Курсовая с практикой на тему Оценка уровня коррупции в государственной службе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки уровня коррупции на государственной службе 6
1.1. Понятие, сущность и признаки коррупции 6
1.2. Методы оценки уровня коррупции на государственной службе 12
Глава 2. Практические особенности оценки уровня коррупции на государственной службе 17
2.1. Анализ уровня коррупции на государственной службе 17
2.2. Разработка мероприятий по совершенствованию оценки уровня коррупции на государственной службе 25
Заключение 29
Библиографический список 31
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время коррупцию признали не только национальной, но и транснациональной проблемой. Она проникла не только в государственный механизм многих государств, но в международные организации. Транснациональные организованные преступные группировки используют подкуп должностных лиц как средство достижения своих целей. При помощи коррумпированных связей организовывают поставки наркотиков и оружия, совершаются террористические акты, расхищается государственное имущество, осуществляется незаконная приватизация, создаются благоприятные условия для функционирования избранных фирм, осуществляется финансирование террористических преступных группировок и так далее.
Измерение коррупции – это сложный процесс, так как преступность в данной сфере находится в скрытом и секретном состоянии. В целом количество зарегистрированных преступлений, которые связаны с коррупционными деяниями, находится на низком уровне – это не говорит, что коррупции в нашей стране нет. Это может быть обусловлено следующими факторами: неэффективное антикоррупционное законодательство; ненадлежащее исполнение обязанностей правоохранительными и судебными органами, что не позволяет в полном объеме осуществлять правосудие.
Существующие индикаторы коррупции, как правило, основываются лишь на субъективных суждениях и оценках, которые эксперты получают в ходе опросов. Существует ряд методов количественного расчета рынка коррупции, при этом не существует единого экспертного мнения об эффективности какого — либо из методов измерения коррупции.
Объектом исследования в курсовой работе выступает уровень коррупции на государственной службе.
Предметом исследования в курсовой работе является деятельность государственных органов власти в сфере противодействия коррупции.
Целью курсовой работы является совершенствование оценки уровня коррупции на государственной службе.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
— раскрыть понятие, сущность и признаки коррупции;
— изучить методы оценки уровня коррупции на государственной службе;
— провести анализ уровня коррупции на государственной службе;
— разработать мероприятия по совершенствованию оценки уровня коррупции на государственной службе.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов и экономистов по проблемам оценки уровня коррупции на государственной службе.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования оценки уровня коррупции на государственной службе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа, а также теоретическое практическое значение курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы оценки уровня коррупции на государственной службе.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ практических особенностей оценки уровня коррупции на государственной службе.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Сущность коррупции заключается главным образом в том, что она разлагает существующий государственный строй, подрывает эффективность функционирования государственных институтов, ослабляет контроль государства. Коррупция является главным препятствием обеспечения прав, свобод и законных интересов человека, а также развития общества и государства в целом.
Коррупцию в системе государственной службы можно определить как социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные служащие, уполномоченные на выполнение государственных властных функций, используют свое должностное положение и статус занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения.
Сравнительный анализ показывает, что рейтинговые оценки уровня коррупции имеют множество недостатков. Во-первых, в большей своей части они концентрируются на измерении коррупции в общественном секторе. Так, только один показатель Всемирного экономического форума (показатель этического поведения фирм) характеризует распространение коррумпированных практик среди частных организаций. Во-вторых, рейтинговые оценки, основанные на опросах и экспертных оценках, в большинстве случаев не предоставляют полную информацию об объеме коррупционного рынка. Большинство показателей концентрируется исключительно на измерении частоты совершения коррупционных трансакций и сделок. В-третьих, практическое применение рейтинговых оценок уровня коррупции имеет весьма ограниченный характер. И, наконец, в основе большинства рейтинговых оценок коррумпированности стран лежит широкое понимание коррупции без учета национальных особенностей. Тем не менее, некоторые практики, считающиеся коррупционными в одной стране, могут относиться к обычаям делового оборота в другой (например, дорогие подарки партнерам по бизнесу).
Следует отметить, что на сегодняшний день разработано множество показателей и индикаторов для оценки уровня коррупции. Однако рассмотренные методики не являются совершенными и требуют доработки и совершенствования.
В процессе исследования комплекс научных методов, по нашему мнению, позволяет наиболее полно получать информацию о распространенности коррупции и факторах, в значительной степени влияющих на ее предупреждение, что, несомненно, существенно в целях эффективного управления процессами в обществе и государстве.
Выбор, поиск и определение методов действия гражданского общества, заинтересованного в качественном согласовании с государством в борьбе с коррупцией, в соединении общества и антикоррупционной политики государства. К основным задачам взаимодействия государства и гражданского общества относится создание правовых механизмов общественного наблюдения за работой институтов гражданского общества и органов государственной власти; искоренение коррупции; обеспечение открытости и гласности власти; пресечения несоразмерного воздействия интересов некоторых групп на общественную власть; демократизация власти.
Исходя из опыта многочисленных исследований, мы пришли к выводу, что самым подходящим методом диагностирования состояния выбранной сферы является индикативный анализ. При использовании данного метода уровень проявления угроз экономической безопасности определяется на основе сравнения фактических и пороговых значений индикативных показателей. Полагаем верным применить данный метод и к оценке эффективности функционирования антикоррупционной политики в государственных органах власти.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы оценки уровня коррупции на государственной службе
1.1. Понятие, сущность и признаки коррупции
В российской правовой науке, в обществе и в практической сфере вопрос о понятии «коррупция» является дискуссионным и однозначного понимания этому явлению до сих пор не сложилось. На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, коррупция имеет различные формы проявления и пронизывает все сферы жизни общества, а, во-вторых, коррупция является предметом изучения многих наук: социологии, политологии, юриспруденции и других. Каждая из названных наук занимается исследованием разных аспектов данного института, что обусловливает отсутствие удовлетворяющего всех единого определения данного феномена.
В Толковом словаре С.И. Ожегова слово «коррупция» определяется как «моральное разложение должностных лиц и политиков, которое выражается в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» .
В Большом юридическом словаре даётся следующее определение данному явлению: «Общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц» .
Отметим, что при ознакомлении со справочной литературой (словарями) можно сделать вывод, что в них существует относительное единодушие в определении данного явления.
Рассмотрим, как определяют коррупцию в научных кругах с юридической точки зрения. Анализируя подходы учёных в исследовании понятия коррупции, можно прийти к выводу, что основные споры вызывает объём толкования данного термина. Отметим, что в науке имеют место два подхода при определении коррупции: узкий и широкий смысл.
Так, к примеру, рассматривая коррупцию в узком смысле, коллектив авторов определяет её как «явление, когда должностные лица пренебрегают своими обязанностями намеренно или же действуют вопреки этим обязанностями ради какого- либо конкретного материального вознаграждения» .
Согласно мнению Волосникова С.С., коррупция в узком смысле — это «совокупность составов правонарушений, которые предусмотрены в российском законодательстве и отличаются таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения либо в групповых интересах» .
Второй подход состоит в широком понимании термина «коррупция» и заключается в том, что его сторонники заостряют внимание в основном на любом корыстном поведении должностного лица.
Анализируя понятие коррупции, в широком смысле определяют её как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его чином, в целях собственного обогащения.
В широком смысле под коррупцией понимается совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу плательщика оказанных услуг.
Мурашкин И.Ю., Кайгородов Д.Ю. придерживаются мнения, что «понятие коррупции не должно ограничиваться перечнем конкретных преступных посягательств» .
Мурашкин И.Ю., Кайгородов Д.Ю. подчёркивают, что «даже в сфере уголовного права это явление значительно шире совершения конкретных преступлений, связанных с незаконным обогащением и должно включать также и иные деяния, направленные на создание условий для дальнейшего получения незаконных выгод должностными лицами».
Итак, как видим, в настоящее время в научных кругах сложилось два подхода к пониманию коррупции — узкий и широкий. Бесспорно, оба они имеют право на существование, поскольку отражают различные аспекты этого сложного явления . По нашему мнению, понятие коррупции не может быть сведено только к совокупности составов преступлений коррупционной направленности, а также злоупотреблению служебным положением.
Каримова М.В. под данным феноменом понимает «использование уполномоченными лицами своего служебного положения, статуса или авторитета занимаемой должности в собственных целях, что идет вразрез с общественно значимым политическим, экономическим и иными нуждами государства» .
Рассматривая понятие коррупции, Верхотуров А.А. считает, что коррупция представляет собой «форму злоупотребления государственной и иной властью путем того или иного вида капитализации властных полномочий с целью получения личной выгоды каким-либо официально уполномоченным лицом» .
Заслуживает внимания определение, представленное Э.И. Тамазовым, который рассматривает коррупцию как социально-правое явление. Так, по его мнению, коррупция — это «системное противоправное корыстное поведение служебных публичных лиц, направленное на использование ими служебного положения для получения неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо третьих лиц, а равно противоправное предоставление такой выгоды служебному публичному лицу со стороны иных лиц» .
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» коррупция — это «злоупотребление служебным положением, либо дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или какое-либо другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение всех вышеперечисленных действий от имени или в интересах юридического лица».
Проанализировав понятие коррупции в законе, мы можем видеть, что законодатель в определении ограничивается только лишь перечислением тех противоправных деяний, которые характеризуют коррупцию, а также тех целей, ради которых совершаются данные деяния.
Определение коррупции, представленное в Федеральном законе «О противодействии коррупции», по мнению И.О. Агапова, нельзя назвать идеальным. И.А. Агапов отмечает, что «злоупотребление полномочиями в корыстных целях, например, нельзя называть коррупцией» .