Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку

Курсовая с практикой на тему Обучение написанию сочинения по картине в 5-8 классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………..
5
1.1. Понятие сочинение………………………………………………………… 5
1.2. Виды сочинений…………………………………………………………… 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА………………………………………………..
12
2.1. Методика проведения сочинений на уроках русского языка…………… 12
2.2 Анализ опыта учителей……………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 39

  

Введение:

 

Обучение развитию речи — один из важных разделов методики преподавания русского языка. Сочинение — это основное упражнение по развитию речи. Но в настоящее время возникло большое количество проблем, связанных с проведением их в школе. Это, во-первых, организация мотивации на речевую деятельность. Многие учителя игнорируют этот вопрос, в результате учащиеся отрицательно относятся к написанию сочинений. Это приводит к шаблонным работам, неумению выразить свои мысли, отношение к чему-либо и т.д.
Подготовительная работа к упражнениям, развивающим речь, также имеет проблемы. Так, например, коллективная работа над планом к сочинению, с одной стороны, приводит к шаблонности работ, неумению работать самостоятельно, но с другой — облегчает работу учителя, учащиеся учатся правильно раскрывать тему. К этому вопросу относится и пересказ (изложение) сильных учеников перед написанием работ. Многие методисты настоящего времени выступают против этого приема традиционной методики. Темы сочинений также вызывают споры. В настоящее время учителя, работающие по альтернативным программам, используют необычные темы, например, при написании сочинений — миниатюр («Я — консервная банка», «В пустоте»).
Частота проведения сочинений тоже вызывает споры. Традиционная методика предполагает проведение письменных сочинений и изложений намного реже, чем устных, и характер они носят контрольный. Современные методисты считают, что эффективным является проведение 5 — 10 минутных письменных работ практически на каждом уроке русского языка. Проблемы возникают и на уроке анализа детских работ.
В нашей работе делается попытка анализа и решения указанных проблем. Ясно, что традиционная методика требует изменений, поэтому анализ методических источников и опыт современных учителей, а также новые тенденции в развитии методики преподавания русского языка будет способствовать методическому решению возникающих проблем.
Объект исследования — это развитие письменной речи.
Предмет исследования — это методика работы над сочинением на уроках русского языка в школе.
Цель исследования — это определение места сочинения в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ обучения для создания системы развития письменной речи.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить и проанализировать опыт современных учителей.
3. Выявить проблемы, возникающие в методике проведения сочинений и представить возможные пути их решения.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения системы развития письменной речи учащихся. При написании исследования мы опирались на работы следующих ученых в области методики преподавания русского языка и развития речи учащихся: Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Е. И. Никитиной.
Методы исследования: изучение и анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс уроков развития речи может быть включен в систему уроков литературного чтения с целью обучения сочинениям и формирования речевых умений учащихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, как показал теоретический анализ научной литературы, сочинение представляет собой самостоятельное изложение детьми собственных мыслей, эмоции, суждений, с целью сообщить об этом другим. Изучением связной речи при написании сочинений занимались ученые Л. А. Ходякова, Т.А Ладыженская, А. Д. Алферова, Т.Ф. Ефремова и другие.
В сочинении раскрывается тема, происходит сбор и систематизация материала, составление плана и его корректировка. Процесс написания сочинения достаточно сложный, поскольку требует от детей формулировки своей мысли. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии — все эти действия, который требует от ученика интеллектуального напряжения, развивают воображение, творчество.
Работа над сочинением включает в себя такие этапы как: накопление материала, отбор материала согласно теме и замысла ее раскрытия, систематизация материала, и речевое оформление сочинения, исправление ошибок школьниками, проверка.
Важным этапом в работе над сочинением является последовательная проверка всей работы. Основной задачей педагога является формирование у школьников навыков проверки и редактирования собственных текстов. Однако, молодые педагоги в связи с неопытностью недостаточно уделяют этому внимания. В связи с этим учащиеся могут не обращать внимания на ошибки, видеть их и своевременно исправлять.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1 Понятие о сочинении
Понятие «школьное сочинение» в наши дни рассматривается с нескольких позиций.
В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова дается такое определение: «Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование – это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка» [Ушакова, 2013, с. 310].
А.А. Упоров формулирует это понятие несколько иначе. Сочинение – это: «самостоятельная школьная работа, которая представляет собой письменное изложение учеников собственных мыслей на определенную тематику» [Упоров, 2016, с.67]. Автор считает, что сочинение – это именно самостоятельная работа, которая развивает творческие способности обучающихся.
По мнению Ю.И. Равенский сочинение это «один из видов работ, который предполагает продуманное изложение собственных мыслей, суждений по теме произведения» [Равенский, 2014, с. 50]. Сочинения, по ее мнению, являются главным фактором в общей системе обучения.
Далее, Л.А. Ходякова сочинение называет просто работой. Данное определение несколько сужено, в связи с ограничением материала, по 8 которому возможна работа по сочинению. Так, автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, согласно методике русского языка и практики, материалом сочинений может быть эпизод из собственной жизни, жизни другого человека, посещение выставки и другие [Ходякова, 2008, с. 45].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы