Теория и методика обучения изобразительному искусству, специальность- Педагогическое образование Изобразительное искусство и де Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Обучение школьников конструированию объемных фигур из бумаги»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФИГУР ИЗ БУМАГИ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ 6

1.1. Конструирование объемных фигур из бумаги как вид художественного творчества 6

1.2. Особенности обучения конструированию из бумаги школьников разных возрастных групп 10

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ОБЪЕМНЫХ ФИГУР ИЗ БУМАГИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 13

2.1. Виды бумажного конструирования в младших классах 13

2.2. Организация занятий по конструированию объемных фигур из бумаги в младших классах 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Приложение А 39

  

Введение:

 

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение эстетической активности у детей младшего школьного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой эстетической активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы эстетического характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию эстетической активности: — готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют эстетическими действиями. В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития эстетической активности у детей среднего школьного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает трудовая деятельность.

Поэтому трудовая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития эстетической деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.

Проблема исследования: обоснование возможности развития эстетических способностей учащихся во время работы по конструированию объемных фигур из бумаги.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики обучения школьников конструированию объемных фигур из бумаги.

Объект исследования: процесс обучения школьников конструированию объемных фигур из бумаги.

Предмет исследования: методика развития способностей конструирования объемных фигур из бумаги на уроках изобразительного искусства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике школьного образования;

2. Рассмотреть теоретические основы конструирования объемных фигур из бумаги на уроках изобразительного искусства;

3. Выделить методы и приемы развития умений конструирования объемных фигур из бумаги на уроках изобразительного искусства;

4. Разработать и апробировать методы диагностики уровня творческого развития школьников;

5. Экспериментально обосновать использование методики развития творческого мышления учащихся с помощью конструирования объемных фигур из бумаги на уроках изобразительного искусства;

6. Проверить результативность предложенной методики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития творческого мышления учащихся с помощью стилизации природных элементов и разработке соответствующих методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов и родителей.

Теоретическую основу исследования составляют труды А. А. Ануфриева, А. В. Брушлинского, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского,

Н.-Э. Т. Гринявичене, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъякова, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

-наблюдение;

— тестирование;

-беседа с психологом;

— анализ и содержательная интерпретация данных;

— методы математической статистики.

Исследование проходило в три этапа. На первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования и диагностика творческого развития детей. Второй этап включал в себя разработку и апробирование методики развития творческого мышления учащихся с помощью конструирования объемных фигур из бумаги на уроках изобразительного искусства. На третьем этапе проходила итоговая диагностика и подведение итогов.

Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления. Формулируя эту психологическую категорию, необходимо разделять ее с такими смежными и взаимосвязанными понятиями, как гениальность, одаренность, творчество, креативность и творческое мышление, поскольку понимание этих характеристик поможет нам полнее понять суть указанного вопроса.

Одаренность понимается как наличие у человека задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать виды деятельности, связанные с соответствующими способностями. Одаренными являются те дети, у которых проявляются те или иные формы общей или специальной одаренности. Одаренность определяется не только врожденными задатками, но и во многом зависит от окружающей среды и специфики деятельности.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, в которой существенное значение принадлежит воображению, интуиции, неосознанным компонентам умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации. Творчество в своем функционировании комбинирует когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты, имеет процессуальный и личностный аспект.

В настоящее время, как показывает практика, основным средством во многих случаях обучения становится Интернет.

Во-первых, Интернет используется как поисковая система при подготовке к занятиям, как учащихся, так и преподавателя, что ускоряет процесс обучения, экономит время и позволяет охватить большее количество источников. Ярким доказательством тому служит использование электронных библиотек с возможностью быстрого доступа к большому количеству справочного материала, обращение к ним как к источнику дидактической и учебно-методической базы для ее дальнейшей обработки учащимися или переработки преподавателем.

Во-вторых, Интернет расширяет возможности коммуникации между преподавателем, учащимися и менеджментом учебного заведения. On-line или off-line общение на тематических форумах и в чатах создает среду для формирования и развития основных речевых навыков как основы коммуникативной компетенции.

Главная задача учителя – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что работа с бумагой присуща всем видам изобразительного искусства. На занятиях ученики знакомятся с особенностями использования бумаги, создают декоративные элементы, применяют полученные знания, выполняют композицию из декоративных элементов. Основным содержанием занятий по развитию умения работать с бумагой является развитие умений упрощать, освобождать от несущественных деталей.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФИГУР ИЗ БУМАГИ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

1.1. Конструирование объемных фигур из бумаги как вид художественного творчества

На современном этапе становления теории и практики детского конструктивного творчества особое значение приобретает обеспечение условий для реализации детьми собственных замыслов в работе с бумагой. При этом очень важно, чтобы знания и умения, полученные младшими школьниками на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги, активно ими использовались и интерпретировались в ходе создания выразительных образов. Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).

В современной школе конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности младшего школьника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности.

И в этом случае конструирование и моделирование из бумаги является одним из эффективных средств активизации творчества младших школьников, поскольку они способствуют формированию множества конструктивно-пластических умений, необходимых для овладения другими видами творчества. При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Именно этот аспект — «вносить новый элемент» -очень часто практиками остается неактуализированным.

В решении проблемы развития конструктивного творчества на сегодняшний день можно выделить два направления. Первое связано с тем, что педагоги уделяют внимание только обучению элементарным способам получения поделок из бумаги. Более сложные приемы детям в младшем школьном возрасте освоить не предлагают, считая их неготовыми и неспособными усваивать многоэтапность изготовления этих поделок. Второе характеризуется тем, что, обучая детей некоторым техническим приемам изготовления поделок из бумаги, педагоги не устанавливают взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям младшего школьного возраста. Поэтому ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов творчества, что в целом обедняет как содержательную сторону создаваемых образов, так и их выразительность.

Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами.

Занятия по моделированию и конструированию из бумаги не требуют особых приспособлений, специального оборудованного рабочего места. Достаточно листов бумаги и минимума инструментов, которые есть у каждого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, клей). А фигурки оригами и вовсе можно складывать где угодно, в любой ситуации – ведь необходимы лишь руки да лист бумаги.

В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для работы, связанной со складыванием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага – применяются для изготовления различных конструкций.

Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребенок сумеет выполнить самые разнообразные изделия — игрушки, сувениры, плоскостные и объемные композиции.

Конструирование и моделирование из бумаги, с одной стороны, дает много свободы: отдельные детали любой формы можно вырезать, но с другой — это добавляет сложности: необходимо четко представлять окончательный результат. Поэтому в процессе обучения дошкольников обычно используют готовые лекала деталей растений, животных и т. д.

Каждая из известных техник конструирования и моделирования из бумаги может использоваться в работе с младшими школьниками. Так, например, на занятиях оригами дети учатся складывать из квадратного листа бумаги простейшие фигурки птиц и животных, кораблики, домики, машинки, цветы и много других интересных поделок. Из них можно составлять различные композиции, совмещая детали бумагопластики и оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага») – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Именно там, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами — искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством. Оригами – прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.

В Японии известно несколько форм оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы