Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно- позновательной мотивации младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 12
1.3. Особенности формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников 15
Выводы по первой главе 18
2. РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ 19
2.1. Оценочная деятельность и этапы ее становления у младших школьников 19
2.2 Влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации 21
Выводы по второй главе 23
3. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 24
3.1 Анализ особенностей организации оценочной деятельности учителя в младших классах 24
3.2 Анализ эффективности технологии формирования учебно — познавательной мотивации средствами оценочной деятельности 26
3.3 Рекомендации для педагогов начальной школы по формированию учебно-познавательной мотивации средствами оценочной деятельности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что мотивация является одной из фундаментальных проблем отечественной психологии. Сложность и многоаспектность теории мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее природы, структуры и методам ее изучения.
Изучению учебной мотивации в отечественной психологии положили начало работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна. По результатам исследования А.Н. Леонтьева были сделаны выводы о том, что для повышения эффективности учения в школе должна быть реализована совсем не учебная деятельность, а иная, успешное выполнение которой сопровождается усвоением содержания учебного предмета [14]. В работах С. Л. Рубинштейна составлена и описана схема триады: мотив — цель — результат.
Данная схема образует динамические характеристики: в первую очередь — устойчивость мотивов, когда ученик может учиться независимо от обстоятельств и помех; во вторую — эмоциональная окраска (положительная и отрицательная мотивация учения).
Кроме того, необходимо отметить, что формирование личности начинается в школьном детстве, но и младший школьный возрастной период является сенситивным для развития ребенка в целом. Как подчеркивают отечественные исследователи, оценка ребенка влияет на мотивацию во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально–волевой сферой личности. При этом оценка является важным показателем личностного развития ребенка.
Проблема оценивания не нова и рассматривается она в целом ряде психолого-педагогических исследований. Важным для научно-практического изучения этой проблемы является утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что оценка – это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Вместе с тем в современной зарубежной и отечественной литературе нет единого подхода к определению самооценки. Так, по мнению Кристофера Мрука, определений оценки столько, сколько самих исследователей этого феномена. Нет и единого мнения о природе, значении и механизмах оценки и его влияния на процесс учебной мотивации (Ананьев Б.Г Божович Л.И, Неймарк М.С, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Серебрякова).
Цель данной работы – изучить на теоретическом уровне особенности формирования учебной мотивации у младших школьников и описать возможности использования оценочной деятельности учителя как средства формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальной школы.
Объект исследования – оценочная деятельность учителя.
Предмет – оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.
Объект, предмет и цель исследования определили исследовательские задачи:
1. Исследовать понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.
4. Изучить оценочную деятельности и этапы ее становления у младших школьников.
5. Описать влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации.
6. Проанализировать особенности организации оценочной деятельности учителя в младших классах.
7. Осуществить анализ эффективности технологии формирования учебно-познавательной мотивации средствами оценочной деятельности.
8. Сформулировать рекомендации для педагогов начальной школы по формированию учебно-познавательной мотивации средствами оценочной деятельности
Методы исследования
Для достижения поставленной цели мы использовали комплекс методов:
— теоретических: анализ теоретической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; сопоставление, классификация, сравнение научных и эмпирических данных;
— эмпирических: наблюдение.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 2 класса лицея №17 г. Костромы (в количестве 20 человек).
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников. В работе содержится таблица.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Оценка в процессе обучения младших школьников является одним из важных средств мотивации и стимулирования их учебно-познавательной деятельности. Развитие образования в современных условиях ставит немало новых задач, исключительное значение приобретает разработка психолого-педагогических подходов к контролю и оценке знаний и определение путей и методов их реализации в процессе изучения иностранных языков.
В результате практической части исследования сделаны выводы о том, что осуществление оценочной деятельности учителя должно происходить, с одной стороны, с учетом требований ФГОС, с другой стороны – непосредственно воздействует на мотивационную сферу учеников.
При анализе эффективности технологии формирования учебно-познавательной мотивации средствами оценочной деятельности было выделено четыре этапа:
— выбор эффективной системы оценивания;
— формирование оценочного эталона по каждому предмету;
— отработка навыка взаимооценки и коллективной оценки;
— отработку умения оценивать себя, то есть самооценки и саморефлексии.
В результате были сформулированы рекомендации для педагогов начальной школы по формированию учебно-познавательной мотивации средствами оценочной деятельности, что делает возможным вывод о достигнутой цели настоящей работы. В качестве перспектив дальнейшего исследования выступает разработка методических рекомендаций по формированию учебно-познавательной мотивации средствами оценочной деятельности в средней школе в условиях реализации принципа непрерывности образования.

 

Фрагмент текста работы:

 

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе

Учебная мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Чтобы учащиеся были замотивированы на изучение предмета, необходимо, чтобы и сам педагог был мотивирован в получении наивысших результатов школьниками. [5]
Изучение мотивации как психологического феномена проводилось в рамках философского осмысления и научного анализа еще с начала XIX века и получило свое дальнейшее научное развитие в течение XX столетия. Нужно отметить, что именно в прошлом столетии проблема мотивации стала предметом многочисленных зарубежных и отечественных научно-теоретических и научно-практических исследований.
Одной из ключевых тенденций в развитии научных взглядов на мотивацию в XX столетии является то, что если раньше интерес ученых вызывала мотивация в целом, которая признавалась не только у людей, но и у животных, то в XX веке ученые полностью сосредоточились на особенностях человеческой мотивации [6].
Обратимся к характеристике развития научно-психологических взглядов на мотивацию за рубежом.
Среди зарубежных теоретических подходов к исследованию мотивации в XX веке выделяются следующие основные теории – психоанализ, бихевиоризм, когнитивные, биологизаторские и потребностные теории.
Нужно подчеркнуть, что психоанализ задал новые горизонты для изучения мотивационной детерминации поведения. З.Фрейд в своей теории рассматривал причинную обусловленность и движущие силы человеческого поведения. Нужно отметить, что в целом, начиная с З. Фрейда, представители психоанализа придавали ключевое значение в регуляции поведения и деятельности человека бессознательному уровню психики, который включает в себя мощные влечения сексуального, либо агрессивного характера (В. Райх, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Данные влечения, как правило, требуют своего непосредственного удовлетворения и блокируются специальным компонентом психики – «Сверх-Я». И в своей сущности поведение человека есть внешняя реализация его «Я» на основе взаимодействия «Оно» и «Сверх-Я» [9].
Согласно позиции В. Райха, мотивация есть то, что движет человеческим поведением. При этом в мотивации выделяются как созидательные, так и деструктивные влечения. Оба вида влечений преимущественно имеют социальную природу и развиваются на базе соответствующих врожденных инстинктов, которые являются по отношению к ним первичными. Деструктивные влечения в свою очередь есть результат воздействия на личность негативных социальных условий. В то же время созидательные влечения в первую очередь содержат в себе сексуальную энергию, берущую свое начало от биологической созидательной энергии. Также по мнению В. Райха мотивация обуславливает так называемые стили поведения человека, выполняющих роль защитных механизмов, которые регулируют отношения личности с окружающей действительностью, обеспечивая определенную психическую разрядку [15].
Э. Фромм полагал, что в основе поведению любого человека лежат врожденные бессознательные потребности, которые находятся друг с другом в антагонистических отношениях и являются движущими силами личностного развития – это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность определяет стремление человека к социуму, его желание ассоциировать свою личность с другими представителями данного социума, усваивать доминирующие в социуме идеалы и убеждения. С другой стороны, вторая потребность определяет стремление человека изолироваться от общества, других людей, освободиться от социального давления и требований к его поведению. И данные две потребности есть не что иное, как причина наличия в человеке противоречий внутреннего плана, возникновения конфликта мотивов, поскольку человек всегда испытывает выраженное стремление каким-либо образом соединить данные противоположные тенденции своего поведения [11].
В концепции К. Хорни мотивация поведения человека раскрывается на основе анализа врожденного чувства незащищенности, которое лежит в основе любой мотивации. Само по себе чувство незащищенности создает определенный мотивационный механизм через формирование в личности базовой тревожности. Это в свою очередь вызывает у человека желание преодолеть данную тревожность, которая вызывает в нем беспокойство и ощущение надвигающейся угрозы. Тем самым базовая тревожность побуждает человека к поиску собственной безопасности и определяет три типа поведения человека – стремление к людям, стремление от людей и стремление действовать против людей [8].
Таким образом, в концепции психоанализа мотивация является движущей силой поведения человека, которая берет свое начало с врожденных бессознательных инстинктов и испытывает на себе влияние доминирующих социальных условий.
Рассматривая историю изучения мотивации в отечественной психологии в XX веке можно заключить, что отечественные ученые в данной области сталкивались с различными трудностями. Так, одной из них была терминологическая путаница, когда одинаково и как синонимы употреблялись термины «мотивация» и «мотив». При этом часто использовался термин «мотивация», который мог охватить практически все феномены детерминации поведения, и им можно было объяснить различные наблюдаемые факты [14]. Негативное влияние на становление научной трактовки понятий мотивации и мотива так же оказала и публицистика с художественной литературой. В конечном итоге, В.К. Вилюнас, анализируя терминологическую неразбериху с понятием мотива, как в отечественной, так и зарубежной психологии, пришел к выводу о том, что вполне возможно само обсуждение вопроса о том, что такое «мотив», является не целесообразным. По мнению, В.К. Вилюнаса вместо этого необходимо сосредоточиться на изучении отдельных феноменов, которые можно принять за побудителей активности индивида [Вилюнас, 1990]. С другой стороны, В.А. Иванников в 1985 г. предложил, что необходимо сужение содержания понятия мотива до какого-то одного аспекта поведения, а для обозначения других поведенческих характеристик вводить и использовать новые понятия. В частности, термином «мотив» В.А. Иванников предлагает обозначать устойчивые образования мотивационной сферы, которые выступают в форме опредмеченных потребностей. В свою очередь, конкретное ситуативное образование, непосредственно инициирующее поведение и деятельность индивида, должно согласно автору обозначаться термином «побуждение» [18]. В свою очередь, в психолого-педагогической литературе, в частности работах А.А. Файзуллаева, мотивация трактуется как особый процесс регуляции психической деятельности человека [28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы