мысли, ассоциации и субъективные мнения журналиста. Именно автор здесь является центральным персонажем. Это может быть рассказ о природе и истории. «Мой Север», рассказ о красоте и разнообразии природы. на сочинение и др.
Главной авторской целью эссеистических очерков привлечение внимания к величественной красоте нашей страны, многовековой истории, обычно поднимается проблема связи человека с природой.
Жанр эссеистического очерка, в отличие от энциклопедических путевых очерков и очерков-экскурсий в журнале встречается значительно реже.
На основе проделанной работы можно утверждать, что выявленные жанровые особенности делают путевой очерк уникальным жанром публицистики, ибо позволяют в одном произведении преследовать множество целей, затрагивать самые разнообразные темы, рассматривать сразу несколько проблем, оказывать воздействие на читателя, побуждая его самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Путевой очерк в этом смысле является способом своеобразного общения с читателем.
Таким образом, цели, преследуемые в данной работе, достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Очерк как жанр журналистики
1.1.Специфика художественно-публицистического образа
Литературные произведения, послужившие прообразами путеводителей в период Средневековья, содержали чаще всего описания паломнических маршрутов. Выделяют два разных жанра таких произведений — это собственно путеводители (произведения, содержащие практическую информацию и рекомендации) и «хожения», в которых приводились описания совершенных путешествий. Книгу «Бордоский путник» принято считать первым из дошедших до нас средневековых путеводителей. Ее написал неизвестный житель французского города Бордо, который в 333 году посетил Иерусалим и Константинополь. В первой части книги перечисляются населенные пункты на пути от Бордо до Иерусалима и указываются расстояния между ними. Во второй части книги приводится краткое описание святых мест Палестины, некоторых библейских мест, а также указывается их географическое расположение.
В Древней Руси самым первым из известных образцов этого жанра было «Житие и хожение», совершенное игуменом Даниилом в Иерусалим (датируется началом XII века). Это произведение уникально по своей исторической ценности. Наверное, самое известное произведение — это «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Это выдающееся произведение выходит за рамки путеводителя. «Хожение за три моря» признано памятником литературы Древней Руси, его перевели на многие языки мира [Вычуба:2008:45].
Современный исторический этап развития путеводителя как жанра географической литерaтуры и как специального вида справочного издания связывают с именем немецкого издателя Карла Бедекера (1800 — 1859). Он основал в 1827 г. в немецком городе Кобленц издательство путеводителей. Путеводители Карла Бедекера стали очень популярны в странах Европы, затем их перевели на многие языки. Именно «бедекеры» с их основательным подходом к подбору и отображению информационного материала стали образцами для лучших путеводителей, изданных в России в середине XIX — начале XX вв. Наряду с переводными «бедекерами» и другими подобными изданиями в России появились и свои высококачественные красочные путеводители по зарубежным странам, которые назывались «Русский бедекер». В них подробно описывались страны и города, прилагались различные многокрасочные планы и карты.
Ориентирование в окружающем пространстве – часть нашей повседневности. Однако к данному вопросу человек обращался еще с первобытных времен: необходимость определения конкретных маршрутов, их фиксирование возникла из чувства безопасности и конкуренции, и потребности передачи опыта следующим поколениям. Это и выразилось частично в наскальных рисунках, которые хоть и были далеки от современных систем навигаций, но уже имели право претендовать на роль простых карт-схем и выполнять в рамках того времени свою функцию. С осуществлением массовых миграций, организации людей в поселения, а в дальнейшем – в города, происходило постепенное развитие ориентирования человека на местности. Но, с появлением и ростом городов, в тоже время, усложнялась структура окружающей среды. И чем обширнее и многоуровневой она становилась, тем больше проблем возникало на пути установления человеком своего местонахождения на конкретном участке местности в определенный временной отрезок. Большое влияние, носящий негативный характер, также оказывали территориальные войны, недостоверность научного знания и неразвитый технологический аспект, что выражалось в неточностях или упущениях на картах разного типа [Вычуба:2008:78].