Курсовая с практикой на тему обязательное страхование в рф
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и
виды обязательного медицинского страхования
1.2 Модели
социальной политики в системе медицинского страхования
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВЫЕ СЛУЧАИ И СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1 Понятие
субъектов обязательного социального страхования
2.2
Функционирование системы обязательного социального страхования
2.3 Основные
риски социального страхования
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
3.1 Состав и
структура доходов бюджета ПФР
3.2 Источники
обеспечения сбалансированности бюджета ПФР
3.3 ФФОМС в
системе социального страхования РФ
3.4 Текущее
состояние и прогноз развития обязательного страхования РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что социальное страхование играет важную роль в
защите конституционных прав граждан. Определение обязательного социального
страхования дано в Федеральном Законе «Об основах обязательного социального
страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ. Согласно Закону, обязательное социальное
страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения,
особенностью которой является осуществляемое в соответствии с федеральным
законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и
(или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Финансовый
механизм социального страхования – это совокупность финансовых регуляторов и
инструментов перераспределения целевых финансовых ресурсов для материального
обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев. Экономическое
содержание функционирования финансового механизма социального страхования
состоит во взвешенном регулировании движением указанных финансовых ресурсов.
В наше
время социальная защита не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и
этим отчасти объясняются трудности становления рыночных отношений в стране. Для
потребителей страховых услуг нет чёткого представления о том, в какой форме
должно осуществляться обязательное социальное страхование. Основной проблемой
социального страхования в Российской Федерации является сумбурное принятие
нормативно правовых актов, провозглашающих обязательность страхования.
Следствием этого идёт такое негативное последствие, как социальная
несправедливость, то есть низкие размеры социальных страховых выплат за
причинение вреда жизни и здоровью. Решить такой вопрос можно путём установления
в различных законодательных актах единых подходов к обозначению размеров
страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина. Такое
решение урегулировало бы равноправие граждан Российской Федерации на получение
страховых выплат.
Без решения
обозначенных вопросов будет весьма проблематично создать эффективную и в полной
мере работающую систему социального страхования в Российской Федерации, и не менее
сложно будет обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного
рода социальных рисков.
Цель курсовой работы – проанализировать
финансовый механизм обязательного социального страхования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть
сущность обязательного социального страхования, принципы его организации;
— охарактеризовать
субъекты обязательного социального страхования, страховые случаи и страховое обеспечение;
— проанализировать
финансовое обеспечение обязательного социального страхования в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной
работы является обязательное социальное страхование в РФ. Объектом данной работы
является Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При
написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов:
анализ и синтез, сравнение и наблюдение,
обобщение и систематизация изученного материала.
Работа
включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы
и приложения.
Теоретической и методологической
базой исследования являются нормативно-правовые
акты Российской Федерации, научная и учебно-методическая литература, материалы периодических
изданий, источники сети Интернет. Список литературы насчитывает 20 наименований.
Заключение:
Обязательное социальное страхование
представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального
и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством
РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья
или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и
родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской
помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством
РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Обязательное социальное страхование – это форма социальной защиты,
которая направлена на экономически активных жителей Российской Федерации. Оно способно
защитить их от получения разнообразных рисков, которые связаны с потерей основного
места работы, деятельности, доходов и трудоспособности. Особенность социального
страхования – это финансирование граждан из специального внебюджетного фонда, который
формируется при помощи специально предназначенных внебюджетных взносов работодателей
и работников.
Система социального страхования была построена по принципу нежёсткой
эквивалентности. Сегодня существует фиксированная обязанность всех страховых выплат,
которые зависят от общей величины страхового и трудового вкладов.
Взносы на обязательное социальное страхование являются основными
источниками поступлений денежных средств в разнообразные бюджетные фонды. Они поступают
благодаря системе обязательного страхования.
В настоящее время в
России действую три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд
Российской Федерации, обеспечивающий финансирование обязательного пенсионного
страхования; Фонд социального страхования Российской Федерации, обеспечивающий
финансирование обязательного социального страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, обеспечивающий
финансирование обязательного медицинского страхования в пределах медицинской
базовой программы.
По данным Минфина России,
общий объем финансовых ресурсов, аккумулированных в государственных
внебюджетных фондах за период формирования новой финансовой системы значительно
увеличился и составил по состоянию на конец 2019 г. около 11 трлн. руб. Вместе
с тем, статистические данные свидетельствуют о формировании дефицита в ходе
исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Сложившаяся обстановка в
системе социальных внебюджетных фондов делает необходимым оперативное,
тщательно продуманное и комплексное изменение многих параметров
функционирования. От такого вмешательства зависит не только дальнейшее развитие
социальных внебюджетных фондов и благосостояние всего общества, но и
благоприятное развитие экономики страны.
Государство должно обеспечивать
активные меры воздействия на изменения в социальной сфере, все эти мероприятия должны
носить обязательный характер. Стоит отметить, что внебюджетные фонды выступают вспомогательным
звеном, являются одной из составляющей финансовой системы Российской Федерации и
не несут в полной мере материальной ответственности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
СУЩНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и
виды обязательного медицинского страхования
Значительную роль в жизни
современных государств играет система обязательного социального страхования, имеющая
целью обеспечить социальную защиту граждан при наступлении социальных рисков, в
законодательстве именуемых страховыми рисками. Эта система имеет множество несомненных
преимуществ: концентрация ресурсов в единых фондах, независимость бюджетов, целевой
характер использования, государственный и независимый контроль.
Обязательное социальное страхование
— часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой
является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих
граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения.
В Законе от 16.07.1999 г.
№ 165-ФЗ (в ред. от 05.03.04 г. № 10-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования»
(ч. 3 ст. 1)[1]
дано определение социального страхования: «Обязательное социальное страхование представляет
собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального
и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством
РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья
или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и
родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской
помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством
РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию».
Финансовый механизм системы
обязательного социального страхования в России схематически представлен в приложении
1.
Как системное образование
обязательное социальное страхование состоит из нескольких видов и подсистем: обязательное
пенсионное страхование; обязательное медицинское страхование, обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства
и детства. Каждому виду обязательного социального страхования свойствен свой набор
критериев, который определён законодательно. В качестве критериев используются страховые
риски, страховые случаи, страховое обеспечение.
Федеральный
закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. закона 05.03.2004 № 10-ФЗ) содержит принципы
соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:
— доступность социального страхования для всех граждан (застрахованных
лиц);
— соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния
работодателя-страховщика;
— наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями;
— ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых
на социальное страхование физических лиц;
— государственный контроль за исполнением обязательств по социальному
страхованию граждан;
— финансовая независимость системы страхования в стране.
Далее
выделим различия между понятиями «социальная защита», «социальное обеспечение»,
«социальное страхование», «социальная помощь».
Социальная
защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи
наименее защищённым группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным
семьям с детьми, учащейся молодёжи, лицам, не имеющим средств существования), а
также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального
обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счёт федерального и местных
бюджетов, так и за счёт специально создаваемых фондов социальной поддержки населения.[2]
Под
социальным обеспечением следует понимать один из способов распределения части валового
внутреннего продукта путём предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания
их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств государственного
бюджета и специальных внебюджетных фондов в объёме и на условиях, строго нормируемых
обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса[3]. Социальное страхование — это
система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств
для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или
располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
Государственную
социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком
смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан,
которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия
и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации. В узком смысле
определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном
законе РФ «О государственной социальной помощи».
1.2 Модели
социальной политики в системе медицинского страхования
Комиссия Европейского сообщества (ЕС) согласно принципам организации
выделяет две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую»
(таблица 1).
Таблица 1 — Сравнительная характеристика бевериджской
и бисмарковской модели ОСС[4]
|
Модель социального страхования (Бисмарковский |
Модель социального обеспечения (Бевериджский |
Застрахованные |
Трудоспособные рабочие |
Все население |
Финансирование |
Социальные вклады (трудящихся и работодателей) |
Государственный бюджет (из налогов) |
Денежные компенсации |
В зависимости от «пропавших» зарплат (принцип замещения |
Единые огульные выплаты |
Предметные |
Страховые услуги или возмещения затрат |
Бесплатные услуги в государственной системе здравоохранения |
Управление |
Общественное, на паритетных основаниях между трудящимися |
Общественное |
Интенсивность |
Низкая |
Высокая |
В заключение отметим, что в настоящее время продолжает активно
формироваться новая общеевропейская модель социальной политики. В ее основе лежит
принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Акцент
в данной модели делается на сбалансированном развитии социальной политики Европы,
а также на соблюдении интересов всех стран-членов ЕС. Реализуется процесс переориентации
социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Этот процесс помогает
осуществлять социальную политику эффективнее и дешевле для государства, поскольку
помощь предоставляется лишь тем, кто в ней действительно нуждается.
[1] Федеральный
закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2019) "Об основах
обязательного социального страхования".
[2] Тасуев
М.И. Понятие и сущность системы социальной защиты в Российской Федерации //
Инновационные технологии нового тысячелетия. — № 1(07)/2018. – с. 246 – 248.
[3] Алехина
Е.С. Сущность социального страхования, принципы его организации и значение для
развития национальной экономики // Вестник Белгородского университета
потребительской кооперации. — № 1(29)/2019. – с. 116 – 121.
[4] Алехина
Е.С. Сущность социального страхования, принципы его организации и значение для
развития национальной экономики // Вестник Белгородского университета
потребительской кооперации. — № 1(29)/2019. – с. 116 – 121.