Курсовая с практикой на тему Обучение школьников созданию орнаментальных композиций на уроках изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения школьников орнаментальной
композиции 8
1.1 История орнамента. 8
1.2 Типы и виды орнамента. 12
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего подросткового
возраста 19
ГЛАВА 2. Методические основы обучения школьников орнаментальной композиции
на уроках изобразительного искусства. 24
2.1 Особенности образовательной деятельности на уроках изобразительного
искусства 24
2.2 Методы и приемы обучения школьников орнаментальной композиции на
уроках изобразительного искусства. 26
2.3 Ход и результаты экспериментальной работы.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
Практика художественного образования
свидетельствует о том, что декоративно-прикладное искусство является основополагающим
принципом дизайна и является наиболее доступным видом изобразительного
искусства. Этому способствует использование привычных нам с детства подручных
материалов, таких как ткань, глина, бумага, нитки, различные бусинки, краски.
Педагогические исследования показывают, что изучение декоративно-прикладного
искусства способствует развитию творческого воображения и
художественно-образного мышления школьников.
Учителя изобразительных искусств в
общеобразовательных школах постоянно сталкиваются с проблемой развития
композиционного мышления у большинства школьников. На наш взгляд, причина в
том, что на изучение художественной композиции отводится небольшое количество
академических часов. Т.Я. Шпикалова в 6 классе в первой четверти в секции «Виды
изобразительного искусства и основы образного языка» два урока посвящены
изучению композиции. В программе «Изобразительное искусство» под руководством
В.С. Двоюродная сестра тоже занимается композицией, но на ее изучение отводится
несколько уроков в каждом классе с 5 по 8 классы.
Актуальность данной
темы обусловлена тем, что вопросы о композиционном мышлении приобретают все
большее значение в художественном образовании и повседневной жизни. В процессе
обучения школьникам необходимо не только приобрести знания, умения и навыки, но
и овладеть творческим подходом в выполнении поставленных перед ними задач.
Следовательно, для композиционного мышления основной задачей становится
формирование у учащихся творческого мышления с помощью специальных форм и
методов развития.
Способы развития композиционного
мышления раскрываются через систему упражнений и заданий, главной особенностью
которых является изучение теоретических вопросов и приобретение практических
навыков композиции. Изучение психологических аспектов мышления позволяет
выделить понятие «композиционное мышление», которое направлено на изучение
композиции. Именно процесс такого детского художественного творчества, что
работы Л.С. Выгодский, В. Кузина, Б. Неменский, Т.Я. Шпикалова,
Н.М.Сокольникова.
Для того чтобы сформировать чувство
прекрасного, развить понимание ценности красоты и осмыслить произведения
искусства, необходимо постоянно повышать знания в области развития
композиционного мышления у старшеклассников. Законы композиции не нужно строить,
их нужно искать в законах образования природы и искусства. Композиция присуща
всем видам искусства. Можно отметить два основных композиционных принципа, с
которыми мы постоянно сталкиваемся в искусстве — это симметрия и асимметрия.
Под термином «композиция» мы подразумеваем построение произведения искусства,
его содержание, характер, цель и восприятие.
Работа над композицией строится от
первоначальной концепции до завершения работы через размещение изображения в
пространстве, размере, формате и технике. Все композиционные навыки направлены
на достижение целостности изображения — образные навыки. Но композиционные
навыки разнообразны и имеют разные составляющие: образные составляющие основаны
на чувственном восприятии изображения; образно-логический, требующий анализа
между частями целого изображения; образно эффектно, подразумевают эффектное
воплощение образа в образе.
В современном образовании очень
актуальна проблема композиционного мышления, чувства композиции и гармонии в
восприятии мира. Именно развитие композиционного мышления позволяет ребенку
замечать прекрасное и некрасивое в жизни и искусстве, замечать, а главное,
понимать гармонию окружающего мира.
Одна из важнейших задач современного
учителя изобразительного искусства — развивать у детей тонкость восприятия
окружающего мира, умение творчески переосмысливать его и выражать свое видение
мира, свои переживания в творческой работе на уроках.
Исследования ученых показали, что
формирование личности ребенка происходит достаточно интенсивно и заканчивается
уже к трехлетнему возрасту. Следовательно, в шестилетнем возрасте у детей
достаточно широкий кругозор, и мышление тесно связано с накопленными знаниями.
Ребенок накопил сенсорный опыт и способен решать конкретные зрительные задачи
на практике. Он использует наглядно-активную форму мышления, и, начиная
оперировать образами, ребенок постепенно использует уже наглядно-образное
мышление. Этот период приходится на 1-3 классы, поэтому наступает момент, когда
развитие композиционного мышления актуально и необходимо. Роль мышления в
современной школе все больше возрастает. Это наиболее актуально в новых
образовательных стандартах.
При обучении студента уже необходимо
не только овладеть знаниями, умениями, умениями, овладеть устоявшимися
способами человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к их
реализации. Это означает, что на первый план выдвигается задача формирования
творческого мышления студентов. Из этого мы видим, что на уроках
изобразительного искусства развитие композиционного мышления является
приоритетным и проходит через всю структуру предмета, причем не только в
начальной, но и в средней школе.
Важной частью декоративно-прикладного
искусства является орнамент, преподавание которого рассматривается в данной
работе. Орнамент — базовое явление художественной культуры. В орнаменте
утверждается единство человеческой художественной культуры, объединяющей
прошлое с настоящим. Ничто так ярко не говорит, как украшение об исторической
эпохе, об особенностях породившей ее культуры, ее взаимоотношениях с миром.
Орнамент — одна из важных дисциплин художественного образования на всех
уровнях, при этом в определении феномена орнамента еще есть обозначения,
сводящие его к внешним проявлениям, к прикладной функции.
В настоящее время разрабатываются
новые формы орнамента на основе древнего символического языка с использованием
таких элементов, как точка, линия, пятно и цвет. Древние национальные традиции,
исторический опыт и стилизованный натуральный пластик позволяют создавать
Объект исследования: процесс обучения
школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: методы и приемы
обучения изображению
орнаментальной композиции учащихся на
уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: теоретическое обоснование
и разработка методики обучения созданию орнаментальной композиции школьников на
уроках изобразительного искусства.
В соответствии с поставленной целью были
определены следующие задачи:
— анализ орнаментального искусства;
— выявление особенности обучения школьников
декоративно-прикладному искусству;
— разработка методов и приемов
обучения учащихся изображению орнаментальной композиции;
— проверка эффективности данных методов и
приемов опытным путем в условиях студии дизайна;
Для достижения цели и поставленных
задач исследования использовался следующий комплекс методов:
— теоретических:
— анализ литературы по теме
исследования;
— обобщение теории и педагогического
опыта в области обучения декоративно-прикладному искусству;
— проектирование этапов обучения
созданию орнаментальной композиции, анализ результатов опытного исследования.
— эмпирических:
— наблюдение;
— беседа;
— изучение продуктов творческой
деятельности обучающихся;
— опытная работа.
Методологическая основа исследования:
— психолого-педагогическая концепция
развития личности (Б.М. Неменский, А.В. Петровский, М.В. Гамезо)
— психологические концепции о связи
искусства и воспитания (С.Л. Рубинштейн, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B.
Запорожец)
— теория художественного образования
(А.В. Бакушинский, И.В. Алексеева, И.С. Воронина)
— теория обучения
декоративно-прикладному искусству (С.Е. Игнатьева, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова,
Т.С. Комарова, И.И.Зарецкая,)
Практическая значимость: состоит в
том, что ее материалы могут быть использованы в практике работы учителей изобразительного
искусства, а так же руководителей кружков и внеклассных занятий по формирования
навыков построения орнаментальной композиции школьников средствами
изобразительного искусства.
Структура курсовой работы: введение,
две главы: первая теоретическая, вторая
практическая, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ литературы по орнаментальному
искусству показал, что орнамент на протяжении всей истории является
неотъемлемой частью культуры человека. В нем заключается как утилитарная
функция, повсеместное применение орнамента в быту, так и духовная, орнамент способен
стабилизировать психическое состояние человека и может быть использован в
терапевтических целях.
В современной периодизации психического
развития младший подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет. Данный
этап взросления является самым ответственным, поскольку именно в нём
закладываются социальные установки и ценности, основы нравственности,
формируется отношение к себе и окружающим. В это время происходит становление личности,
подросток ощущает необходимость в самовыражении, самопознании и самоутверждении
себя в обществе. Подростковый возраст является одним из главных периодов
развития саморегуляции деятельности.
Младший подросток готов к новым видам
учебного взаимодействия, его привлекают самостоятельные формы организации
собственной деятельности и выполнения заданий учителя. Все это необходимо учитывать при организации обучения
детей подросткового возраста.
Занятия изобразительного искусства в
школе призваны приобщить детей к искусству и воспитать художественный вкус.
Обучение подростков именно основам орнаментальной композиции способствует не
только эстетическому воспитанию, но и призвано помогать учащимся легче
справляться с новым жизненным этапом. Рисуя орнаменты, ребенок в полной мере
подключает свою фантазию, передает на бумагу все свои эмоции и переживания, тем
самым балансируя своё внутреннее состояние. Так же работа с орнаментом воспитывает
такие качества как: внимательность, аккуратность, усидчивость.
Нами была разработана рабочая
программа по Изобразительному искусству,
в которой младшие подростки знакомятся с основами орнаментального
искусства и учатся самостоятельно создавать свои неповторимые орнаменты.
Результаты исследования показали, что обучение детей подросткового возраста
основам орнаментальной композиции эффективно при условии, что процесс обучения осуществлялся
на основе личностного подхода и применения последовательных этапов обучения, что
подтверждается качественным анализом полученных данных на контрольном этапе
исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. Теоретические основы обучения школьников орнаментальной композиции
1.1 История орнамента
Орнамент — один из древнейших видов
изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе
символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние
декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а
являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы,
порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в
верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на
неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим,
состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба,
треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре
зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор
[4]. Древний
человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира.
Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика —
движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности,
еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались
орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны
украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели
орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как
эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. В трудах
современных исследователей истории появления, бытования и использования
орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали
азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные
закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию,
культуру и мировоззрение древних. …В 1698 году швейцарский математик Якоб
Бернулли произвел над спиралью… хирургическую операцию: разрезал ее пополам,
через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу,
поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон
"Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон
Золотого числа"» [6]. Один из крупнейших чешских исследователей народной
культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает
тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
2) эксплуатационную — она облегчает
пользование предметом;
3) репрезентационную — она
увеличивает впечатление ценности предмета;
4) психическую — она действует на
человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.