Курсовая с практикой на тему Обучение пересказу как одному из речевых умений говорения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
формирования навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся
начальной школы посредством пересказа. 5
1.1. Обучение говорению как виду
речевой деятельности. 5
1.2 Пересказ как разновидность устной
речевой деятельности. 10
1.3 Опоры как средство обучения
пересказу. 14
Глава 2. Экспериментальная работа по
обучению пересказу как одному из речевых умений говорения. 17
2.1. Диагностика уровня сформированности
навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся начальной школы.. 17
2.2. Содержание работы по формированию навыков
говорения на уроках иностранного языка у учащихся начальной школы посредством
пересказа. 22
2.3. Анализ результатов экспериментальной
работы.. 28
Заключение. 31
Список литературы. 33
Введение:
Пересказ – это связное выразительное
воспроизведение прослушанного художественного произведения. Своеобразным
стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются эмоции детей. Живость
эмоций повышает внимание детей, вследствие чего, активизируются все процессы
речи.
Пересказ – это также творческий процесс.
Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно
передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения.
В практике обучения любому иностранному
языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать
самостоятельное выражение своей мысли, состоящее из нескольких
последовательных, связанных между собой фраз. Очень часто высказывания учащихся
представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо
хронологическое перечисление каких-то действий. Говорение в монологической
форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на
иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, с
определением содержания и формы его изложения. Поэтому предлагается широкое
использование опор.
Еще одна проблема при обучении
самостоятельному высказыванию состоит в том, что очень часто учащиеся
традиционно усваивают речевые формы и содержание высказывания в виде заданного
текста. Различные упражнения, связанные с воспроизведением текста, недостаточно
способствуют формированию у них самостоятельности и инициативности в процессе
речевой деятельности. В результате они привыкают пересказывать текст, а не
выражать собственные мысли на иностранном языке.
Решение данной проблемы состоит в обучении
школьников рациональным приемам организации материала и использовании речевых
опор, постепенное снятие которых рассматривается как способ повышения
самостоятельности иноязычного высказывания.
Исходя из этого тема нашей работы:
«Обучение пересказу как одному из речевых умений говорения».
Цель работы:
является разработка комплекса упражнений направленных на формирование
коммуникативных умений говорения посредством пересказа.
Объект исследования
– процесс обучения говорению на иностранном языке в младшей школе.
Предмет исследования
– формирование умений говорения на иностранном языке в младшей школе
посредством пересказа.
Гипотеза
исследования:
процесс формирования навыков говорения будет более эффективным, если на уроках
иностранного языка использовать упражнения, направленные на формирование
коммуникативных умений говорения посредством пересказа.
В соответствии с целью, объектом,
предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности обучения
говорению как виду речевой деятельности.
2. Рассмотреть пересказ как разновидность
устной речевой деятельности.
3. Раскрыть особенности использования опор
как средство обучения пересказу.
4. Изучить уровень сформированности
навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся начальной школы.
5. Разработать содержание работы по
формированию навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся
начальной школы посредством пересказа.
6. Проанализировать результаты
экспериментальной работы.
В ходе исследования нами были использованы
следующие методы: теоретический анализ методической и
психолого-педагогической литературы по развитию умений говорения в младшей
школе; обобщение педагогического опыта по обучению и развитию умений говорения;
проведение опытно-экспериментальной работы, обработка результатов эксперимента.
Заключение:
Говорение как вид речевой деятельности в
первую очередь опирается на язык как средство общения. Целью обучения говорению
на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков,
которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на
уровне общепринятого бытового общения. Навыки говорения, как и любые другие
навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать
специальные упражнения и задания.
Пересказ текстов является одним из
наиболее доступных и эффективных форм работы, способствующих развитию речи
учащихся, пополнению их словарного запаса. Учитель при выборе текста для
пересказа должен учитывать тематику и содержание текста, доступность, четкость
и последовательность текста. Работа с текстами происходит на 3 этапах:
предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Работа на данных этапах может быть
организована в разных формах: индивидуально, в парах и в группах. Это
способствует развитию умения работать как самостоятельно, так и в коллективе,
справляться с заданиями разного уровня. Текст как образец достаточно полно
очерчивает речевую ситуацию и способствует порождению речевых высказываний
учащихся с частичным или полным видоизменением исходного текста с помощью
речевых установок и упражнений, показывает логику построения. Грамотно
отобранные тексты имеют высшую степень информативности и предопределяют
содержательную ценность речевых высказываний учащихся, дают хорошую языковую и
речевую опору. Таким образом, пересказ текста – это необходимый вид
деятельности при обучении говорению.
Согласно требованиям к результатам
изучения английского языка, представленным в стандарте второго поколения
начального общего образования, коммуникативная сфера предусматривает умение
пересказывать услышанный или прочитанный текст по опорам или без опор.
Практика показывает, что пересказ – это
сложный вид речевой деятельности, особенно для младшего школьного возраста.
В работе представлен анализ УМК
Биболетовой М. З. «Enjoy English», который был проведен, чтобы определить, как
авторы предлагают организовать обучение пересказу. Он показал, что
рассмотренный УМК содержит недостаточное количество текстов подлежащих пересказу.
Это позволило подобрать дополнительные тексты для обучения пересказу, с учетом
требований. Кроме этого, в работе предложена тематическая подборка опор для
пересказа текстов.
Для того, чтобы составить подборку, были
рассмотрены разные варианты классификации опор. За основу была взята
классификация Е. И. Пассова. Поскольку у детей младшего школьного возраста
преобладает наглядно- образное мышление, в подборке представлены содержательно-
вербальные и содержательно- невербальные опоры, такие как схема, ключевые
слова, тексты с картинками вместо слов, тексты со словами на русском языке,
предложения с пропущенными словами и т.д. Опоры по своему характеру
разнообразны и выполняют разные функции:
основная из них — непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого
высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Они создают смысловую основу высказывания; влияют на его содержание, объем,
структуру, языковые и речевые средства, которые использует учащийся; учат
логично и полно излагать мысли; снимают психологические трудности, напряжение;
мотивируют учащегося к говорению и т.д. Широкое использование опор при обучении
способствует повышению эффективности процесса овладения иностранным языком в
целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка у учащихся
начальной школы посредством пересказа 1.1. Обучение говорению
как виду речевой деятельности Понятие речевой деятельности характеризует
процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, предполагающий, с одной
стороны, образование и формулирование мыслей с применением языковых средств, и
восприятие и понимание языковых конструкций с другой стороны [14].
Речевая деятельность имеет следующие
основные виды: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Говорение, или экспрессивная речь, —
сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием,
устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль как отражение в
сознании человека связей и отношений реального мира [11].
Предметом говорения является мысль,
которая отражает в сознании человека его отношение к явлениям реального мира.
Этот предмет обусловливает цель говорения – выражение мысли и отношения к
окружающей действительности. Посредством говорения учащийся удовлетворяет свою
коммуникативно-познавательную потребность, поскольку говорение есть
речетворчество, проявляющееся в уникальности и самобытности говорящего.
Интерпретации термина «говорение» сходны у
многих методистов и лингвистов. Так, Е.И. Пассов говорит, что говорение есть
продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется
устное общение [19].
Иными словами, процесс говорения
претерпевает сложный психофизиологический процесс, прежде чем стать логически
оформленной фразой, предложением или развернутым вербальным сообщением.
Говорение как вид речевой деятельности
обладает следующими характеристиками:
1. Мотивированность – говорение всегда
мотивированно. В методике обучения иностранному языку это называется
коммуникативной мотивацией, в которой принято выделять а) коммуникативную
мотивацию, то есть, природная потребность человека в общении и б) ситуативная
мотивация, то есть, потребность в совершении конкретного речевого акта.
2. Целенаправленность – говорение всегда
целенаправленно, так как любое высказывание преследует определенную цель:
убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или разгневать,
поддержать его мнение или доказать, что его мнение неверно. Вышесказанное
подтверждается мыслью Г.В. Рогова о том, что целенаправленность – это
направление деятельности на достижение определенного конечного результата, цели
[10].
3. Активность – говорение есть процесс
активный, поскольку говорящий передает своё отношение к окружающему миру.
Интересно отметить, как Л.А. Карпенко трактует это понятие, отмечая, что
активность есть «причинность причины». Активность проявляется не только тогда,
когда человек говорит, но и когда слушает собеседника, другими словами, это его
внутренняя активность. Активность также проявляется в реакции на слова
собеседника и планировании своей реплики [13].
4. Ситуативность – ситуативность говорения
проявляется в выборе речевых единиц, подходящих к контексту коммуникативной
ситуации. С.И. Ожегов определяет ситуативность, как сущность, ограниченную
определенными условиями, которая ставит рамки в иноязычном общении и является
силой речевого акта [22].
5. Связь с личностью – такие компоненты
личности как интересы, моральные качества, интеллектуальные и эмоциональные
свойства, темперамент, опыт проявляются в речевой деятельности. Например,
интересы и интеллект определяют содержательный аспект беседы, а эмоции и
темперамент определяют её выразительность.
Целью обучения говорению является развитие
у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами
осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Это означает,
что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:
– общаться в условиях непосредственного
общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные
высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций,
обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;