Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Обучение морфемике и словообразованию на уроках русского языка в 5-6 классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ 6
1.1. Понятие о морфемике и словообразовании 6
1.2 Анализ учебника Баранова 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ НА УРОКАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 13
2.1 Система работы по изучению морфемики 13
2.2 Система работы по изучению словообразования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Изучение состава слова, как известно, тесно связано с изучением способов словообразования, словообразовательных средств и в целом словообразования. Можно утверждать, что умение учащегося правильно поделить слово на морфемы, иначе говоря, осуществить правильное членение слова по составу, — это предпосылка освоения им принципов словообразования. Словообразовательный анализ дополняет морфемный. Неслучайно разделы «Морфемика (состав слова)» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка как в начальной, так и в средней школе часто изучаются в их соотношении.
Следует отметить, что оба указанных раздела в свою очередь тесно связаны с таким разделом, как «Лексикология», поскольку наглядно демонстрируют системные отношения в языке, помогают осознать связь того или иного слова с однокоренными и одноструктурными лексемами, другими словами, на практике демонстрируют структурно-семантические связи слов, способствуют при этом обогащению лексикона учащихся. Полученные знания о специфике образования слов разных частей речи дают возможность учащимся понять характер пополнения языка новыми словами, понимание же семантики приставок и суффиксов способствует развитию умения употреблять слова в речи с учетом значения входящих в них аффиксов. Общеизвестно также, что осознанное понимание учащимися морфемной структуры слова является надежным подспорьем для усвоения значительной части орфограмм.
Вместе с тем как морфемика, так и словообразование, по сравнению с изучением фонетики, морфологии, синтаксиса, изучаются в средней школе в значительно меньшем объеме. При этом предполагается, что значительную часть понятий морфемики учащиеся должны были уже усвоить в начальной школе, хотя часто речь идет о таких сложных, абстрактных понятиях, как, например, морфема, типы морфем, основа слова.
Таким образом, изучение морфемики в школьном курсе русского языка должно базироваться в первую очередь на таких принципах, как принцип системности, принцип синхронности, принцип структурно-семантический, принцип функциональности, принцип экстралингвальной связи слова. Также изучение «Морфемики», как и рассмотрение других разделов науки о языке, должно, как известно, способствовать формированию у учащихся таких компетенций, как коммуникативная компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция и культуроведческая компетенция.
Названные принципы и компетенции реализуются и формируются в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку, предполагающего предъявление материала не только в форме знаний, но и в деятельностной форме.
Цель нашей курсовой работы – изучить специфику обучения школьников морфемике и словообразованию на уроках русского языка в 5-6 классах.
Задачи работы:
1. проанализировать, как отражены темы по морфемике и словообразованию в УМК под редакцией М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
2. рассмотреть систему работы на уроках по изучению морфемике;
3. рассмотреть систему работы на уроках по изучению словообразования;
4. Разработать урок по обучению словообразованию в 6 классе.
Объект исследования – морфемика и словообразование в школьном курсе русского языка, а предмет исследования – процесс обучения морфемике и словообразованию в 5-6 классах.
Актуальность темы исследования заключается, во-первых, в трудности темы «Словообразование». В лингвистической науке есть немало нерешенных вопросов: об аффиксоидах (-вед, -вод, полу-), нулевых аффиксах (синь, высь), унификсах (ва-банк, детвора), постфиксах (-то, -либо, -ся), статусе отдельных морфем (суффиксы причастий и деепричастий могут считаться словообразовательными или формообразовательными в зависимости от понимания причастий и деепричастий как самостоятельных частей речи или глагольных форм), членимости отдельных слов (богат-ый или бог-ат-ый)и т.д.
Во-вторых, актуальность исследования объясняется тем, что тема «Словообразование» освещена в школьных учебниках недостаточно, часто рассматривается фрагментарно в рамках других тем — «Морфемика», «Орфография», «Морфология». Также данные разделы представлены учащимся в тестах ОГЭ и ЕГЭ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Знания учащихся о языке и речи формируются в результате изучения всех сторон языка (фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм — устной и письменной, норм литературного языка. В результате у школьников вырабатывается сознательное пользование языком в собственной речи, закладывается основа для самоконтроля при применении языка как средства общения.
Базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков служат лингвистические знания. В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке.
Идея синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой реализована в учебниках русского языка под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Особенностью курса русского языка является функционально-семантическая направленность. Внимание обращается в первую очередь на изучение разнообразных языковых значений, передаваемых морфемами, словами, словоформами, а также более сложными синтаксическими образованиями. Центральным разделом, при изучении которого у школьников вырабатывается способность осознавать семантическую сторону изучаемого явления и его функциональную роль в языке и речи, формируются навыки функционально-семантического анализа изучаемых единиц, является «Морфемика и словообразование».
Целенаправленно раздел «Морфемика и словообразование» изучается в 5 и 6 классах, именно в этот период дается общее представление о словообразовательной системе русского языка, школьники осваивают принципы морфемного и словообразовательного анализа. На этом этапе формируется представление о слове как о системе языковых значений, передающихся с помощью морфем.
Важным для методики обучения морфемике и словообразованию в 5 классе является осознание учащимися того, что морфемный разбор слова — это совокупность семантического, словообразовательного и формообразовательного анализа. Объектом морфемно-словообразовательного анализа наряду со словами являются морфемные модели.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

1.1. Понятие о морфемике и словообразовании
Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики — морфема. Морфема — это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
В курсе лексикологии изучаются слова — грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.
Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).
Ещё одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определённой части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:
Чередования гласных:
о / Ø (ноль звука, беглый гласный): сон — сна,
е / Ø: день — дня,
е / о: бреду — бродить,
о / а: смотреть — посматривать,
е / о / Ø / и: соберу — сбор — собрать — собирать
о / у / ы: сох — сухой — высыхать.
Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.
Чередования согласных:
парный твёрдый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к’]е,
г / ж: нога — ножка,
к / ч: рука — ручка
х / ш: муха — мушка,
д / ж: водить — вожу,
т / ч: крутить — кручу,
з / ж: возить — вожу,
с / ш: носить — ношу,
б / бл: любить — люблю,
п / пл: купить — куплю,
в / вл: ловить — ловлю,
ф / фл: графить — графлю,
м / мл: кормить — кормлю.
Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
а(я) / им: снять — снимать,
а(я) / ин: жать — пожинать,
и / ой: бить — бой,
е / ой: петь — пой.
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие(окончание и формообразующий суффикс).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы