Научно-исследовательская деятельность Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Оценка свойства темперамента у девушек — студенток (тест Айзенка)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Темперамент как предмет исследования в психодиагностике. 5

1.1 Общее понятие о темпераменте в структуре личности. 5

1.2 Описание теоретического и диагностического конструкта
опросника Дж. Айзенка. 9

Вывод по главе 1. 16

2. Эмпирическое исследования темперамента человека у
девушек-студенток. 17

2.1 Логика и методика организации опытно-экспериментальной
работы. 17

2.2 Результаты исследуемых темперементальных свойств пути
коррекции и самокоррекции. 18

Вывод по главе 2. 24

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Каждый возрастной период обнаруживает
определенные особенности в когнитивном, социальном и физическом развитии
студента, которые и обусловливают соответствующую преемственность ситуативных
изменений при взаимодействии студента с социальными институтами на микро-,
мезо- и экзо уровнях. Мониторинг и учет таких особенностей — важная предпосылка
организации внешне управляемого, уместного и оптимально природного становления
личности, определения актуального ее состояния и тенденций расширения зоны
ближайшего развития будущего специалиста, учитывая его потенциал [23].

Ежедневные наблюдения показывают, что одни
люди отличаются уравновешенностью, действуют сдержанно, не проявляют своих
чувств, другие же при аналогичных обстоятельствах сразу вспыхивают, нервничают
по поводу незначительных событий.

Одни эмоционально уязвимы, все
воспринимают близко к сердцу, чувства их оказываются сильными и
продолжительными, другие же спокойно относятся к окружающим событиям, эмоции их
менее интенсивные, неглубокие и непродолжительные [10]. Есть люди, которые
легко приспосабливаются к изменениям в условиях жизни, другие же наоборот.
Некоторые люди отмечаются устойчивостью настроений, а в других они неустойчивы.
Разным бывает и индивидуальный темп протекания психической деятельности. Эти
особенности людей оказываются в их практической и умственной деятельности. И
именно к биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде
всего, темперамент.

Согласно современным психологическим
словарям, темперамент —
это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих
различные стороны динамики психической деятельности и поведения [5].

Темперамент является одним из самых
значимых и популярных в современном мире свойств личности. Интерес к этой
проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван
очевидностью существования некоторых различий, обусловленные особенностями
биологической и физиологической построения, а также особенностями социального
развития, неповторимостью социальных связей и контактов [2]. Темперамент
определяет наличие некоторых психических различий между людьми, как модели
поведения, типология личности, уровень индивидуальной креативности,
интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная уязвимость, темпа и энергичности
действий, а также по целому ряду других динамических характеристик [17].

Несмотря на то, что предпринимались
неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих
пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешенных проблем
современной психологии. Нужно сказать, что для определения темперамента и
межличностной совместимости важную роль сыграл опросник Г. Айзенка, потому что
именно с помощью него мы можем определять свой тип темперамента и отнести себя
к одному из 32 типов типологических характеристик.

Связь работы с общественной практикой. Все
работники социологических профессий (врачи, психологи, социальные работники и
другие) работают с внутренним миром человека, который является
взаимообогащением биологических, наследственных свойств и приобретенных
качеств. И именно эти люди обогащают внутренний мир и вносят коррективы.

Актуальность темы исследования связана
тем, что в современном мире, изучение темперамента и стрессоустойчивости
студентов остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Актуальность темы
исследования связана тем, что в современном мире, изучение темперамента и
стрессоустойчивости студентов остается во многом спорной и нерешенной
проблемой. Таким образом, теоретическое и практическое изучение
стрессоустойчивости у людей с разным типом темперамента актуально, прежде
всего, потому, что это поможет более глубоко понять механизм взаимосвязи
темперамента и стрессоустойчивости, наметить целесообразные пути профилактики
стресса у студентов с разным типом темперамента.

Состояние
изученности проблемы: теоретико-методологическими основами изучение
темперамента в психологической науке занимались такие ученые, как: А. В. Фурман
[21, 22], Б. И. Цуканов [24, 25], Дж. Айзенк [1, 7, 12], Э. Кречмер [14], У.
Шелдон [16], И. П. Павлов [20], Б. М. Теплов [18], В. Д. Небылицин [6].

Целью
курсовой работы является определение темперамента
девушек-студенток педагогического вуза с использованием опросника Дж. Айзенка.

Объектом
исследования — темперамент.

Предметом
исследования —
особенности темперамента девушек-студенток.

Достижения поставленной цели предполагало
решение следующих задач:

1. Проанализировать исследования
темперамента человека в теории Дж. Айзенка.

2. Определить тип темперамента девушек-студенток.

Методы
исследования. Поставленные задачи обусловили выбор
методов исследования: анализ литературных источников, синтез, систематизация и
сравнение научно-теоретического материала, обобщения, наблюдение, опрос.

Выборка эмпирического
исследования составила 50 девушек-студенток в возрасте от 17 до 23 лет

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Темперамент — это закономерное соотношение
устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные
стороны динамики психической деятельности и поведения. Также темперамент как
динамическая характеристика психической деятельности личности имеет
определенные свойства, которые положительно или отрицательно сказываются на его
проявлениях. Существуют такие свойства темперамента как: сенситивность,
реактивность, ригидность, пластичность, устойчивость, экстравертированность и
интровертованность. Важно сказать, что темперамент определяет стиль поведения
человека и способы организации ею своей деятельности. И именно к биологически
обусловленным подструктур личности относится, прежде всего, темперамент.

Технология психодиагностического
определения характера охватывает следующие процедуры:

а) детальное ознакомление с методикой Дж.
Айзенка для определения характера и межличностной совместимости;

б) самотестирования, для определения
собственного темперамента

в) составление выборки для своего
исследования. Выборка нашего эмпирического исследования составила 50 девушек-студенток
в возрасте от 17-23 лет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

г) подготовка бланков для респондентов,
где четко указывались требования, как правильно проходить опрос.

д) знакомый с теорией опросы и
подготовлены к его прохождению 50 респондентов.

е) обработка результатов испытуемых и
представление анализа.

Из 50 опрошенных девушек-студентов:

— 22 человека оказались с холерическим
типом, в процентах это составляет 42,5% из которых 3.5% оказались неискренними
при ответах;

— 14 человек является сангвиническим
типом, в процентах это составляет 29% из которых 3% оказались неискренними при
ответах;

— 11 людям присущ меланхолический тип, в
процентах это составляет 21%, из которых 2,5 оказались неискренними при
ответах;

— 2 человека имеют флегматичный тип, в
процентах это составляет 6, 5, из которых 2% оказались неискренними при
ответах. Из 50 человек только 1 человек имеет уравновешенный тип темперамента,
это составляет 2%.

Следовательно, для определения характера и
межличностной совместимости важную роль сыграл опросник Айзенка, потому что
именно с помощью него мы можем определять свой тип темперамента и отнести себя
к одному из 32 типов типологических характеристик по коррекции и самокоррекции.
Поэтому его следует применять для определения типа темперамента.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Темперамент как предмет исследования в психодиагностике

1.1 Общее понятие о темпераменте в структуре личности

 Темперамент (от лат. Temperamentum —
соотношение) предложен еще древнегреческим врачом Гиппократом (460-377 гг. до
н.э.) [25, с.325]. Сейчас в психологической науке под темпераментом понимают
совокупность наиболее устойчивых индивидуально-психологических особенностей
человека, характеризует динамическую сторону их психической деятельности и
поведения [17, с.334].

Наблюдая за поведением и деятельностью
людей, мы видим, что люди различны не только по своей внешности, но и за своими
действиями. Одни из них всегда извне спокойные, неразговорчивые, вялые, другие — очень подвижные
разговорчивы и тому подобное. При этом слова в последних сопровождаются
активной жестикуляцией и соответствующей мимикой. Такая разница в поведении
людей обусловлена ​​их темпераментом [8, с.87].

Анализ внутренней структуры темперамента
представляет значительные трудности из-за отсутствия у него (в его обычных
психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних
проявлений. Попытки такого анализа приводят к идентификации трех главных
компонентов темперамента, касаются сфер общей активности индивида, его моторики
и эмоциональности.

Каждый из этих компонентов, в свою
очередь, имеет очень сложную многомерную структуру и разными формами
психологических проявлений. Наибольшее распространение в структуре темперамента
имеет его компонент, который обозначается как общая психическая активность
человека. Суть этого компонента заключается в основном в тенденции личности
выразить себя, чтобы эффективно осваивать и преобразовывать внешнюю реальность.
При этом направлении, качество и уровень реализации этих тенденций определяются
другими особенностями индивида: его характерологическими и интеллектуальными
особенностями, комплексом ее мотивов и отношений.

В группу качеств, которые составляют
первый компонент темперамента тесно прилегает группа качеств, составляющих
второй (двигательный или моторный) его компонент, ведущую роль в котором должны
качества, связанные с функцией двигательного аппарата. Необходимость
специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается
особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется
внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными
градациями. Стоит выделить среди динамических качеств двигательного компонента
такие: сила, ритм, скорость, резкость и др.

 «Эмоциональность» — это третий компонент
темперамента, эмоциональная чувствительность к расхождению между задуманным,
ожидаемым, планируемым и результатами реальной предметной деятельности,
чувствительность к неудачам на работе. [13, с. 46]. По сравнению с другими этот
компонент является наиболее сложным и имеет разветвленную собственную
структуру. Уязвимость, импульсивность и эмоциональная лабильность является основными
характеристиками «эмоциональности». Уязвимость выражает аффективную благоприятность
субъекта, его чувствительность к эмоциональному воздействию. Импульсивностью сказывается
скорость, с которой эмоция становится движущей силой для действий и поступков
без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная
лабильность — это скорость, при которой данное эмоциональное состояние
прекращается или если один переживания меняется на другое.

Темперамент не зависит от целей и
содержания и не изменяется в течение всего жизнь. Он лежит в основе характера.
История изучения темперамента человека идет далеко в прошлое. Еще Гиппократ
утверждал, что в человеке есть четыре «жизненных сока». В зависимости от
преобладания какого-нибудь из этих соков, человек и имеет определенный темперамент:

— Холерик (доминирует желтая желчь);

— Флегматик (лимфа);

— Сангвиник (кровь);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы

Программно-нормативные основы физической культуры, рекреации и туризма Реферат Педагогика/Психология
Программно-нормативные аспекты комплексного применения средств и методов адаптивной рекреации, физической культуры, спорта и туризма в целях физического, психического, социального и интеллектуального развития (психофизической реабилитации, социальной адаптации и интеграции) лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов (уточняется по выбору с учетом нозологии) тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава
Содержание:Введение 31. Понятие адаптивной физкультуры 42. Адаптивная физкультура при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава 6Заключение 10Список использованной литературы 11 Введение:Актуальность исследования малоподвижный образ жизни ведет к мускульной слабости и возникновение целого ряда болезней. Физическое воспитание людей...
28/03/2024
Скачать