Методика обучения детей баскетболу Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Обучение технике ведения мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы обучения технике ведения мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом 5

1.1 Возрастные особенности обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития 5

1.2 Понятие, техника и методика обучения ведения мяча 8

1.3 Методы, способы и средства обучения ведению мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом 12

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16

ГЛАВА II. Опытно — экспериментальная деятельность по обучению технике ведения мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом 17

2.1 Характеристика базы исследования 17

2.2 Результаты уровня освоения техники ведения мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом 20

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 29

  

Введение:

 

Исследователи игровой деятельности подчеркивают уникальные возможности спортивных игр в физическом и нравственном воспитании школьника, особенно в развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитании коллективизма. Игры содействуют и умственному развитию, что так необходимо для детей олигофренов.

В программу по физической культуре в специальной школе включены различные подвижные и спортивные игры. Это занятия баскетболом и волейболом. Баскетбол включен в программу с пятого класса. В процессе занятий школьников игрой в баскетбол необходимо развивать у них способности, позволяющие им овладевать техникой и элементарными навыками в игровой обстановке. В этом заключается основная задача учителя физической культуры при проведении занятии баскетболом.

Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения высоких результатов в игре. А в условиях коррекционной школы можно уделить значительно больше внимания вопросам техники игры в баскетбол и всестороннему физическому развитию, так как в классе обучается небольшое количество учащихся, а значит и времени на их индивидуальное обучение приемах техники и тактики игры будет больше.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по обучению баскетбола учащихся с с задержкой психического развития (ЗПР) 10-12 лет.

Предмет исследования – методика обучения технике ведения мяча учащихся 10-12 лет с ЗПР на занятиях баскетболом.

Цель исследования – разработка и оценка эффективности методики обучения технике ведения мяча учащихся 10-12 лет с ЗПР на занятиях баскетболом.

Гипотеза исследования – учебно-тренировочный процесс по обучения технике ведения мяча учащихся 10-12 лет с ЗПР на занятиях баскетболом будет более успешен, если будут проанализированы научные исследования и практические рекомендации по этой проблеме; на этой основе будет обоснована и разработана экспериментальная методика на основе учета их возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей; проведены анализ и оценка эффективности применения экспериментальной методики на практике.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития.

2. Изучить понятие, техника и методика обучения ведения мяча.

3. Раскрыть методы, способы и средства обучения ведению мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению технике ведения мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Контрольные испытания.

4. Методы математической статистики.

5. Методы функционального исследования.

Практическая значимость исследования – разработанный комплекс упражнений может использоваться в практике учителей физической культуры в процессе развития физических качеств детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Структура работы: работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научно-методической литературы показал, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличаются от своих сверстников. Именно поэтому необходимо постоянно искать новые методы и формы для развития таких детей. В этом возрасте необходимо закладывать и развивать основные качества оптимальной физической и функциональной подготовки.

Также по данным литературы увидели, что у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в двигательной сфере, в частности развития двигательных способностей от детей-сверстников. Всё это, говорит о необходимости создания условий в рамках адаптивной физической культуры для целенаправленного развития двигательных способностей у детей с задержкой психического развития. Очень важен подбор средств и методов для данной категории детей. При этом, учитывая, что дети с ЗПР проявляют склонность к игровой деятельности, то использование средств баскетбола будет целесообразно для данной категории детей.

В результате исследования была разработана методика по обучению технических приемов в баскетболе. В качестве обеспечения учебных занятий по баскетболу мы применили комплексы специальных упражнений и игровые задания: упражнения на освоение техники ведения мяча; круговые тренировки; эстафеты по баскетболу и игровые задания на развитие координационных способностей, выносливости и быстроты.

После реализации разработанной методике по обучению техническим приемам учащихся с ЗПР в возрасте 10-12, в экспериментальной группе мы наблюдали достоверный прирост результатов по показателям технической подготовленности учащихся. При этом в тестах, оценивающих техническую подготовленности учащихся темпы роста показателей экспериментальной группы в 2,5-5 раз выше, чем в контрольной группе: так показатели передвижение в защитной стойке у учащихся контрольной группы выросли 0,9%, в экспериментальной группе — на 5,7%; показатели быстроты и ловкости защитных передвижений у учащихся контрольной группы улучшились на 1,4%, в экспериментальной группе – на 4,3%; показатели скорости введения мяча в контрольной группе улучшились на 1,9%, в экспериментальной группе на 5,1%, показатели в тесте передача мяча в контрольной группе улучшились на 1,3%, в экспериментальной на 6%.

Результаты, полученные в экспериментальном исследовании с применением разработанного комплекса упражнений в процессе обучения баскетболу, позволяют сделать вывод об эффективности применения данного комплекса упражнения для развития технических подготовленности учащихся. Использование разработанного комплекса упражнений вносит определенный вклад в теорию и методику физического воспитания в разделе обучения защитным действиям на уроках физической культуры, что позволят расширить средства физического воспитания и способствует совершенствованию методических особенностей проведения учебного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретические основы обучения технике ведения мяча обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития на занятиях баскетболом

1.1 Возрастные особенности обучающихся 10-12 лет с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимается нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста ребенка. В наше время понятие «задержка психического развития» применяется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации.

По Н.А. Шегера у большинства детей с ЗПР отстает развитие статических и двигательных функций, отмечаются нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата. У многих детей наблюдаются изъяны в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, недостаточная сформированность защитных сил организма, который находится в процессе формирования приспособительных реакций к окружающей среде, что приводит к различным заболеваниям [27, с. 13].

М.Х. Спатаева отмечает, что дети с ЗПР имеют своеобразный двигательный облик, присущий более раннему этапу развития здорового ребёнка. Им свойственна избыточность и излишество движений, непринужденность изобразительной и игровой моторики. Данные признаки являются проявлением «моторного инфантилизма», отражающего задержку онтогенеза двигательной функции, созревания корковых механизмов, тормозящих двигательную активность ребенка [23, с. 88]. Н.А. Литош отмечает, что у детей с ЗПР отмечают нарушения акта ходьбы и бега: у одних они вялые и медлительные, у других – резкие с излишними движениями [17, с. 56].

В дошкольном возрасте и у нормальных детей могут встречаться симптомы моторного инфантилизма. Таковыми являются хватательные движения ног и пальцев, сгибательное положение рук, приостановка свободного сидения и бега, вялость мускулатуры шеи и головы, пропульсивные явления и др. Однако к школьному возрасту они, как правило, исчезают. У детей же с ЗПР проявление моторного инфантилизма выражено достаточно ярко, и не всегда сглаживается к окончанию дошкольного периода.

Однако, проблемы всестороннего изучения двигательной сферы учащихся с ЗПР нашли свое отражение в научной литературе сравнительно недавно. Как отдельная нозологическая группа адаптивного физического воспитания дети с ЗПР начали рассматриваться в конце девяностых годов. За истекший период научного поиска был накоплен значительный материал, позволяющий выявить некоторые закономерности двигательного развития этой категории детей. Так систематизация научных данных позволяет констатировать следующие характеристики:

1. Учащиеся с ЗПР в большинстве случаев не свойственны отклонения в характеристиках антропометрического развития. В противовес имеющимся в дефектологии данным, указывающим на низкие темпы у учащихся с ЗПР физического развития, адаптивное физическое воспитание констатирует свойственные возрастной норме весоростовые параметры. Наиболее наглядно это подтверждается в научном исследовании

А.Б. Костенко [14, с. 5], где автор приводит результаты исследования физического развития учащихся с ЗПР. Приведенные параметры соответствуют уровню полноценно развивающихся детей.

Рознятся научные данные в этой группе показателей лишь в параметрах обхватных размеров тела, и связанных с ними морфофункциональных характеристик. Так в исследовании А.А, Дмитриева, приводятся данные, указывающие на низкие показатели экскурсии грудной клетки у этих детей и как следствие более низкие показатели функциональной активности дыхательной системы [11, с. 45]. Однако, имеются научные исследования, не выявляющие таких отклонений у детей с ЗПР [13, с. 60]. Так же в научной литературе имеются данные, указывающие на низкие функциональные возможности их сердечно-сосудистой системы [6, с. 12].

2. Для учащихся с ЗПР является характерным нарушение в сформированности такого физического качества как общая выносливость организма. Данный факт имеет научное подтверждение в исследованиях различного уровня и направления [8, с. 55]. Однако, на сегодняшний день в научной литературе в недостаточной степени освещены вопросы изучения специфических видов выносливости у детей этой нозологической группы – силовой, скоростной, координационной.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы