Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Оценка тарифных льгот как инструмента развития национальной экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Место тарифных льгот в системе
таможенно-тарифного регулирования ВЭД как инструмента развития национальной экономики. 5

1.1. Понятие и сущность тарифных льгот. 5

1.2. Условия предоставления и правовое
регулирование тарифных льгот. 11

2. Практические особенности предоставления
тарифных льгот как инструмента развития национальной экономики. 15

2.1. Система тарифных льгот и преференций. 15

2.2. Современные проблемы применения тарифных
льгот. 21

2.3. Рекомендации по совершенствованию системы
тарифных льгот в России  25

Заключение. 31

Список
использованной литературы.. 34

  

Введение:

 

Интерес к исследованию
выбранной темы вызван возрастанием внешнеэкономических связей России и стран –
участниц СНГ (с 2015 года развиваются отношения в рамках сформированной
группировки ЕАЭС). Актуальность темы курсовой работы определена стратегическим
ориентиром внешнеторговой стратегии РФ на активизацию сотрудничества в рамках
ЕАЭС. Важность проблемы предоставления тарифных льгот на сегодняшний день
связана с увеличением объемов ввозимых товаров после формирования
интеграционной группировки ЕАЭС. В данных условиях предоставление тарифных льгот
должно сопровождаться строгим контролем.

Основы применения
тарифных льгот рассмотрены в работах: Новикова В.Е., Мисько О.Н. и Зубач А.В.,
и др.

Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся при предоставлении
тарифных льгот.

Предметом исследования в
курсовой работе является действующее законодательстве, регулирующее
предоставление тарифных льгот.

Цель курсовой работы
состоит в изучении особенностей оценки тарифных льгот как инструмента развития
национальной экономики.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие и
сущность тарифных льгот;

— изучить условия
предоставления и правовое регулирование тарифных льгот;

— рассмотреть систему
тарифных льгот и преференций;

— выявить современные
проблемы применения тарифных льгот;

— определить рекомендации
по совершенствованию системы тарифных льгот в России.

Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по
проблемам предоставления

тарифных льгот.

Методологическую основу курсовой работы составляют
диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ
фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется
системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов
эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.

Нормативную базу курсовой работы составили
Конституция РФ[1], ТК ЕАЭС[2], федеральные
законы РФ.

Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные
положения, практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении предоставления тарифных льгот.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованных источников.

Во
введении курсовой работы обозначены
объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная основа и
значимость курсовой работы.

В первой
главе курсовой работы изучено место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования ВЭД как
инструмента развития национальной экономики.

Во
второй главе курсовой работы проведен анализ практических особенностей предоставления тарифных льгот
как инструмента развития национальной экономики.

В
заключении обобщены результаты курсовой работы. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». [2] Таможенный кодекс
Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном
кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсуьтантПлюс».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1. Одним из методов
регулирования ВЭД считается система таможенных льгот, которые предполагают
установленные законодательством преимущества, заключающиеся в освобождении
товаров от таможенных платежей, а таможенные преференции – это льготы, предоставляемые
в виде освобождения от оплаты пошлины. Возможность использования тарифных льгот
зафиксирована и относительно товаров, которые ввозятся (ввезены) на таможенную
территорию ЕАЭС.

Тарифные
льготы не могут иметь индивидуальный характер и используются вне зависимости от
страны происхождения товаров. Это условие отличает тарифные льготы от
тарифных преференций, которые могут использоваться в отношении конкретных стран.

2.
Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины
предоставляются с целью привлечения иностранных инвестиций для развития
экономики государств. Хочется обратить внимание и на то, что объемы
предоставленных тарифных льгот с каждым годом растут.

Цель введения таможенных льгот заключается в
заинтересованности государства в активизации своих внешнеэкономических связей,
обеспечении результативной внешнеторговой политики, выполнении возложенных на
страну международных обязательств. Финансовый смысл таможенных льгот
заключается в содействии расширению внутреннего рынка развитого государства за
счет более слабого в экономическом плане торгового партнера — с одной стороны и
оказания помощи слабому государству — с другой.

Условиями предоставления таможенных льгот
являются: возврат ранее уплаченной пошлины, освобождение от пошлины, снижение
ее ставки, тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара, специальные
преимущества, которые предоставляет страна импортера, странам экспортеров
ввозных или импортных таможенных пошлин, специальные преимущества, которые
предоставляются государству импортеру другим странам в области уплаты ввозной
пошлины на взаимной основе или в одностороннем порядке. Установленные
государством льготы по уплате таможенных платежей поощряет внешнеторговое
сотрудничество и привлекают инвестиционные и иные ресурсы, что в целом, способствует
активации международного сотрудничества. Государство заинтересовано снижать или
полностью отменять таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для
развития внутреннего рынка.

3. Тарифные
льготы и тарифные преференции оказывают существенное влияние на объем
таможенных платежей, поступающих в бюджет стран участниц ЕАЭС. Эффективное
действие таможенных льгот в условиях функционирования ЕАЭС является одним из
важнейших элементов современной системы таможенно — тарифного регулирования.
Ключевым моментом для целей предоставления тарифных преференций является
таможенный контроль над определением страны происхождения товаров.

Тарифные преференции
дают возможность развивающимся и наименее развитым странам использовать
благоприятные условия для экспорта товаров определенной товарной номенклатуры
на территорию государств — членов ЕАЭС. Использование более низкой ставки
ввозной таможенной пошлины активно стимулирует внешнеторговой оборот между
государствами — членами ЕАЭС и развивающимися, а также наименее развитыми
странами, который увеличивается с каждым годом.

Упрощение системы
внешнеэкономических связей, расширение рынка ввоза товаров, а также усиление
экономических позиций страны являются главными преимуществами предоставления
таможенных льгот и тарифных преференций.

4.
Следует
отметить, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество причин
неправомерного присвоения тарифных льгот, что может быть отнесено к уклонению
от уплаты таможенных платежей и рассматриваться как основание для привлечения к
административной или уголовной ответственности. Одними из основных проблем,
существующих в данной сфере, являются:

1. значительное
число получателей, и отсутствие при этом четкого разделения причин и оснований
для выделения льготы;

2. в
результате реформирования налогового законодательства происходит дальнейшее
видоизменение и усложнение структуры, связанное с добавлением новых льгот и
ликвидацией старых;

3. неэффективность
льгот, то есть невыполнение ими своих функций.

5.
Вопрос
применения тарифных льгот был и остается одним из основных для ЕАЭС, так как очень важно пересматривать систему
тарифных льгот в целях устойчивого инновационного развития государств-членов
ЕАЭС. И именно, исходя из этого факта, существует большое количество тонкостей
и проблем в данной сфере. Применение тарифных льгот является хорошим стимулом
для развития производства, защиты национального производителя, привлечения
иностранных инвестиций в национальную промышленность. В настоящее время
является необходимым дальнейшая разработка рекомендаций в области
совершенствования практики применения тарифных льгот в условиях
функционирования ЕАЭС.

Таким
образом, в условиях современной экономики, применение тарифных льгот необходимо
и зачастую положительно влияет на состояние экономики государства.
Страны-участницы экономических или таможенных союзов применяют преференциальные
режимы к странам-союзникам, обеспечивая при этом успешную торговую политику с
ними. В то же время, применение тарифных льгот в отношении тех или иных товаров
требует четкой обоснованности именно потому, что это определяет дальнейшую
ситуацию во внешней торговле. Тарифные льготы в современной мировой обстановке – это
эффективный инструмент регулирования внешней торговли не только внутри
таможенных союзов, но и на международной арене.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного
регулирования ВЭД как инструмента развития национальной экономики

1.1. Понятие и сущность тарифных льгот В
настоящее время участники внешнеэкономической деятельности осуществляют ввоз
товаров на Единую таможенную территорию ЕАЭС. Для этого они широко
используют различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных
пошлин и других таможенных платежей. Одними из таких преимуществ являются
тарифные льготы и преференции.

Изначально
понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» обладали сходным
значением. Но в итоге развития внешнеторговой политики произошло
разделение этих двух понятий.

Понятие
льгота образовано от славянских слов «льга», «легота», под которые представляют,
с одной стороны, легкость, необременительность, а с другой стороны – особенные
права, доминирование над другими.

В Законе
«О таможенном тарифе» (ст.34)[1]
представлено следующее определение тарифной льготы — это предоставляемая на
условиях взаимности или в одностороннем порядке при осуществлении торговой
политики РФ льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или
снижения ставки таможенной пошлины.

Тарифная льгота — это отступление от таможенных правил,
закрепленное на законодательном уровне, которое направлено на предоставление
ряда преимуществ, связанных с изменением установленного порядка в отношении
ввозимых и вывозимых товаров, например, полное освобождение от уплаты
таможенных пошлин, но таможенная льгота — это не только процесс освобождения
участника внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных пошлин, это и
упрощение механизма перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС[2].

В целом,
анализируя, можно сделать вывод, что особенности тарифных льгот каждым исследователям
раскрываются по-разному.

Так,
например Сергей Васильевич Халипов считает что, таможенные льготы-это
преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам в момент
перемещения товаров, как для коммерческих целей, так и для личного пользования[3].

Анализируя
цели применения тарифных льгот, стоит опираться на стратегические цели
таможенных органов, где одной из основных является содействие развитию внешней
торговли на международном уровне, где таможенные органы дают возможность
участникам внешнеэкономической деятельности пользоваться и получать
соответствующие таможенные льготы[4].

В рамках
этого происходит трансформация тарифных льгот, так как они выступают как
средство удовлетворения интересов субъектов, которым необходима социальная
защита (отечественные производители) и как инструмент активизации общественно
полезной деятельности отечественных предприятий и как механизм, который
обеспечивает экономический эффект от внешнеэкономической деятельности.

Тарифные
льготы, которые проявляются в отмене уплаты таможенных пошлин при перемещении
товаров через таможенную границу, используются по международным договорам
РФ или межправительственным решениям и соглашениям. Такого рода товары обязаны
использоваться только в целях, которые отвечают условиям предоставления таможенных
льгот.

Для
выполнения целей таможенно-тарифного регулирования тарифные льготы осуществляют
регулирующую и стимулирующую функции. Государство, определяя ту или иную
льготу, стремиться сформировать наиболее удобные обстоятельства относительно
импорта товаров в тех сферах, которые помогали бы улучшению экономического
положения в стране, формированию конкретных отраслей изготовления.

Государство
сокращает или абсолютно устраняет таможенные пошлины на товары, ввоз которых
требуется для развития национальной экономики.

На
протяжении всей истории развития таможенного дела в целом, трактование понятий
льгот и преференций несколько раз менялась.

В связи
с этим можно выделить четыре ключевых этапа развития таможенных льгот и
преференций[5]:

1. Термины
таможенные преференции и льготы – как тарифные взаимоотношения между колониями
и метрополиями.

2.
Таможенные преференции нового типа. Общая система таможенных преференций.

3.
Таможенные льготы и преференции как стимулятор развития производства.

4. Таможенные
льготы и преференции как инструменты регулирования международных отношений.

С
развитием колониальных систем мира политика преференциальных тарифов и льгот
стала основой для эффективного развития монополий. Это объясняется тем, что в
то время в колониях экспортируемым товаром являлось исключительно сырье, а в
метрополиях-готовая продукция.

Термин
таможенных преференций относился к типу взаимоотношений между колониями и
метрополиями, при которой страны сохраняли свою независимость и обговаривала льготы,
не предоставляемые другим странам После создания ГАТТ (1947 г., Генеральное
соглашение по торговле и тарифам) появились новые подходы к проблематике
тарифных преференций и льгот. В 1964 г. на первой конференции ЮНКТАД ряд
развивающихся стран Латинской Америки, Азии, Африки выступили с предложением о
создании для развивающихся стран системы преференций нового типа. Суть их
просьбы была в возможности на льготных условиях торговать своей продукцией (для
повышения производительной мощи своей страны). Данная концепция получила
название «Общая система таможенных преференций». Слово «общая» в названии
являлось подтверждением, что преференции(льготы) являются односторонней
уступкой, а не результат переговоров между странами[6].

Основной
формой осуществления являются тарифные льготы в виде преференциальной импортной
пошлины. Развивающимся странам давалась возможность выводить свою продукцию на
рынки уже развитых стран. Началом следующего этапа является 1980 г. Группа
стран (СССР, Болгария, Белорусия, Чехословакия, Польша) подписали «Соглашение
об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся
стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы
преференций». Таким образом, таможенные преференции стали стимулятором развития
производства.

Сейчас
таможенные преференции и льготы окончательно приобрели международный характер,
став инструментом международных отношений между странами.

Существуют
конкретные случаи, при которых товары освобождаются от уплаты пошлин:

1.
Транспортные средства, которые осуществляют международные грузовые перевозки
либо пассажирские, а также перевозки предметов, необходимых для грамотной
эксплуатации транспорта на всем пути.

2.
Морская продукция, которая обязательно должна быть добыта российскими судами в
Мировом океане.

3.
Товары, которые предназначаются для пользования иностранными представителями.

4.
Валюты, как российская, так и иностранная, ценные бумаги.

5.
Товары, которые подлежат обращению в государственную собственность.

6.
Товары, которые перемещаются для гуманитарной помощи и ликвидации последствий
катастроф или стихийных бедствий.

7.
Товары, перевозимые под таможенным контролем в режиме транзита через российскую
территорию

8.
Товары физических лиц, не предназначенные для коммерческого пользования,
пересекающие таможенную границу.

9.
Пожарно-техническое оборудование;

10.
Товары, которые ввозятся на территорию РФ в счет государственных кредитов.

Виды
таможенных льгот[7]:

1. По
таможенному сбору. Существуют категории товаров, которые не облагаются этими
сборами. Например, не нужно платить сборы за ввоз в РФ культурных ценностей,
инвентаря и оборудования для спортивных мероприятий или кинематографической
деятельности. Также освобождены от таможенного сбора физические лица, которые
перевозят личные вещи.

2. По
налогам. Внешнеторговые операции по российскому законодательству облагаются НДС
и акцизами. Перечень льготных товаров отражен в ст. 150 Налогового Кодекса. При
вывозе товаров из страны уплата НДС зависит от того, какая таможенная процедура
при этом вывозе применяется. При процедуре экспорта /реэкспорта либо вывоза
припасов налог не уплачивается. В остальных случаях освобождения от уплаты
налога не существует.

3. По
акцизу. Понимаются такие товары как: алкоголь, табак, автомобили, топливо,
некоторые лекарственные средства, косметику и др. Акцизные льготы также зависят
от вида таможенной процедуры. При ввозе товаров акциз не них по общим правилам
всегда надо уплачивать, за исключением транзита, переработки, беспошлинной
торговли, временного ввоза, уничтожения и так далее. При экспорте товаров между
странами – членами Таможенного союза экспортеры могут применять нулевую ставку
НДС, а также не уплачивать акцизы.

В
заключение можно сказать, что одним из важных методов таможенно-тарифного регулирования
является система таможенных льгот и преференций. Система льгот и преференций
способствует успешному сотрудничеству между странами по таможенным вопросам,
поскольку устанавливаются определенные взаимовыгодные по отношению друг к другу
режимы торговли. Система льгот и преференций может не только влиять на
экономику страны, но и регулировать мировой рынок товаров.

Итак,
одним из методов регулирования ВЭД считается система таможенных льгот, которые
предполагают установленные законодательством преимущества, заключающиеся в освобождении
товаров от таможенных платежей, а таможенные преференции – это льготы,
предоставляемые в виде освобождения от оплаты пошлины. Возможность
использования тарифных льгот зафиксирована и относительно товаров, которые
ввозятся (ввезены) на таможенную территорию ЕАЭС.

Тарифные
льготы не могут иметь индивидуальный характер и используются вне зависимости от
страны происхождения товаров. Это условие отличает тарифные льготы от
тарифных преференций, которые могут использоваться в отношении конкретных стран. [1] Закон РФ от 21.05.1993 N
5003-1 (ред. от 18.02.2020) "О таможенном тарифе" // СПС
«КонсультантПлюс». [2] Боброва К.С. Направления совершенствования единой системы
тарифных преференций ЕАЭС с учетом мировой практики // Особенности
государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных
условиях. Материалы III всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч.
Ростов: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016. — С. 64-71. [3] Таможенные льготы в праве Евразийского экономического союза
и законодательстве Российской Федерации // [Электрон,
ресурс]: Российский внешнеэкономический вестник. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennye-lgoty-v-prave-evraziyskogo-
ekonomicheskogo-soyuza-i-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii. [4] Льготы по уплате таможенных платежей в 2018-2019 году
[Электрон, ресурс]: Портал Льготы всем. Режим доступа: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/tamozhennie-lgoty.html. [5] Бобронников Р.К.
Назначение тарифной льготы // Теория и практика современной науки. —
2020. — № 3 (57). — С. 56-59. [6] История
становления тарифных преференций [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://lektsii.org/4-24122.html. [7] Гомон И.В., Алешина Ю.С.,
Ковалева Ю.С. Оценка льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций
// Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 29 (3). —
С. 129-132.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы