Курсовая с практикой на тему Обучение пересказу на уроках русского языка в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1. Пересказ как средство развития речи 6
1.2. Цели и содержание работы по обучению пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи 12
1.3. Методы и приемы работы по обучению пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи 15
1.4. Особенности учеников с тяжелыми нарушениями речи, влияющие на их обучение пересказу на уроках русского языка в начальных классах 19
Выводы по 1 главе 22
Глава II. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 24
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения работы над обучением пересказу на уроках русского языка в начальных классах 24
2.2. Анализ практического опыта работы учителей по обучению пересказа на уроках русского языка в начальных классах 24
Выводы по 2 главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что речь занимает одно из важнейших мест в нашей жизни. Используя её, мы способны передать свои мысли, чувства, эмоции собеседнику. Если же имеются определенные проблемы с речью, то это может привести к неполноценной коммуникации в обществе. Детям с тяжелыми нарушениями речи сложнее всего влиться в общество, так как их особенность не позволяет полноценно в нем существовать.
Такие особенности речевого развития существенно влияют не только на формирования личности, то и на психические процессы, которые и без того могут осложняться внешними факторами. Поэтому данная категория детей нуждается в целенаправленной коррекционно-логопедической работе.
Умение самостоятельно составлять рассказ, по мнению М. Ф. Фомичевой, определяет в речевом развитии ребенка качественный переход на новый уровень, связанный с развитием монологической речи. Данный уровень предоставляет дошкольнику возможность осуществить успешный переход к новому виду деятельности – учебной деятельности. В этом плане речемыслительной деятельности ребенок претерпевает скачок в своем развитии.
Связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая выступает в качестве основы личностного развития ребенка, оказывая воздействие на коммуникативные навыки ребенка и процесс его социализации, определяя уровень его речевого и умственного развития. В свою очередь развитая связная монологическая речь является критерием успешного освоения школьного обучения, так как в зависимости от умения оформлять связанность высказывания собственных мыслей зависит овладение ребенком программы обучения начальных классов.
Следует отметить тот факт, что уже в младшем школьном возрасте дети могут выстроить внутренний план речевого высказывания, определить цель и выбрать необходимые языковые средства. Школьники могут безошибочно выявить семантическую или смысловую доминанту высказывания, представить свое повествование в форме логически законченной мысли. В этом случае их самостоятельное построение рассказа является законченным и логически выверенным.
Рассказы детей могут быть своеобразными, самобытными, творчески оформленными. Большая роль в построении рассказа отводится выбору младшими школьниками выразительных языковых средств, дети могут легко дифференцировать их по способу употребления в определенной стилистике. Это обуславливает формирование умений и выработку навыка построения связного высказывания в целом.
Объектом исследования являются особенности обучения пересказу на уроках русского языка в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – методики обучения пересказу на уроках русского языка в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Целью исследования является выявление условий, необходимых для эффективного обучения пересказу на уроках русского языка в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— выявить особенности детей с тяжелыми нарушениями речи;
— определить цели и содержание работы по обучению пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
— рассмотреть методы и приемы работы по обучению пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
— выявить особенности учеников с тяжелыми нарушениями речи, влияющие на их обучение пересказу на уроках русского языка в начальных классах;
— провести анализ учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения работы над обучением пересказу на уроках русского языка в начальных классах;
— провести анализ практического опыта работы учителей по обучению пересказа на уроках русского языка в начальных классах.
Особенности структуры работы. Выбор структуры работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью исследования. Работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение
Заключение:
Обучение пересказу детей с ТНР будет эффективнее лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания учителя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес. Когда учащиеся не только слушают рассказы, сказки, но и сами воспроизводят их в собственной речи, воздействие художественных произведений на их личность, на их речевые развития усиливаются.
Прежде всего, учитель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводится беседа, основное значение которой — выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.
Опираясь на структурные элементы урока по обучению пересказу, мы еще раз подчеркиваем основные приемы работы (при подготовке к восприятию обращение к опыту ребенка, предупреждение учащихся о том, над каким видом пересказа будем работать, анализ текста и словарная работа, отработка выразительного чтения, деление текста на части и составление плана, черновой вариант текста).
Фрагмент текста работы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Пересказ как средство развития речи
На уроках пересказа дети знакомятся с речью, запоминают эмоциональные и образные слова и предложения, учатся говорить на живом родном языке. Высокий художественный уровень произведений, предназначенных для рассказа, целостность формы композиции и языка учат ребенка строить историю ясным и последовательным образом, не увлекаясь деталями и не упуская основных вещей, то есть развивать свои разговорные навыки.
Роль пересказа была высоко оценена в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы преподавания пересказа для дошкольников раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают важность пересказа для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, для развития речи. [21, с.23]
Изучением формирования связной речи занимались многие ученые: В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ф. А. Рау, Н. А. Никашина, Т. А.Ткаченко.
В. П. Глухов, наряду с другими авторами, предложил реализовывать систему обучения пересказу в ходе ряда этапов путем использования таких форм работы, как составление фраз на основе зрительного восприятия, отраженное воспроизведение прослушанного текста, рассказывание с элементами творчества. Эти формы обучения пересказу помогают детям развивать свое собственное воображение, придумывая сюжет истории, ее начало или конец и делая выводы и заключения.