Курсовая с практикой на тему Оценка деятельности медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие системы обязательного медицинского страхования 5
1.1 Развитие медицинского страхования в России до 1991 года и постсоветский период 5
1.2 Принципы обязательного медицинского страхования 8
Глава 2. Роль медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации 14
2.1 Анализ нормативно-правовой базы системы обязательного медицинского страхования 14
2.2 Анализ роли медицинских организаций в системе ОМС 19
Глава 3. Рекомендации по развитию организаций в системе обязательного медицинского страхования 22
3.1 Проблемы в развитии ОМС 22
3.2 Предложение оптимизационных мероприятий 25
Заключение 31
Список источников 34
Введение:
<div>
<p>Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления. <br />Система ОМС функционирует в нашей стране уже более двух десятков лет. Отрасль, как живой организм, постоянно развивается. В последние годы благодаря ОМС медицинская помощь стала более доступной, причем во всех регионах. Надо признать, что до 2013 года мы ощущали разницу от области к области — тарифы на одни и те же виды медицинской помощи, а также перечень услуг, которые предоставляются по территориальным программам госгарантий, были разными. С 2013 года действует единый подушевой финансовый норматив базовой программы ОМС. И эта экономическая модель направлена как раз на то, чтобы сократить межрегиональные различия.<br />В настоящее время в Российской Федерации действует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения, необходимые средства которой привлекаются из государственного бюджета и средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). <br />Объектом исследования работы являются медицинские организации (далее — МО). Предметом исследования работы выступает оценка деятельности медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования. <br />Целью данной работы является оценка деятельности медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования.<br />Основными задачами работы являются<br />- анализ проблем и тенденций развития системы ОМС,<br />- выявление структуры рынка ОМС, анализ международного опыта организации системы социального медицинского страхования, <br />- рассмотрение особенностей взаимодействия субъектов системы ОМС<br />- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности медицинских учреждений в системе ОМС. <br />Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовой базы, исследований в данной сфере, микроэкономический анализ. <br />Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список литературы.</p>
</div>
Заключение:
Здравоохранение обладает отличительными особенностями, порождающими несостоятельность рынка в данной сфере – внешние эффекты, асимметрия информации, которая включает в себя моральный риск, неблагоприятный отбор, а также нерегулярность и неравномерность спроса. Наличие данных несовершенств в значительной мере приводит к ограничению возможностей эффективного взаимодействия поставщиков и потребителей, а также распределения ресурсов на рынке здравоохранения и требует государственного вмешательства, что, в целом, ограничивает потенциал использования конкурентных механизмов в данной сфере и является причиной появления института медицинского страхования.
Рассмотрение моделей финансирования здравоохранения показало, что каждая из них обладает как отличительными достоинствами, так и недостатками. Однако в настоящее время, в большинстве западных стран, а также в Российской Федерации предпочтение отдаётся расширению и развитию сектора страховой медицины как наиболее эффективной и социально справедливой модели в сфере здравоохранения.
В системе обязательного медицинского страхования на страховые медицинские организации возлагается большой объем социально значимой работы в виде информирования потребителей, а также контроля за объемом, сроками и качеством оказания медицинской помощи, который заключается в экспертной проверке деятельности медицинских организаций работниками. Кроме того, в настоящее время в РФ СМО играют ключевую роль по защите прав потребителей медицинских услуг.
Сложившаяся в стране система ОМС не оправдала возложенных на нее надежд и не сумела выполнить поставленные перед ней задачи. Несмотря на то, что с момента распада СССР прошло уже больше двадцати лет, по большей части сохранились прежние методы и принципы организации медицинского обслуживания населения и управления сети медицинских учреждений. При этом финансовые потоки, вливаемые государством на содержание этой системы, с тех времен значительно снизились, что негативно отразилось на качественных и количественных показателях оказываемых услуг. Это касается, например, социально незащищенных слоев населения.
Ведь принятый в 1991 году закон хоть и предусматривал страхование неработающих граждан за счет бюджета местных органов исполнительной власти, но не определял механизм этого финансирования и порядок контроля за ним.
Кроме того, обнажился и ряд других проблем, среди которых отсутствие социальной поддержки ОМС среди населения и медицинских работников и жесткий государственный контроль за всей системой ОМС, который, по мнению многих экспертов, тормозит все попытки каких-либо организационных изменений в сфере здравоохранения. Стоит отметить и большое количество госструктур в страховании, из-за чего различные организации нередко дублируют функции друг друга (как, например, фонды ОМС и страховые компании).
Самой острой на сегодняшний день является проблема финансового обеспечения полноценного функционирования системы. Как уже отмечалось выше, бюджетные поступления от государства постепенно сокращаются, а компенсировать сложившийся дефицит попросту нечем. Действующие тарифы страховых взносов не могут в полной мере обеспечить покрытие расходов на оказываемую медицинскую помощь даже работающим гражданам государства, а ведь значительная часть – это население, не имеющее постоянного места работы.
Естественно, что в большинстве ситуаций государство, несмотря на отсутствие страховых платежей за данные категории населения, вынуждено все равно оказывать им соответствующую медицинскую помощь. Это влечет за собой перераспределение имеющихся средств и сокращение других важных статей расходов системы здравоохранения – профилактических мероприятий, бесплатной психиатрической и наркологической помощи и т.д. Для решения выше обозначенной проблемы Министерством здравоохранения предлагается:
• Обязать исполнительные органы власти в полном объеме осуществлять свои обязанности по закону «О медицинском страховании граждан» (в новой редакции закона, действующей с 2011 года, проблема частично решена путем наделения федерального фонда полномочиями по контролированию уплаты взносов за неработающее население);
• Увеличить страховой взнос по ОМС (с 1 января 2012 года данный тариф был поднят до 5,1% от фонда заработной платы предприятия);
• Создать здоровую конкуренцию на рынке страхования, которая должна привести к повышению качества медицинских услуг (на данный момент особых успехов не наблюдается).
Несмотря на то, что стратегия решения существующих экономических проблем вроде бы разработана, ее внедрения в полной мере не происходит. С одной стороны это может показаться положительной тенденцией, поскольку не все работодатели готовы к повышению размера страховых взносов, с другой же — тенденцией отрицательной, поскольку та работа, которая уже осуществляется, не приносит ожидаемых результатов.
Идеальную систему финансирования здравоохранения найти сложно.
В работе были проанализированы следующие пути развития:
— Софинансирование
— Автоматизация
— Банки
— Технологии
— Диспансеризация
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Развитие медицинского страхования в России до 1991 года и постсоветский период
Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих. При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности. Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.
Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования. Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.
С приходом к власти советское правительство преобразовало институт страхования в институт социального обеспечения. Он распространялся на всех граждан и любые случаи временной потери трудоспособности. Для финансирования создавались специальные фонды, денежные средства в которые поступали от уплаты обязательных взносов предприятий и дотаций из государственного бюджета. Система здравоохранения была полностью бесплатной, а потому надобность в каких-либо дополнительных механизмах страхования отсутствовала.
После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена. В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.
Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей. Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.
Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти.