Курсовая с практикой на тему Оценка физического развития для детей с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Этиология, патогенез и характеристика проявления нарушения зрения у детей дошкольного возраста 6
1.2 Характеристика психологического и физического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения 13
1.3 Оценка физического развития 15
1.4 Методы и средства физического развития 19
Вывод по первой главе 24
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
2.3 Оценка физического развития 31
2.4 Конспект занятия по адаптивному физическому воспитанию для детей с нарушением зрения 33
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
Актуальность. В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения. Наиболее острой проблемой является медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений зрения у детей.
Повышению ее эффективности способствует ранняя диагностика заболеваний органа зрения. Необходимость ранней диагностики нарушений зрения обусловлена тем, что сензитивный период развития зрительной системы человека непродолжителен и ограничивается первым полугодием жизни ребенка. Сенсорная депривация зрительной системы в этот период может иметь тяжелые последствия и определять дальнейшее психическое и двигательное развитие ребенка.
Полное нарушения функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться. Процесс специально физического обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной действительности, моторики пальцев и кистей рук, общей моторики. Происходит это потому, что дети с частичной потери зрения полагаются только на визуальную ориентировку. Отсутствие или резкое снижение зрения дети не могут подражать окружающим, чтобы овладеть различными предметно — практическими действиями.
Из-за малой активной деятельности мышц детей с нарушением зрения движения у них оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности, моторики рук, и общей моторики и отрицательно сказывается на формирование предметно — практической деятельности детей, на их интеллектуальном и физическом развитии.
Вопросом о необходимости коррекционной работы с детьми с нарушением зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагогики такие как: Земцова М.И.Б, Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Плаксина Л.И., Григорьева Л.П. и др.
Дети с нарушениями зрения с трудом овладевают движениями, у них отмечается отставание в физическом развитии, нарушения осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. Дети с нарушением зрения характеризуются также меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие.
Движение составляет основу любой детской деятельности. «Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями». Движение для детей — это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.
Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития, до 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии, к старшему возрасту до 70% .
Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии.
В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям.
Таким образом, можно говорить о необходимости целенаправленного обучения детей с нарушением зрения способам установления зрительно-двигательных взаимосвязей (выполнение движений под контролем зрения), также углубленно заниматься развитием зрительных функций через активную двигательную деятельность на занятиях физической культурой.
Объект исследования: процесс физического развития у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Цель исследования: проведение первичной диагностики, оценка физического развития детей с нарушением зрения и разработка конспекта занятий.
Задачи:
1. Изучить особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.
2. Изучить задачи и средства адаптивного физического воспитания для детей с нарушением зрения.
3. Провести анализ влияние средств реабилитации на физическое развитие и показатели остроты зрения у мальчиков с близорукостью.
4. Составить программу физической реабилитации для дошкольников с нарушением зрения.
Заключение:
1. Нарушение зрения — это снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими как очки или лекарства. Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на такие группы, как: слабовидящие и слепые дети.
2. В работе с данными категориями детей используются такие методы обучения, как: метод практических упражнений, метод дистанционного управления, метод упражнения по применению знаний, метод наглядности, метод стимулирования двигательной активности, метод слова. К средствам адаптивного физического воспитания относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
В результате проведенной оценки физического развития старших дошкольников с нарушениями зрения было установлено, что что у дошкольников с нарушением зрения средний и низкий уровни физического развития: средний уровень – 4 дошкольника, которые выполнили 3-4 теста; низкий уровень – 11 дошкольников, которые выполнили 0-2 теста.
Считаем, что занятия адаптивной физической культурой позволят повысить уровень физического развития дошкольников с нарушениями зрения, что в последствии будет способствовать более успешной школьной адаптации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Этиология, патогенез и характеристика проявления нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Основой отличительных особенностей антропометрических данных каждого ребенка являются его рост и развитие.
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России — 260 тыс. Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота — нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм [34].
Врожденные, в том числе наследственные, формы нарушений зрительных функций составляют 90% случаев (92% случаев слабовидения и 88% случаев слепоты). Наследственные формы встречаются в более чем 30% случаев. К нарушениям зрения может привести также патология беременности и родового акта. Экзогенные вредности (туберкулез, токсоплазмоз, вирусная инфекция, интоксикация) действуют на плод внутриутробно [13, с.12].
Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.
Одной из причин слепоты у детей является ретинопатия недоношенных, то есть возникающее у детей, родившихся раньше срока, поражение сетчатки глаза, которое приводит к снижению функций зрения, вплоть до слепоты. Эта патология возникает вследствие воздействия повышенной концентрации кислорода на сетчатку глаза. Высокая концентрация кислорода создается в кувезах, в которые помещаются преждевременно родившиеся дети для их дозревания в условиях, близких к тем, которые были в утробе матери.
К постнатальным вредностям, оказывающим патогенное действие на зрительную систему, относят энцефалиты, менингиты и другие воспалительные заболевания мозга, а также опухоли и травмы. Человек утрачивает зрение после перенесенного воспаления мозга, особенно если оно протекало тяжело. Утрата зрения может быть вызвана травмированием глаз и/или головного мозга во время автомобильной аварии, взрыва, выстрела в голову, другого несчастного случая. Зрение может быть утрачено в результате опухоли головного мозга, которая затрагивает те участки мозга, которые отвечают за зрительные функции.
Утрата зрения у ребенка может происходить постепенно, в результате прогрессирующих заболеваний нервной системы. В этих случаях происходит медленная утрата способности видеть, и человек с возрастом становится незрячим. Незрячим человек может стать в результате соматического заболевания, например, сахарного диабета, одним из осложнений которого является утрата зрения.
Специфика и характер психического развития детей с нарушениями зрения, уровень возможностей детей, способы ориентировки в окружающем и познания мира, особенности их поведения и взаимоотношений с окружающими будут в значительной степени определяться характеристиками их зрительных функций, глубиной и характером поражения зрительного анализатора. Характеристики зрительных функций различаются в зависимости от времени возникновения дефекта и степени его выраженности.
Рост (увеличение массы) и развитие (дифференцированные изменения в различных органах и системах) — это два важных процесса, которые имеют тесную взаимосвязь между собой, но не всегда протекают параллельно в организме ребенка [9, с.54].
В конкретные возрастные периоды превалируют процессы роста, а в остальные — процессы, способствующие развитию различных органов.
Рост, масса, формирование различных частей тела, их пропорций, заложены в переданной наследственной базе и при наличии необходимых условий жизнедеятельности развиваются в правильный последовательности.
Тем не менее, существуют факторы, способные спровоцировать нарушения в этой последовательности развития с вызыванием необратимых изменений. К ним принято относить:
— внешние (проявляются вследствие неблагоприятного внутриутробного развития, социальных условий, нерационального питания, малоподвижного образа жизни, вредных привычек, экологии и др.;
— внутренние (исходят из наследственности, наличия врожденных патологий) [18, с.32].
Физическое развитие — это система количественных и качественных изменений всех процессов, циркулирующих в организме человека, на всех этапах его жизнедеятельности.
На основании исследований антропометрических показателей (роста или длины тела, веса или массы тела, и др.), достаточно легко визуально оценить состояние физического развития [32, с.74].
Для составления общего представления об уровне физического развития человека проводят измерения длины и массы тела.
Анализ антропометрических показателей — занимает основополагающее место в исследовании соответствий физического развития возрастным нормам.
Имеющиеся отклонения нередко свидетельствуют о факторах риска или признаках некоторых заболеваний [9, с.54].
Следовательно, грамотная оценка полученных результатов измерений, может содействовать становлению призыва к здоровому образу жизни.
В научной литературе, касающейся обучения детей с нарушением зрения, можно встретить такие выражения, как: «зрительное восприятие пространственных отношений», «зрительная пространственная ориентировка», «зрительно-моторные координации», «ориентировочная реакция», «развитие пространственного восприятия», «зрительно-пространственное восприятие», «зрительно-двигательная ориентация» Причем, только два из перечисленных терминов имеют конкретную трактовку. «Зрительно-моторные координации – содружественные движения глаз и руки как внешние персептивные действия». «Ориентировочная реакция — сложная реакция индивида на новизну или изменение внешнего воздействия (стимула), создающая условия для его лучшего восприятия» [19, с.65].
Рассматривая вышеупомянутые выражения с позиций физического воспитания ребенка с нарушенным зрением по развитию зрительно-двигательных способностей у детей с косоглазием и амблиопией, также существует такое понятие, как зрительно-двигательно-пространственная ориентировка. Другими словами, такая ориентировка, в которой функции зрения играет существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно было бы ясно видеть и достоверно констатировать трудности действий ребенка в трехмерном пространстве, если у него нарушено зрение. Это предполагает создание таких упражнений в области физического воспитания, выполняя которые, ребенок, не обладающий бинокулярным зрением, мог бы познавать глубину, протяженность и объем видимого пространства и понимать его через движение, зрительный контроль и анализ происходящего.
Подколзина Е.Н. при изучении дошкольников 3-4 лет с косоглазием и амблиопией, отмечает, что дети испытывают: трудности при ориентировании в пространстве вокруг себя, в сохранении направления движения, часто его, меняя из-за осуществления контроля за движением только одним, лучше видящим глазом; трудности с разборными игрушками в выделении и соотнесении деталей, в их правильном расположении относительно друг друга, в следствии монокулярности зрения; отсутствие в их активном словаре слов, обозначающих пространственные признаки предметов и направления.
Таким образом, дошкольники с амблиопией и косоглазием в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении нуждаются в целенаправленной коррекции нарушений пространственной ориентировке.
В связи с этим, Л.С. Сековец систематизировала зрительно-двигательно-пространственную ориентировку по степени усложнения и определили 4 разновидности этой ориентировки. Она разделяется по статико-динамическом) взаимодействию между ребенком (его зрительным анализатором) и спортивные предметом (ориентиром), за которым испытуемый производит зрительный контроль.
Первый вид – зрительно-двигательно-пространственная ориентировка подразумевает статическое положение и ребенка, и ориентира.
Второй — статическое положение ребенка и движение ориентира.
Третий — передвижение ребенка и статическое положение ориентира.
Четвертый — динамику ребенка и ориентира.
Рассматривая зрительно-двигательно-пространственную ориентировку как условие для развития физических качеств, можно констатировать, что упражняемость зрительно-двигательно-пространственной ориентировкой — это развитие координационных способностей ребенка на основе индивидуального восприятия пространства и зрительно-двигательной реакции в различных пространственных ситуациях с применением объектов-ориентиров. «Важной предпосылкой развития способностей является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет ребенок, «тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям». «Оберегая» ребенка с нарушением зрения от упражнений и игр зрительно-двигательно-пространственная ориентировка, мы лишаем его не только возможностей познания и восприятия пространства, но и не развиваем те двигательные качества, которыми владеет нормально видящий ребенок, выполняющий зрительно-двигательно-пространственную ориентировку.
Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов.
Примерно 30% из них наследственной природы: врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия [28].
В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить:
— нарушение обмена веществ;
— проявляющееся в виде альбинизма;
— наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока
— (врожденный анофтальм);
— микрофтальм;
— наследственная патология сосудистой оболочки;
— заболевания роговой оболочки глаза;
— врожденные катаракты;
— отдельные формы патологии сетчатки.
Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться: патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.
В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева пишут, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях» [5].
Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина [34] предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей дошкольного возраста.
Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15-20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень – до 3 D; средняя – от 3 до 6 D; высокая степень – свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.
Необходимо вовремя избежать такого торможения в развитии двигательной сферы детей с нарушением зрения и предоставить им приемлемые пути гармоничного психофизического развития.