Курсовая с практикой на тему Оценка региональной торговой интеграции: показатели и методы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТНГРАЦИИ 6
1.1 Региональная торговая интеграция: понятие, цели, этапы 6
1.2 Методы оценки региональной торговой интеграции: количественный и качественный подходы 10
1.3 Международный опыт оценки региональной торговой интеграции 15
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНОК РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)) 17
2.1 ЕАЭС как региональная экономическая организация 17
2.2 Оценка региональной торговой интеграции в ЕАЭС 20
2.3 Совершенствование систем оценок региональной торговой интеграции 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение:
В современных условиях практически ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими странами. Страны объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Для реализации этих интересов создаются различные интеграционные группировки. Сегодня в мире насчитывается порядка 300 действующих региональных торговых соглашений, включая соглашения об экономической интеграции, об образовании таможенных союзов и соглашения с частичной областью действий, распространяющихся на определённый перечень продукции.
Развитие процессов интеграции во всём мире, их цели, стратегии развития, принципы создания необходимых условий имеют общие закономерности независимо от географического положения и уровня экономического развития стран, образующих интеграционные объединения.
Анализ функционирования интеграционных объединений показывает, что интеграционные группировки образуются странами, близкими по уровню экономического развития (это относится как к развитым (Европейский союз, EFTA, ANZCERTA), так и развивающимся странам (SAARC, ALBA, CARICOM, CAN, UEMOA, ECOWAS, ЕАС и др.), а также странами, уровень развития которых заметно разнится внутри объединений (NAFTA, SACU, SADC, SPARTECA и др.).
Целью данной работы является анализ подходов и методов оценки региональной торговой интеграции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— Рассмотреть понятие — региональная торговая интеграция
— изучить методы оценки региональной торговой интеграции: количественный и качественный подходы
— рассмотреть международный опыт оценки региональной торговой интеграции
— рассмотреть особенности зоны свободной торговли как этапа процесса региональной торговой интеграции
— изучить системы оценок региональной торговой интеграции для зоны свободной торговли
— рассмотреть пути совершенствования систем оценок региональной торговой интеграции для зоны свободной торговли.
Объектом работы является процессы региональной торговой интеграции.
Предметом работы является система оценок региональной торговой интеграции.
При написании курсовой работы использовались труды ученых, журнальные статьи, законодательные акты РФ, публицистические и аналитические материалы, размещенные в сети «Интернет» и т.д.
Данная работа содержит введение, две главы, заключение.
В ведении обоснована актуальность выбранной темы, определенны цели и задачи, а также объект исследования.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы поставленных вопросов и задач.
Во второй главе будет проведен анализ и оценка региональной торговой интеграции.
В заключении будут обобщены выводы, сделанные в ходе написания данной работы в рамках проведенного исследования.
Заключение:
Во время написания работы удалось достичь поставленных целей и задач. Подводя итог изученному материалу, следует сформулировать несколько общих выводов. Интеграция имеет свои особенности, которые отличают ее от других международных процессов в мире.
Эти особенности включают в себя:
— Устранение препятствий на пути распределения товаров и ресурсов между странами, участвующими в соглашении.
— Координация политического курса между странами. Взаимопроникновение производственных процессов.
— Создание технологического единства.
— Международная специализация и сотрудничество на основе софинансирования проектов.
— Сближение нормативной базы в сфере экономических отношений.
— Создание органов управления взаимодействием между странами.
Интеграция имеет несколько устоявшихся форм. К ним относятся зоны свободной торговли, таможенные союзы, создание общего рынка, а также экономический и валютный союз.
Отличительными особенностями зоны свободной торговли являются отсутствие таможенных пошлин или применение льготных тарифов на ввоз и вывоз товаров для подписавших международный договор стран. Беспошлинная торговля осуществляется во всех странах-участницах. Кроме того, к участникам торгов могут применяться специальные налоговые режимы. Все это направлено на оптимизацию экономического взаимодействия, а также на достижение совместных стратегических целей
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТНГРАЦИИ
1.1 Региональная торговая интеграция: понятие, цели, этапы
Региональная интеграция — это явление, возникшее после Второй мировой войны. В 1949 году Советский Союз и социалистические страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) учредили совет по взаимной экономической помощи (СЭВ). Европейское сообщество угля и стали (ECSC) было образовано в Западной Европе в 1950 году, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1957 году и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) в 1959 году. [2]
В 60-70-е годы в Азии, Африке и Латинской Америке появилось много групп развивающихся стран, чему в значительной степени способствовал процесс колонизации. В 1980-х и начале 1990-х годов были сформированы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), общий рынок Южного конуса (Меркосур), Содружество Независимых государств (СНГ) и ряд других групп стран бывшего Советского Союза.
Термин «интеграция» происходит от латинского корня integrr, что означает «целое», образование нового сообщества. Исследовательская группа кафедры европейской интеграции МГИМО выделила семь ключевых особенностей региональной интеграции [1]:
— региональная интеграция позитивна и играет свою роль. Это выгодно как для каждого участника, так и для всей группы. Государства-члены коллективно получают выгоды (называемые синергией), которые они не могут получить самостоятельно);
— региональные ассоциации выделяются и изолированы от остального мира. В целом либерализация движения товаров, капиталов, услуг и лиц внутри интегрированной группы сочетается с преднамеренной или недобровольной дискриминацией в отношении иностранцев;
— региональная интеграция — это сознательный и добровольный процесс. Большая взаимозависимость между странами без участия государства (например, за счет активной внешней торговли, деятельности транснациональных корпораций и финансовых групп) не является интеграцией. Интеграция может быть предпосылкой или следствием региональной интеграции. Поскольку интеграция является полностью добровольной для всех участников, сильное объединение регионов и создание Империй не является интеграцией;
— интеграция касается внутренней и внешней политики государств-членов. Например, ЕС имеет общие правила конкуренции и принципы национальной налоговой политики; гражданство ЕС. В отличие от региональных групп, международные организации в основном управляют трансграничными процессами (юридически отношения осложняются международными факторами). Таким образом, деятельность ВТО нельзя назвать интеграцией;
— региональная интеграция охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, политику, право, экологию, труд, миграцию, науку и технику, образование и др.
Международные организации (за исключением региональных организаций), как правило, действуют в одной и той же области. Например, МВФ занимается денежно-кредитными отношениями, МАГАТЭ — ядерной энергетикой, а ОПЕК — добычей и поставкой нефти, поэтому они не являются интегрированными блоками;
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Региональная торговая интеграция и системы ее оценки 5
1.1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЭТАПЫ 5
1.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ 9
1.3. ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 13
Глава 2. Использование систем оценок региональной торговой интеграции в практике управления интеграционными процессами (на примере торговой интеграции стран ЕС) 18
2.1. ТОРГОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕС: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 18
2.2. ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕС 22
2.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНОК РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕС 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 33
Введение:
Современные мировые процессы, связанные с глобализацией, обу-словили и возникновение международной торговой интеграции. Смысл интеграционных процессов связан с целостностью всего мира, а также с преодолением барьеров, которые существуют между различными страна-ми, что необходимо в экономической жизни для продвижения оказывае-мых услуг и предлагаемых товаров. Вместе с тем, в современной мировой экономике возникают такие явления, как регионализм, который связан и обозначает распространение региональных преференциальных торговых соглашений и такие соглашения направлены на устранение барьеров меж-ду отдельных групп стран. Сказанным объясняется актуальность данной курсовой работы.
Объектом, избранным для изучения в настоящей работе, следует считать рассмотрение интеграционных процессов, которые, вне зависимо-сти от интеграционных групп в мире, имеют сходные общие черты, а предметом – проявление этих черт в отдельно взятой интеграционной группе, которой является Европейский союз (ЕС).
Целью выполнения настоящей работы является изучение региональ-ной торговой интеграции, а также определение показателей и методов, с помощью которых это изучение производится.
Для достижения поставленной цели, следует решить ряд задач, ко-торыми являются:
• изучить понятия, цели и этапы, присущие интеграционным процессам;
• выделить количественные и качественные методы оценки реги-ональной торговой интеграции;
• оценить региональную торговую интеграцию, используя опыт, накопленный международными организациями;
• проанализировать, при помощи исторического экскурса, тор-говую интеграцию стран Европейского союза;
• провести оценку региональной торговой интеграции на отдель-ных этапах торговой интеграции стран, входящих в Европейский союз;
• рассмотреть, как можно провести совершенствование оценок региональной торговой интеграции в процессе торговой интеграции стран Европейского союза.
В работе в качестве научного аппарата использованы аналитиче-ские и статистические сведения, которые описывают рассматриваемые во-просы.
Заключение:
Завершая проведённое исследование интеграционных процессов, следует сделать определённые выводы. Прежде всего, эти выводы касают-ся общих вопросов, которые были рассмотрены в первой главе.
В этом отношении следует отметить, что без региональной интегра-ции, под которой следует понимать усиление взаимодействия групп раз-личных стран, что происходит в различных частях мира, в современном мире, где усиливаются тенденции глобализма, прожить невозможно и та-кие интеграционные процессы, в определённой степени, можно считать вынужденными.
В вопросах интеграции немаловажную роль играют вопросы, кото-рые определяют степень углублённости интеграционных процессов. В со-временном мире наиболее углублённой интеграцией следует считать инте-грацию Европейского союза, которая, как мы попытались показать в ра-боте, была начата с объединения шестью странами ресурсов имевшихся запасов стали и угля, и закончилось объединением двадцати восьми неза-висимых государств.
Специалисты высказывают мнение, что наиболее зрелой формой ин-теграции следует считать торговую интеграцию и в этом отношении важ-ными вопросами следует считать те, которые связаны с изучением количе-ственных и качественных методов, при помощи которых можно провести оценку региональной торговой интеграции.
Поэтому в первой главе были рассмотрены те методы, с помощью которых такая оценка может быть осуществлена. В этом отношении опре-деляющим является с помощью, каких терминов определяется понятие торговой интеграции. Многие авторы, как мы показали в работе, считают интеграцию процессом, но, по мнению World Bank, этот процесс связан с сокращением барьеров в торговле и увеличения участия в международ-ной экономике. Несколько иное мнение высказывает Таможенный союз Евразийского экономического союза под таким процессом, прежде всего, понимается усиление экономических связей, что также приводит к устра-нению барьеров на пути товарного взаимодействия. С учётом сказанного различаются и методологические подходы к определению интересующих нас показателей.
Рассмотрев, таким образом, теоретические основы характеризующие процессы региональной торговой интеграции, мы перешли к изучению во-просов, которые были вынесены во вторую главу и связаны с деятельно-стью Европейского союза.
В этом отношении следует отметить, что рассмотренные интеграци-онные процессы для стран, входящих в этот союз нельзя считать всеобъ-емлющей панацей, поскольку не делает его существование самодостаточ-ным, а это значит, что на экономику достаточно плотно влияет политика т эти факторы необходимо учитывать при решении экономических вопро-сов.
Фрагмент текста работы:
То, что в современном мире невозможно выжить поодиночке, поняли руководители практически всех стран мира, а тем более те, которые стре-мятся обеспечить устойчивый экономический рост, для достижения кото-рого требуется общий рынок, а труд должен иметь его международное разделение. Вместе с тем государственной задачей является и защита эко-номики.
С целью обеспечения баланса между защиты экономики и собствен-ных рынков, но и получения доступа к чужим торговым площадкам, госу-дарства применяют разноплановые формы региональной интеграции. Та-кие процессы являются объективными, связанные с участием стран в раз-личных проектах интеграции, направленные на достижение максимальных преимуществ, получаемых экономическими агентами этих государств.
Таким образом, под региональной интеграцией следует понимать усиление взаимодействия групп различных стран в разнообразных сферах — политической, военной, экономической или культурной. С этой целью со-здаётся режим наибольшего благоприятствования для тех стран, которые участвуют в этих интеграционных процессах .
В ходе этих процессов, участники предполагают, что будет создана новая общность, стремящаяся получить преимущества, обеспечиваемые большими размерами. Эти преимущества, в совокупности, получили название «эффект масштаба», поскольку при объединении ресурсов рас-ширяются возможности решать вопросы, которые страны отдельно ре-шить не способны.
Интеграционные процессы экономики стран-участниц приспосабли-ваются к совместной работе, взаимодействуют и, в конечном итоге, сращи-ваются.
В ходе осуществления интеграции страны преследуют различные цели, например, создавая ЕС, страны стремились:
• между странами-членами устранить все ограничения в торгов-ле;
• с третьими странами был установлен общий таможенный та-риф;
• в отношении свободного передвижения капитала были ликви-дированы ограничения;
• был создан валютный союз, а валютно-налоговая система уни-фицирована .
Таким образом, можно увидеть, что при осуществлении интеграци-онных мероприятий, страны стремятся обеспечить наиболее благоприят-ные условия для своего развития, что должно оказать эффективное воздей-ствие для каждой национальной экономики за счёт того, что будут получе-ны конкретные преференции от региональной экономической интеграции.
Помимо «эффекта масштаба» страны, стремящиеся к интеграции, стремятся снизить издержки, связанные с внешней торговлей, а также по-лучить доступ к региональным рынкам, им важно и получение политиче-ской стабильности, что имеет отношение и к улучшению структуры эконо-мики. Но цели стран, к сожалению, достигаются не всегда. Так, Кыргыз-стан, вступая в Евразийский экономический союз, стремился получить стимулы к росту собственной экономики, а также надеялся получить необ-ходимые инвестиции, но в настоящий момент эффект получился достаточ-но слабый, что связано, в том числе, и с воздействием внешних факторов.
Можно выделить следующие виды форм международной экономиче-ской интеграции, которые соответствуют и этапам интеграционного углуб-ления:
1. зона свободной торговли, при которой страны-участницы упраздняют в своих торговых отношениях таможенные барьеры, но наци-ональные таможенные тарифы сохраняются в торговых отношениях с дру-гими странами. В настоящий момент такая форма интеграции присуща для АСЕАН, НАФТА, ЕАСТ:
2. таможенный союз, в котором страны-участницы, создают зону свободной торговли, с целью чего вводится единый таможенный тариф в торговых отношениях с третьими странами. Такая форма интеграции при-сутствует в МЕРКОСУО или в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
3. при организации интеграции в форме единого экономического пространства страны договариваются о свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, а также рабочей силы и согласовывают меры, связан-ные с государственным регулированием национальных экономик;
4. экономический и валютный союз предусматривает, что прово-дится единая экономическая политика, с этой целью вводится общая де-нежная единица и создаются органы наднационального регулирования. Такие отношения являются высшей формой интеграции;
5. интеграция в форме создания единого государства относится к политическому союзу.
Наглядно этапы интеграции можно продемонстрировать на развитии Европейского Союза .
1. 1951 – 1957 г.г.
Первоначально существовала организация ЕОУС (Европейское объ-единение угля и стали). Входило 6 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
2. 1958 – 1968 г.г.
Была создана организация ЕвроАтом.
Существовало 3 организации: ЕОУС, ЕвроАтом, ЕС
Был создан парламентский суд и ассамблея.
3. 1968 – 1986 г.г.
Создание таможенного союза. Увеличение количества членов ЕС: Великобритания Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия. Была учреждена европейская валютная система. Создана национальная единица ЭКЮ. Была учреждена «валютная змея» — установлены минимальные и максимальные курсы национальных денежных единиц. Подписание едино-го европейского акта, который устанавливал переход на стадию общего рынка.
4. 1986 – 1992 г.г.
Стадия общего рынка. Увеличилось количество членов: Австрия, Финляндия, Швеция.
Создание единого рыночного пространства.
5. 1993 – до настоящего времени
Этап создания экономического и валютного союза. Увеличение числа стран: до 27 стран. Подписание Маастрикского договора (1993 г.) – дого-вор о создании ЕС и Европейского валютного союза. Создание единого законодательства в области внешней политики и безопасности, в области юстиции и внутренних дел. В 1999 была введена денежная единица Евро, которая заменила ЭКЮ, но была введена только в безналичном виде. В 2002 Евро введена в обращение. В 2004 были отменены национальные ва-люты некоторых стран ЕС – это основано на Амстердамском договоре.
Сущ. 3 признака принадлежности к ЕС:
1) членство в ЕС
2) членство в Шенгенской зоне
3) членство в зоне Евро
В 2007 была создана Конституция ЕС.
Директивный орган – Европейский совет
Консультационный орган – Европейский парламент
Законодательный орган – Совет министров
Исполнительный орган – Европейская комиссия
Судебный орган – Европейский суд.
Контролирующий орган Европейский ЦБ – Палата аудиторов