Кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Оценка физического развития детей с умственной отсталостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1 Этиология, патогенез и характеристика детей с умственной отсталостью 6
1.2 Характеристика особенностей психического и физического развития детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью 10
1.3 Методы и средства физического воспитания (традиционные и нетрадиционные). 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 27
2.3 Оценка физического развития 30
2.4 Конспект занятия по адаптивному физическому воспитанию для детей с умственной отсталостью 32
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение 1. 43

 

  

Введение:

 

Актуальность. Важное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию силовых способностей, потому что высокий уровень развития данных способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности и достижению высоких спортивных результатов. Особенно быстрый рост всего организма наблюдается в период бурного его развития — в среднем школьном возрасте. У средних школьников со значительной интенсивностью происходит окостенение скелета, происходит совершенствование мускулатуры. Этот возраст в плане физического развития характеризуется достижением наилучших результатов (максимальной частоты движений, быстроты простой реакции) и их стабилизацией. Для наилучшего развития силовых способностей необходимо заниматься спортом и осуществлять целенаправленное воздействие на физическое развитие средних школьников.
Особое значение имеет развитие силовых способностей у средних школьников с умственной отсталостью. В соответствии со статистическими данными Здравоохранения России около 540 тысяч детей до 17 лет стали инвалидами вследствие тех или иных заболеваний. Более 96 тысяч детей имеют умственную отсталость. При этом по статистическим данным на 100 000 детей приходится около 390 детей с умственной отсталостью. По представленным данным, можно сделать вывод, что количество детей с умственной отсталостью и другими психическими нарушениями ежегодно увеличивается.
На сегодняшний день доказано, что занятия физической культурой являются мощным средством коррекции и компенсации дефектных психофизических функций детей и подростков с умственной отсталостью.
Основным фактором на таких занятиях являются физические упражнения, с помощью которых достигается направленное действие на занимающегося и решаются разнообразные общие и специальные задачи. В этих и других работах доказано, что физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными актами, взаимосвязаны с развитием целого ряда психических познавательных процессов (мышление, память, речь и др.), а значит, и с развитием интеллектуальной и эмоциональной сферами: они формируют волю, характер, развивают убеждения, потребности, т.е. являются мощным социализирующим средством.
Грамотная организация педагогического процесса с учетом возрастных особенностей учащихся с умственной отсталостью дает большие возможности для развития их физических качеств. Положительное влияние на воспитание и развитие физических способностей детей имеет целенаправленное воздействие. При этом необходимо учитывать закономерности возрастного развития различных способностей. Педагогическое воздействие не должно вызывать значительные изменения одних способностей вместо других, рост которых на данном этапе возрастного развития более выражен. Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие физических качеств, учащихся с умственной отсталостью сводит к минимуму возможность задержки развития тех или иных качеств.
Основными средствами силовой подготовки в занятиях с обучающимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшим отягощением, спортивные игры, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.
Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности, силовых качеств остается одним из актуальных, что свидетельствует о необходимости их развития на уроках физической культуры со средними школьниками с умственной отсталостью.
Объект: процесс адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.
Предмет: методика адаптивной физического воспитания для детей с умственной отсталостью.
Цель: проведение первичной диагностики, оценка физического развития детей с умственной отсталостью и разработка конспекта занятий.
Задачи:
1. Изучить особенности психического и физического развития среднего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Проанализировать методы и средства физического воспитания
3. Разработать конспект занятий для детей с умственной отсталостью.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций и имеют особое недоразвитость абстрактного логического мышления, которое возникает в результате органического повреждения головного мозга. Эта категория включает в себя детей с умственными недостатками различной степени. Они обучаются в коррекционной школе 8-г вида по специализированной программе, и имеют низкие показатели психического и физического состояния по сравнительно с теми же показателями сверстников с нормальным интеллектом.
Причинами умственной отсталости могут быть как эндогенные (или внутренние) причины (пренатальные, натальные, постнатальные), так и экзогенные (внешние) причины: социально — биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Методы физического воспитания детей с умственной отсталостью отличаются тем, что стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют им формировать новые положительные качества. Результатом работы является получение школьниками определенного объема знаний и двигательных навыков, а также коррекция и компенсация недостатков физического развития, нарушения развития координационных способностей.
Практические навыки полученные в результате написания данной курсовой работы позволяют сделать вывод о том, что использование методов организации и проведения занятий физкультурой для умственно отсталых школьников среднего возраста оказало положительное влияние на уровне физической подготовленности, создало предпосылки для овладения различными двигательными навыками и позволило им расширить свою двигательную активность во внеурочной деятельности. Развитие физических качеств и социальная адаптация детей с умственными недостатками успешно будут осуществляться на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Этиология, патогенез и характеристика детей с умственной отсталостью
Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается стойкое нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.)[30].
В.Н. Чумаков [36] в своей научно-методической литературе отмечает, что в разных источниках представлено более 20 классификаций умственной отсталости. Их отличиями являются первоначальные и основные этиология и патогенез данного заболевания.
Е.С. Черник [35] по этому поводу ранее говорил, что из-за разнообразия симптоматики, характеризующей психологические и клинические признаки умственной отсталости появилось такое большое количество классификаций. Он также отметил, что в прошлом веке у олигофрении рассматривались такие типы, как апатичный, агитированный, сенситивный, боязливый и т.д.
В.В. Ковалев [16] в руководстве для врачей раскрыл две основные формы интеллектуальных нарушений. К ним относятся умственная отсталость или олигофрения, являющейся разновидностью дизонтогенеза и деменция. При олигофрении не происходит увеличение интеллектуального дефекта, а при деменции происходит функциональное ухудшение интеллектуальных способностей.
По мнению В.Г. Петровой, И.В. Беляковой [26], умственно отсталый ребенок относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, то есть широко распространенный характер. Поэтому в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, 1994) даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) — диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 5069 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет), тяжелая степень (Е72) — при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет), глубокая (F73) — при IQ ниже 20 баллов (ребенок до 3 лет).
Вышеперечисленные границы, характеризующие степень тяжести расстройства в МКБ-10 связаны с градацией, которой достигают больные по уровню социального приспособления.
При легкой степени умственной отсталости (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто не отличаются от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально.
При умеренной степени умственной отсталости (имбецильность) речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение.
При тяжелой форме (тяжелая олигофрения) развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению.
При глубокой умственной отсталости (идиотия) минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными.
Чем более выражено расстройство умственной отсталости, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10-15 лет, после чего постепенно снижается до 1% популяции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы