Курсовая с практикой на тему Оценка и совершенствование основ власти и лидерских качеств руководителя сельскохозяйственной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Лидерство и стиль управления 6
1.1 Понятие лидерства 6
1.2 Методы воздействия на подчиненных 9
1.3 Стиль и этика управления руководителя 11
Глава 2. Краткая характеристика руководителя 17
2.1 Географическое расположение и структура 17
2.2. Виды деятельности, специализация 20
2.3 Основные экономические показатели 21
Глава 3. Анализ управленческой деятельности руководителя – лидера 23
3.1 Анализ применяемых методов управления 23
3.2 Характеристика стилей управления 24
3.3 Оценка состояния этики делового общения 26
Глава 4. Пути повышения эффективности управления 29
4.1 Рекомендации по улучшению социально-психологического климата коллектива 29
4.2 Шаги по формированию системы лидерства 30
4.3 Ожидаемая эффективность предложенных мероприятий 32
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Актуальность. Современные условия интенсивного жизненного ритма и жесткой конкуренции предполагают потребность в развитии навыков выбора, реализации и защиты своей жизненной позиции от каждого индивида. Развитые лидерские качества позволяют человеку уверенно себя чувствовать в обществе, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и достигать их. Устойчивая сформированность лидерских качеств положительно влияет на сплоченность в коллективе, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между людьми, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах.
Основным источником богатства и главным фактором создания материальных и духовных благ человечества является труд. Труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности, или целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд является экономической категорией, и характер его определяется производственными отношениями. Особое место в структуре трудовых ресурсов занимают руководители сельскохозяйственных организаций различных форм хозяйствования. Успешное функционирование сельскохозяйственных организаций связывают именно с эффективным менеджментом, то есть высоко профессиональным и компетентным руководством, и наоборот, если предприятия функционируют не эффективно — с неудовлетворительным менеджментом.
Лидерство – это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. От того, насколько легко индивид будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его учебная и рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Помимо этого, формируется понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Разработанность в науке. Феномен лидерства и проблему развития лидерских качеств в отечественной психологии изучали такие ученые как Т.В. Бендас, И.Г. Дубов, Е.М. Дубовская, А.Л. Журавлев, А.Я. Гозман, Р.Л. Кричевский, Л.А. Лебедева, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, М.С. Полянский, В.И. Румянцева, Н.В. Ходырева, Е.Б. Шестопал и др.
В зарубежной психологии к этой проблеме обращались Р. Бейлс, У. Беннис, Р. Блейк, Е. Богардус, М. Вебер, Э. Гизелли, Р. Лайкерт, К. Левин, Т. Ньюком, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, Дж. Хоманс и др.
Объект исследования: личность руководителя сельскохозяйственной организации.
Предмет исследования: лидерские качества у руководителей сельскохозяйственной организации.
Цель исследования: оценка и совершенствование основ власти и лидерских качеств руководителя сельскохозяйственной организации.
Гипотеза исследования: реализация экспериментальной программы с участием руководителей сельскохозяйственной организации обеспечит рост выраженности лидерских качеств у участников.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Охарактеризовать лидерство и стиль управления.
2. Проанализировать краткую характеристику руководителя.
3. Провести анализ управленческой деятельности руководителя – лидера.
4. Рассмотреть пути повышения эффективности управления.
В ходе работы планируется использовать следующие методы исследования:
— теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме изучения интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами;
— эмпирический: наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностические методики;
— статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования, методы математико-статистической обработки.
Методики исследования:
— методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена;
— методика определения уровня эмпатии И.М. Юсупова;
— тест «Я-лидер»;
— социометрическая методика Дж. Морено.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования составленной и проверенной на практике экспериментальной программы по развитию лидерских качеств у руководителей сельскохозяйственной организации.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, четырех глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Феномен лидерства изучается как в рамках отечественной психологической школы, так и специалистами за рубежом. Наиболее разработанными теориями лидерства в отечественной науке мы полагаем концепцию ценностного обмена Р.Л. Кричевского, концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С. Никифорова, структурно-функциональную концепцию лидерства в спорте В.И. Румянцевой. В зарубежной психологии выделяются следующие подходы к изучению личности лидера и лидерства как понятия: традиционный подход (стили лидерства К. Левина, управленческая сетка Блейка и Моутона, вознаграждение и наказание), подход, основанный на ситуационности лидерства (Херсей и Бланшард), подход, делающий акцент на личности лидера (харизматическое лидерство).
Выделяют следующие факторы, обостряющие проявление ролевого конфликта руководителя на внутриличностном уровне: факторы социально-экономического порядка и факторы психологического порядка. Одним из наиболее распространенных межролевых конфликтов работающей руководителя является противоречие между профессиональными и семейными ролями. В свою очередь внутриличностный конфликт может выступать в качестве одного из источников конфликта на межличностном уровне и затрагивать различные сферы личности, например, профессиональную, семейную или другие. Феномен лидерства интересовал человеческое общество с древнейших времен, что объясняется огромной ролью, которую лидер, вождь, герой и т.д. играл в процессе развития общественной жизни. В современном мире феномен лидерства не потерял своего влияния, а, наоборот, его значение усилилось.
Феномен лидерства уходит корнями в далекое прошлое. В Древности лидерами являлись те, кто был во главе государства. Природа лидерства тесно связана человеческой историей и всегда рассматривалась как результат деятельности выдающихся личностей.
Существует множество толкований лидерства, которые будут применяться к сферам политики, психологии, педагогики, науки, культуры, управления, семьи и т.д. Уже древние мыслители обращали внимание на способности лидера оказать решающее влияние на действия людей, те или иные события. Основу лидерства представляют определенные потребности сложно организованных систем. Успешный лидер всегда руководствуется мнением и вкладом других людей. При этом типе лидерства поощряются энтузиазм и участие последователей в процессе принятия решений. Такой подход позволяет людям чувствовать свою вовлеченность в процесс принятия решений и заинтересованность в исходе дела, делает их более преданными и целеустремленными. При этом следует отметить, что только от лидера зависит, будет ли людям предоставлено это право и возможность.
Феномен лидерства не только важен в современном мире, но также он до конца не изучен. У многих политологов, социологов, историков нет единого мнения, что такое лидерство. Это порождает многообразие теорий лидерства.
Фрагмент текста работы:
Понятие лидерства
Социально-экономические изменения, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, оказали влияние на развитие исследований в отечественной психологии лидерства.
В последние годы исследования феномена лидерства обрели следующие черты.
1. Увеличение количества работ по данной проблеме. Наиболее интенсивно стали развиваться исследования лидерства в области политической психологии (И.Г. Дубов, А.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал и др.).
2. Появление различных отраслей в психологии лидерства: организационное лидерство, политичное, спортивное, семейное, учебное. Изучение организационного лидерства было продолжено в рамках социальной психологии управления (К.К. Платонов, А.Л. Журавлев и др.), психологии менеджмента (Г.С. Никифоров и др.).
3. Переход к серьезному анализу от жесткой критики достижений современной науки.
4. Пересмотр понимания лидерства, а также появления новых терминов, которые с ним связаны (М.С. Полянский).
5. Разработка возрастного аспекта лидерства (Е.М. Дубовская и др.).
6. Появление новых теорий и концепций. Появление гендерных исследований в области психологии лидерства (Т.В. Бендас, Н.В. Ходырева и др.).
7. Культуральный подход к лидерству (Л.А. Лебедева, Г.С. Никифоров и др.).
8. Междисциплинарность в разработке проблемы [17,с.54].
Вместе с психологами этой проблемой активно занимаются педагоги и социологи. В отечественной психологии среди концепций лидерства наиболее известны три: Р.Л. Кричевского, Г.С. Никифорова и В.И. Румянцевой.
Р.Л. Кричевский разработал концепцию ценностного обмена, в которой исходит из представления об идентификации как механизме влияния лидера на других членов группы. Согласно данной концепции, лидер – это тот, в ком в наиболее полном виде сочетаются такие качества, которые значимы для групповой деятельности. В качестве главного механизма межличностного взаимодействия рассматривается процесс ценностного обмена, реализуемый в условиях малой группы. Ценность понимается Р.Л. Кричевским как «материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворить его потребности и отвечать интересам». Благодаря многообразию форм совместной деятельности в малой группе ценности могут выступать в качестве каких-либо значимых характеристик членов группы, которые реализуются в ходе решения проблем и задач с пользой для отдельных участников и группы в целом. Содержание процесса ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении участниками потребностей друг друга путем взаимного обмена ценностями [12,с.54].
Ценностный вклад отдельного человека определяется как любые полезные действия, приносящие пользу и удовлетворение, как отдельных субъектов, так и группы в целом. Соответственно чем выше ценностный клад индивида в жизнедеятельность группы, тем большее влияние он оказывает на остальных и тем выше его социальный статус внутри группы [19,с.90].
В результате лидером становится такой член группы, который идентифицируется с максимально полным набором групповых ценностей. Большой ценностный вклад и решение лидером значимых для группы задач обеспечивает ему большое влияние на группу, которая идентифицирует себя с ним и воспринимает его как образец.