Курсовая с практикой на тему Оценка мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Характеристика мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка 4
1.1. Особенности мышления и интеллекта старшего дошкольника 4
1.2. Рисунки как средство изучччения мышления и интеллекта дошкольника 12
Глава 2. Методические аспекты оценки мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка 17
2.1. Методы диагностики оценки мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка 17
2.2. Анализ диагностических методик оценки мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка 19
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 1 31
ТЕСТ «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» 31
Введение:
Проблема диагностики интеллекта является одной из важнейших в современной психологии и педагогике. В отечественной педагогической практике до середины 30-х годов главным инструментом оценки умствен-ного развития выступали тесты, среди которых наибольшее распростране-ние получили психометрические шкалы, например адаптированная шкала Бине — Симона. Впоследствии в результате официально наложенного за-прета количественные методы оценки интеллекта были исключены из практики.
Детство — период интенсивного становления психических и физиоло-гических функций. Художественная деятельность — один из важнейших ме-ханизмов выполнения программы совершенствования психической орга-низации индивида, развития средств отражения действительности и ин-струментов самовыражения. Художественно-изобразительная деятель-ность — это первый продуктивный вид деятельности, стремление к которо-му свойственно всем нормально развивающимся детям уже с раннего воз-раста.
Цель исследования исследование оценки мышления и интеллекта ре-бёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка
Задачи исследования:
1. Выявить особенности мышления и интеллекта старшего дошколь-ника
2. Определить значение рисунков как средства развития мышления и интеллекта дошкольника
3. Обозначить методы диагностики оценки мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка.
4. Проанализировать диагностические методики оценки мышления и интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста на основе его рисунка
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Заключение:
Для дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни иг-рает роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт допол-няется наглядными представлениями, направляя речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения им всеми тремя формами представления информации: в виде действий, зрительных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осу-ществляться разными способами (зрительно-пространственными, сенсор-но-чувственными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации приводит к формированию поверхностного взгляда на мир.
Развитие интеллекта предполагает развитие умения переводить с од-ного «языка» представления информации на другой и наоборот. Для фор-мирования объективной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо знако-мить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значения вещей, жестов, слов, событий и т. д. Но эти значе-ния не изолированы, а объединены в определенные структуры.
Художественная деятельность способствует наибольшему раскрытию ребенка. Живое образное восприятие ребенка-дошкольника в сочетании с разнообразнейшей практикой позволяет наиболее полно выразить в худо-жественной деятельности свои чувства, настроение, состояние.
Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое со-стояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а так-же выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь изба-виться от того, что мешает ему нормально развиваться.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика мышления и интеллекта ребёнка стар-шего дошкольного возраста на основе его рисунка
1.1. Особенности мышления и интеллекта старшего дошкольни-ка
Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по объему раскрываемых в нем знаний, по объему его «умственного инвента-ря», который раскрывается в словарном запасе. Даже в современном мире некоторые родители (а иногда и учителя) считают, что чем больше слов знает ребенок, тем он более развит. Это не совсем правда. Теперь дети буквально купаются в потоке информации, впитывая, как губка, новые слова и выражения. Их словарный запас резко увеличивается, но это не значит, что мышление развивается такими же темпами. Здесь нет прямой связи.
Исследованиями установлено, что к старшему дошкольному возрас-ту дети, используя усвоенную ими систему общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными приемами исследования внешних свойств предметов. Их использование позволяет ребенку дифференцированно воспринимать и анализировать сложные объ-екты. Дошкольники могут понимать общие связи, принципы и закономер-ности, лежащие в основе научных знаний. Так, например, в 6-7 лет ребе-нок способен усваивать не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о связи формы предмета и его функция, потребность и поведение. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обуче-ние в этот период направлено на активное развитие мыслительных процес-сов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский) [4].
Шестилетний ребёнок может многое. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична для него. Его тип мышления специфи-чен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются результатом интеллектуального развития дошкольника. На их основе ребенок получает возможность вычленять наиболее существенные свойства, отношения меж-ду предметами окружающей действительности. В то же время дошкольни-ки без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно используют их (например, план комнаты для нахождения спря-танного в ней «секретного» предмета, схема типа карты для выбора вер-ной дороги, графические модели для созидательной деятельности и др.).
Однако, даже приобретая черты обобщения, основанного на реаль-ных действиях с предметами и их «заменителями», педагоги должны учи-тывать позицию отечественных психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядности — действенное и наглядно-образное мышление — специфические дошкольные формы мыш-ления.
Исследования, проведенные в последние годы, убеждают нас в том, что эти формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логи-ческое мышление. Важно подчеркнуть, что они выполняют свои специфи-ческие функции в общем процессе психического развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста. В дошкольном возрасте ребенка следует подготовить к ведущей деятельности младшего школьного возрас-та — учебной. В этом случае большое значение будет иметь формирование у ребенка соответствующих навыков.
Для дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни иг-рает роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт допол-няется наглядными представлениями, направляя речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения им всеми тремя формами представления информации: в виде действий, зрительных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осу-ществляться разными способами (зрительно-пространственными, сенсор-но-чувственными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации приводит к формированию поверхностного взгляда на мир.
Развитие интеллекта предполагает развитие умения переводить с од-ного «языка» представления информации на другой и наоборот. Для фор-мирования объективной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо знако-мить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значения вещей, жестов, слов, событий и т. д. Но эти значе-ния не изолированы, а объединены в определенные структуры.
Индивидуальная система значений характеризует содержательную структуру интеллекта отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребенка, изучение закономерностей и отношений в окружающем мире. Интеллектуальное развитие ребенка определяется комплексом познавательных процессов: внимание, восприятие, мышление, память, воображение [7].
Известный психолог Н.Ф. Добрынин писал, что когда ребенок руко-водствуется быстро проходящим интересом, когда его внимание, в зависи-мости от чувства удовольствия или неудовольствия, сосредоточено на том или ином предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем инте-ресом, и носит характер игра, то речь идет о непроизвольном внимании. Такое непроизвольное внимание, возникающее без сознательно поставлен-ной цели, преобладает у шестилетнего ребенка. Однако к концу дошколь-ного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с усилием воли. Его воз-никновение является важным новообразованием в детской психике [1].
Произвольное внимание возникает не само по себе из непроизволь-ного, а только в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Первым на это обратил внимание советский психолог Л.С. Выгодский. Каждый чело-век в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми осваивает исторически сложившиеся способы организации собственного внимания. Первые этапы такого мастерства приходятся как раз на 6-7 лет. Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно свя-заны между собой и иногда переходят один в другой [4].