Курсовая с практикой на тему Оценка уровня психологического благополучия педагогов различных образовательных организаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.. 5
1.1 Характеристика понятия «психологическое благополучие». 5
1.2 Соотношение понятий: психологическое здоровье и благополучие. 9
1.3 Отечественные и зарубежные концепции психологического благополучия………………………….…………………………………………….12
1.4 Особенности профессиональной деятельности педагогов. 16
2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.. 20
2.1 Программа исследования. 20
2.2 Результаты исследования и их анализ. 21
Выводы и рекомендации. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
Список
использованных источников и литературы.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ. 36
Введение:
Здоровье всегда считалось высшей ценностью человечества,
основой счастья, радости, благополучия. Здоровье человека – многостороннее
понятие, на показатели которого оказывают влияние многие факторы.
Индивидуальное здоровье складывается из физического,
социального и психологического благополучия:
– физическое благополучие – это отсутствие паталогических
изменений в организме;
– социальное благополучие – это умение личности человека
достигать созидательных результатов в окружении ее социальной сферы;
– психологическое благополучие – это, в первую очередь,
психоэмоциональная устойчивость личности в стрессовых ситуациях.
Психологическое благополучие – один из важных факторов,
оказывающих влияние не только на здоровье, но и на развитие личности человека в
целом. Только при условии психоэмоциональной устойчивости, внутреннего спокойствия,
гармонии она может развиваться на протяжении всей жизни, выполняя свои
социальные, возрастные и культурные роли.
Психологическое благополучие человека, как правило, зависит
не от условий жизни, а от восприятия собственной жизни, внутренней позиции в
деятельности (профессиональной или учебной), отношением к своим возможностям,
ощущением собственной востребованности, оценкой реализации своих возможностей.
В связи с многочисленными изменениями в экономике, культуре,
образовании, социуме и прочих сферах жизни общества, проблема сохранения
психологического здоровья педагогов и обучающихся в настоящее время является
актуальной и изучается социологами, педагогами, психологами, медиками.
Профессия педагога тесно связана с межличностными
коммуникациями и высокой эмоциональной вовлеченностью в них, поэтому
вероятность психологического дискомфорта очень высока, что препятствует
психологическому благополучию. Психологический дискомфорт появляется у
педагогов по разным объективным и субъективным причинам.
Объект исследования
– психологическое благополучие.
Предмет исследования – уровень психологического благополучия
педагогов различных образовательных организаций.
Целью исследования
является анализ уровня психологического благополучия педагогов различных образовательных
организаций.
В связи с темой работы определён ряд задач, подлежащих рассмотрению:
– дать характеристику понятию «психологическое
благополучие»;
– измерить выраженность основных
составляющих психологического благополучия;
– выявить соотношение понятий: психологическое здоровье и
благополучие.
– провести эмпирическое исследование уровня психологического
благополучия педагогов различных образовательных организаций.
Гипотеза: перед
началом исследования нами была выдвинута гипотеза, что уровень психологического
благополучия педагогов УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ города Воронеж зависит от стажа их работы. Предполагается, что
уровень благополучия тем выше, чем больше стаж работы.
Методы исследования
–
1. теоретические методы – анализ, обобщение,
систематизация данных из литературных источников;
2. эмпирические методы – опросник The scales of
psychological well-being Carol Ryff (в адаптации и модификации Т. Д.
Шевеленковой, П. П. Фесенко); методы обработки данных – качественный и
количественный анализ.
Контингент исследования:
педагоги УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ города Воронеж.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных
источников, приложение.
Заключение:
Современная образовательная реформа повышает требования не
только к выпускникам образовательных учреждений, но и к педагогам. При этом
речь идет не только о профессиональной компетентности педагога, но и о его
психологическом благополучии, самооценке, стремлении к саморазвитию, знании
своих сильных и слабых сторон, эмоциональных и поведенческих проявлениях.
Педагог создает комфортную и безопасную образовательную среду, оказывает
значительное влияние на личность обучающегося, побуждает к саморазвитию.
Психологическое благополучие личности – это переживание
чувства удовлетворённости собственной жизнью как результата позитивного
функционирования, достигнутого посредством личностного саморазвития.
Направление саморазвития педагога связано с внутренним стремлением личности к
позитивному или негативному способу функционирования в жизни и профессиональной
деятельности. Позитивное функционирование педагога предполагает установление
взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса, умение понимать
свои цели и задачи, потребности учащихся, адекватно оценивать свои личностные
качества, своевременно заботиться о восстановлении эмоционального баланса.
Негативное функционирование педагога характеризуется наличием большого
количества психологических защит, препятствующих установлению контакта с
учащимися или другими участниками педагогического процесса, склонность к
шаблонному, стереотипному поведению, неумение реально оценивать свои
возможности и умения, склонность к самоуничижению.
Позитивное функционирование педагога включает в себя
направленность личности – систему устойчиво доминирующих мотивов или
мотивационных образований, которая определяет вектор её активности, поступки и
предпочтения. Мотивация – это психологическая движущая сила, побуждающая
человека достигать желаемых целей. Она позволяет действовать максимально
эффективно и целенаправленно. Мотивация педагога позволяет ему не только
качественно передавать знания, но и побуждать обучающихся к раскрытию своих
способностей, достижению более высоких результатов, развитию доверия.
В работе представлены результаты пилотажного исследования,
направленного на изучение психологического благополучия преподавателя в
условиях модернизации высшего образования. В исследовании приняли участие 54 преподавателя
(14 мужчин, 40 женщин), представителей разных поколений, проживающих в
Воронеже, их стаж работы в университете от 1 года до 42 лет.
Анализ полученных результатов показал:
1) все средние значения по отдельным шкалам психологического
благополучия соответствуют нормативным показателям, что свидетельствует о
психологическом благополучии педагогов в целом;
2) выявлено три уровня психологического благополучия –
высокий, средний и низкий. Подавляющее большинство респондентов относится к
высокому и среднему уровню психологического благополучия (96 %);
3) самые высокие значения по показателю «Психологическое
благополучие» у преподавателей с наибольшим стажем работы (от 31 года).
Для преподавателей со стажем работы более 31 года характерно
позитивное отношение к окружающим, четко выработанные стратегии взаимодействия
с субъектами образовательных отношений. Высокие значения по шкале «Цель в
жизни» демонстрируют педагоги со стажем работы 5 и менее лет. В данной выборке
самый низкий показатель по шкале «Самопринятие» у педагогов со стажем работы
6–10 лет. Возможно, это результат вхождения в профессиональный кризис, когда
возникает ощущение, что развитие прекратилось и появляется неудовлетворенность
карьерой, результатами работы.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический анализ психологического благополучия 1.1 Характеристика
понятия «психологическое благополучие» Под психологическим благополучием на работе в
психологической науке понимается состояние работника, связанное с его
эффективностью и продуктивностью его труда, а также с удовлетворенностью жизнью
в целом.
Психологическое благополучие на рабочем месте находится в
фокусе внимания организационных исследований. Феномен «благополучия на работе»,
как состояния оптимального функционирования человека в контексте его
профессиональной деятельности, – является относительно новым для отечественной
психологической науки.
Профессиональная деятельность занимает центральное место в
идентичности большинства людей. Более половины взрослого населения проводит
значительное время своей сознательной жизни, занимаясь профессиональной
деятельностью. Таким образом, исследование общего «психологического
благополучия» не может быть полным без учета «психологического благополучия»
именно в профессиональной сфере.
На развитие этого понятия существенно повлияли эксперименты
Элтона Мэйо, который впервые выявил сильное влияние социально-психологического
климата на производительность труда. Именно эти исследования явились источником
парадигмальных изменений во взглядах на общее здоровье личности, что привело к
его позитивному определению, которое трактуется в Преамбуле устава ВОЗ как:
«состояние полного физического, психического и социального благополучия
личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В связи с ростом экономического и социального
благосостояния к концу ХХ в. многие западные страны серьезно озаботились такими
проблемами, как продолжительность жизни, психологическое здоровье и
благополучие граждан.