Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Обучение правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.Научно-теоретическое исследование проблемы 5
1.1. Основные понятия 5
1.2. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет 10
1.3. Цели и задачи в детском саду 13
1.4. Методика работы 18
Выводы по 1 главе 23
2. Исследование особенностей развития 26
2.1. Анализ педагогических диагностик, направленных на исследование 26
2.2. Результаты исследования 29
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список литературы 38

  

Введение:

 

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется необходимостью осуществления формирования корректного звукопроизношения у детей 3-4 лет, так как в последние годы существенно увеличилось количество детей с различными нарушениями произношения. В результате, и родители, и педагоги обеспокоены существующей ситуацией, так как около половины детей имеют многочисленные нарушения звукопроизношения. 90% детей в возрасте 3-4 лет не имеют физиологических нарушений речевого аппарата. Между тем можно отметить недостаточный уровень сформированности звукопроизношения, который способствует задержке психического, а также речевого развития ребенка. Дети, которые не умеют различать и выделять звуки на слух, а также корректно их произносить, в дальнейшем испытывают некоторые трудности в процессе овладения навыками чтения и письма.
Рассматриваемый возраст является сензитивным периодом дошкольного детства для осуществления формирования основ корректного звукопроизношения в силу особенностей психофизиологического развития, определяющего высокую гибкость нервной системы, повышенный уровень подражательности, особую восприимчивость к звуковой стороне языка. В силу этого, диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция – это важная и необходимая составляющая для младшего дошкольного возраста.
В соответствии ФГОС ДО осуществление развития правильного звукопроизношения является важнейшей задачей, которая предполагает воспитание у детей чистого и ясного произношения звуков в словах, корректного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, а также выразительности детской речи.
Отметим, что актуальность рассматриваемой темы определяется недостаточным вниманием к педагогической практике развития звукопроизношения. Разработанные программы в недостаточной степени учитывают особенности младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения. В результате существует необходимость в широкой педагогической практике программ формирования развития правильного звукопроизношения у дошкольников в возрасте 3-4 лет.
Объект исследования: формирование звукопроизношения у детей 3-4 лет
Предмет исследования: обучение правильному звукопроизношению
Цель исследования: изучить особенности обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста
Основные задачи исследования:
— рассмотреть основные понятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
— охарактеризовать возрастные особенности развития детей 3-4 лет;
— определить цели и задачи процесса формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста в детском саду;
— охарактеризовать методику работы по обучению правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста;
— провести анализ педагогических диагностик, направленных на исследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
— проанализировать результаты исследования звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Методы исследования. В работе применен теоретический анализ и обобщение научных материалов, а также педагогическая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования корректного звукопроизношения у детей в возрасте 3-4 лет, применено также педагогическое проектирование в рамках разработки рекомендаций по совершенствованию обучения правильному звукопроизношению у детей младшего дошкольного возраста.
Структура работа определяется поставленными задачами и включает в себя ведение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Звуковое произношение — это способность правильно воспроизводить звуки родного языка. ФГОС ДО рассматривает развитие звуковой культуры речи как одну из важнейших задач, включающую в себя воспитание у детей четкого и ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, культивирования четкого произношения, выразительности детской речи , В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются программы: «Радуга», «Развитие», «Детство» и т. д. Но они не учитывают особенности речевого развития современных детей, их отставание в развитии навыков правильного звучания. произношение, недостаточное формирование артикуляционного аппарата. Преподаватель должен знать и понимать не только индивидуальные личностные характеристики своих учеников, но и особенности общего развития речи, в частности, звуковое произношение.
Важно уметь анализировать и оценивать образовательные программы с точки зрения их влияния на формирование правильного произношения звука, включая, при необходимости, в учебном процессе дополнительные образовательные модули, способствующие улучшению звуковой культуры речи.
Для формирования звукового произношения активно работают три группы методов — визуальный, словесный и практический. Техника игры также важна для воспитания правильного звукового произношения в младшем дошкольном возрасте. Для решения проблем формирования здоровой культуры речи используются фронтальные, групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы, которые используются на занятиях, в режимные моменты, в свободной и совместной деятельности.
Обучение звуковому произношению проводится поэтапно. На первом этапе речевой аппарат подготавливается к овладению звуками. На втором этапе формируются звуки речи. Этап III способствует консолидации и автоматизации звуков. На последнем этапе проводится дифференциация смешанных звуков. Наиболее подходящими методами для работы с детьми младшего дошкольного возраста являются игры: использование элементов мобильной игры, неожиданных моментов и ожиданий; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение произведений искусства с ономатопеей; использование визуального материала.
В младшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для начала успешного овладения звуковой стороной русского языка, соответствующего развития коры головного мозга, фонематического речевого восприятия и речевого аппарата; высокая пластичность нервной системы, повышенная имитация; особая восприимчивость к здоровой стороне языка; любовь детей к звукам речи.
Следующие принципы наиболее актуальны для развития правильного звукового произношения детей младшего дошкольного возраста: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; взаимосвязь всех аспектов речевого развития детей; обогащение мотивации речевой деятельности; обеспечить активную речевую практику.
Для дальнейшего развития звуковой культуры детской речи, а также для коррекции и предотвращения нарушений звукового произношения мы подготовили развивающую программу. Ее цель: выработать правильное звуковое произношение младших дошкольников: слуховое восприятие, артикуляторные моторные навыки, фонематический слух, правильное звуковое произношение.
Ожидаемый результат: у детей повысится общий уровень развития и отдельных компонентов. В результате использования упражнений для развития мелкой моторики активизируется развитие звукового произношения детей. Будут созданы условия для организации развивающей среды, способствующей созданию потребности в речи у детей младшего возраста дошкольного возраста, стимулированию речевого развития. Родители будут компетентны в вопросах развития речи и будут помогать и поддерживать детей в развитии правильного произношения звука.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.Научно-теоретическое исследование проблемы
1.1. Основные понятия

Речь — это тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс формирования речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальной среды, пола ребенка (считается, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки), психологического контакта с матерью, физиологического развития, функции мозга и т. д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в развитии речи [13, c.42].
Если ребенок в 1 год не говорит ни слова, или к 2 годам он говорит только отдельные слова, и его очень трудно понять, тогда родители в большинстве случаев предпочитают ждать.
Конечно, для некоторых детей речевое развитие только немного запаздывает, и к 3-4 годам уже соответствует возрастной норме. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью начать своевременную помощь.
Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены хромосомные локусы, отвечающие за нарушения речи у детей. Однако в некоторых случаях основной причиной является остаточное органическое повреждение головного мозга во время родов или развития плода (гипоксия, травма, инфекция).
Задержка речевого развития у ребенка является отставанием от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3,5 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают речевыми навыками так же, как и другие дети, но возрастной диапазон значительно изменился [16, c.510].
Родившийся ребенок не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть только способность в определенный период своего развития усваивать нормы и правила языка, на котором говорят окружающие. Это языковая способность ребенка, реализуемая через общение со взрослыми через имитацию слышимой речи ребенка. В то же время речевое мышление ребенка формирует бессознательные языковые обобщения. В результате ребенок осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.
Речь ребенка — это не простое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором речь рождается как средство общения, средство обучения и средство регулирования его и других действий. Если по какой-либо причине подражательная или лингвистически-вербальная деятельность не сформировалась вовремя, то в будущем ребенок недоразвит в речи различной степени выраженности. Также развитие познавательных процессов у ребенка зависит от развития речи: памяти, мышления, воображения, внимания. Задержка в скорости развития речи, обусловленная снижением мотивации общения, может быть быстро и полностью исправлена [17, c.714].
В возрасте 3-4 лет дети могут составлять предложения, состоящие из предмета, предиката и дополнений («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносятся неправильно и в возрасте 4 лет ребенок не может произносить предложения.
Не стоит недооценивать роль речевой функции в формировании ребенка. Нарушение речевого развития может привести к ряду побочных эффектов. Если речевые функции ребенка недостаточны, общение ребенка ограничено, объем получаемой информации уменьшается, затрагиваются межличностные отношения и эмоциональная сфера, и в будущем могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
Речь является одной из наиболее важных форм общения между людьми, использующими язык. Это психофизиологический процесс, основанный на взаимодействии слухового, зрительного, тактильного и двигательного анализаторов. С их помощью происходит определение и формирование речевых сигналов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы