Мониторинг и оценка социально-экономического развития страны,региона,отдельных секторов экономики и экономических субъектов Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Оценка конкурентоспособности регионов РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические аспекты
конкурентоспособности регионов 5

1.1
Понятие и сущность конкурентоспособности региона 5

1.2
Инструменты управления конкурентоспособностью региона 11

1.3
Методы оценки конкурентоспособности региона 18

2 Практические аспекты
конкурентоспособности регионов РФ 22

2.1
Сравнительный количественный анализ конкурентоспособности отдельных регионов РФ 22

2.2
Сравнительный качественный анализ конкурентоспособности отдельных регионов РФ 26

2.3
Основные мероприятия по повышению конкурентоспособности регионов РФ 30

Заключение 35

Список использованных
источников 37

  

Введение:

 

Социально-экономическое
развитие РФ невозможно без эффективной региональной политики. Перспективы
перехода к устойчивому экономическому развитию государства зависят от уровня
социально-экономической безопасности в каждом отдельно взятом регионе России. Поэтому
на современном этапе развития Российской Федерации, в условиях постепенной
децентрализации, перед каждым регионом страны стоит важная задача повышения
конкурентоспособности, максимально эффективного использования имеющегося
потенциала для достижения финансовых показателей развития и повышения качества
жизни населения территории.

Для
обеспечения этих задач особенно важным является оптимизация государственного и
муниципального управления с учетом основных факторов конкурентоспособности
территории, в основе которого лежит разработка управленческих решений,
направленных на создание привлекательности территории для различных
заинтересованных сторон. Для этого важно оценить уровень конкурентоспособности
региона и выявить его конкурентные преимущества и недостатки. Цель
исследования в данной работе – разработка предложений по повышению
конкурентоспособности Республики Татарстан.

Для достижения
указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:


определить
понятие и сущность конкурентоспособности региона;


описать
инструменты управления конкурентоспособностью региона;


изучить
методы оценки конкурентоспособности региона;


провести
сравнительный количественный анализ конкурентоспособности отдельных регионов
РФ;


осуществить
сравнительный качественный анализ конкурентоспособности отдельных регионов РФ;


предложить
мероприятия по повышению конкурентоспособности Республики Татарстан.

Объектом
исследования в данной работе выступает управление конкурентоспособностью
регионов.

Предмет
исследования – конкурентоспособность Республики Татарстан.

Информационную
базу исследования составляют нормативно-правовые акты РФ и Республики
Татарстан, монографии, учебная литература, публикации в научных периодических
изданиях, Интернет-публикации, а также статистические данные о
социально-экономическом развитии Республики Татарстан и соседних регионов,
различные рейтинги развития и конкурентоспособности регионов Российской
Федерации.

В процессе
выполнения данной работы были использованы как общенаучные методы исследования
(анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и обобщение), так и
специальные статистические методы исследования (анализ динамики и структуры), а
также рейтинговые методы исследования.

Структура
работы включает введение, две главы, заключение, список использованных
источников. Первая глава является теоретической и содержит обзор научной
литературы по теме исследования. Вторая глава работы посвящена анализу
конкурентоспособности Республики Татарстан и поиску путей дальнейшего повышения
конкурентоспособности исследуемого региона.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конкурентоспособность региона – это комплексная
характеристика территории, которая обусловлена природными, социально-экономическими,
политическими и другими факторами и определяет преимущества (или же недостатки)
региона в сравнении с другими конкурирующими субъектами (регионами) на рынке
ресурсов (природных, финансовых, инвестиционных, трудовых).

Конкурентоспособность региона формируется в результате
эффективного управления имеющимся потенциалом территории, который включает
природные, трудовые, научно-образовательные, промышленные и финансовые
ресурсы. Конкурентоспособность региона может быть оценена с помощью
различных подходов – ресурсного, результативного и комплексного. Наиболее
полную  и объективную оценку
конкурентоспособности региона обеспечивает применение комплексного анализа,
который включает интегральные и рейтинговые методы исследования. При разработке
путей повышения конкурентоспособности региона следует использовать систему
мероприятий, направленную на различные группы стейкхолдеров – потенциальных инвесторов,
туристов, а также потенциальных трудовых ресурсов (трудовых мигрантов). Проведенный анализ показал, что Татарстан имеет значительные
конкурентные преимущества. Об этом, в частности, свидетельствует сравнительный
анализ основных социально-экономических показателей развития Татарстана и
Чувашии.

В динамике Татарстан развивается более эффективно, о чем, в
частности, свидетельствует значительный рост ВРП, улучшение показателей уровня
жизни населения, увеличение стоимости основных фондов и объема инвестиций в
основной капитал.

Также проведенный анализ показал, что оба региона имеют
туристическую привлекательность, что способствует увеличению туристического
потока в Татарстан и Чувашию.

При этом запасы природных ископаемых значительно больше и
разнообразнее в Республике Татарстан, что свидетельствует о высоком уровне
конкурентоспособности исследуемого региона по сравнению с Чувашской
Республикой. На основании проведенного анализа сделан вывод о том,
что  Республика Татарстан имеет некоторые
перспективы повышения конкурентоспособности. В основном, они связаны с
необходимостью внедрения инвестиционных проектов в обрабатывающей сфере, а
также в развитии туризма. Этому может способствовать формирование туристической
инфраструктуры и  создание
институциональных факторов для стимулирования бизнеса. Достижение целей
развития туризма возможно при активном продвижении туристических услуг  региона в СМИ, в т. ч. на национальном
телевидении, в блогах и соцсетях, а также при эффективном представлении региона
на международном уровне. Привлечению инвесторов в обрабатывающую сферу
Татарстана может способствовать создание ОЭЗ, внедрение налоговых льгот для
инвесторов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты
конкурентоспособности регионов 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности региона Термин
«конкурентоспособность» по отношению к регионам начал употребляться в научной
литературе не так давно. Традиционно эта научная категория использовалась для
характеристики коммерческих структур. В основе данного термина лежит понятие
«конкуренция», научные основы которого были заложены Адамом Смитом еще в 1776
году в его работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Именно он
считается автором обобщенной теории конкуренции, которая объясняла механизм
взаимоотношения компаний на товарных рынках, а сегодня может быть эффективно
использована для характеристики механизма развития отдельных регионов.

Согласно теории конкуренции А.
Смита:

— конкуренция проявляется в форме соперничества;

— главным принципом конкуренции является принцип «невидимой
руки», который находит выражение в автоматическом равновесии  механизм конкурентных отношений;

— конкуренция способствует оптимальному распределению ресурсов
между конкурирующими субъектами;

— основными условиями эффективной конкуренции является наличие
большого количества субъектов на рынке ресурсов [18, с.320].

Эти положения могут быть
использованы не только при анализе конкурентоспособности коммерческих структур
на товарных рынках, но также и при характеристике конкурентоспособности на
других уровнях управления. В этом аспекте следует подчеркнуть, что термин «конкурентоспособность»
в современных научных исследованиях выходит далеко за пределы одной фирмы и
находит применение на трех основных уровнях управления:


микроуровень
(конкурентоспособность фирм, предприятий);


мезоуровень
(конкурентоспособность регионов);


макроуровень
(конкурентоспособность стран).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы