Методика обучения математике с основами математики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Обучение младших школьников с умственной отсталостью табличному умножению и делению

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения математики в школе VIII вида 6
1.1. Цель и задачи обучения математике в школе VIII вида 6
1.2. Принципы построения учебной программы по математике для коррекционной школы 11
1.3. Особенности обучения умножению и делению детей в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида 18
2. Практические аспекты обучения умножению и делению детей в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида 22
2.1. Разработка заданий и упражнений по обучения умножению и делению детей в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида 22
2.2. Разработка конспекта урока по обучению умножению и делению детей в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида 28
Заключение 32
Список литературы 34

 

  

Введение:

 

В соответствии с современной научной концепцией начальное образование является частью системы среднего образования и в то же время своеобразной самостоятельной ступенью обучения. Новое содержание начального математического образования сориентировано, главным образом, на формирование культуры и самостоятельности мышления младших школьников, элементов учебной деятельности средствами и методами математики. В ходе обучения учащиеся учатся общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.
Таким образом, изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть обеспечено лишь при условии реализации на практике соответствующей целенаправленной методики, рассматривающей множество проблем начального курса математики, одной из которых является формирование понятий об арифметических действиях: сложении, вычитании, умножении, делении. Изучение конкретного смысла последних двух представляет определенную сложность для учащихся начальных классов.
Результаты психолого-педагогических исследований, проведенных под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, явились основанием для создания на их базе ряда авторских курсов математики для начальных классов (И.И. Аргинской, С.И. Волковой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, А.М. Пышкало и др.). В них современные ученые-методисты исследуют вышеназванную тему и высказывают свои точки зрения на ее раскрытие в начальном курсе математики. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет программа обучения математике, разработанная под руководством Н.Б. Истоминой. Она направлена на умственное развитие учащихся, поэтому имеет свои отличительные особенности. В соответствии с этим авторским курсом в процессе формирования понятий об умножении и делении Н.Б. Истомина предлагает использовать «новые методические подходы, в основе которых лежат идеи изменения признаков предметных, вербальных, графических, символических моделей, установление соответствия между ними, выявление закономерностей и различных зависимостей».
Такие подходы находят отражение в системе своеобразных учебных заданий, в процессе выполнения которых школьники овладевают общими способами действий и учатся осознанно контролировать их.
Нетрадиционным способом происходит разъяснение смысла умножения и деления в авторском курсе математики начальных классов Л.Г. Петерсон, разработанном под руководством Н.Я. Виленкина. Эти известные педагоги предлагают «строить уроки таким образом, чтобы дети не получали знания в готовом виде, а «открывали» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, в ходе поиска ответа на вопрос» в этом заключается основа данного курса — деятельностный метод.
Л.Г. Петерсон считает раскрытие конкретного смысла умножения и деления первостепенным по значимости вопросом, рассматриваемым в учебниках математики для 2 класса. Его изучению Л.Г. Петерсон уделила особое внимание.
Во-первых, надо отметить, что в соответствии с нетрадиционной задачей курса — обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира — своеобразно и введение нового понятия. «Теоретический вывод, по словам методиста, является итогом блока заданий, подводящих детей к открытию нового знания» [13] этот вывод должны сформулировать на уроке сами дети.
Итак, рассмотрев точки зрения современных методистов на исследуемую проблему переходим к выводу, что изучение конкретного смысла умножения и деления — одна из центральных тем курса математики начальных классов, требующая пристального внимания со стороны методической науки.
Объект исследование – процесс обучения математике в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – методические основы обучения табличного умножения и деления.
Цель исследования – изучить специфику работы по изучению табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать программу обучения математики в начальной школе 8 вида.
3. Разработать систему упражнений и заданий по обучения табличного умножения и деления в школе 8 вида
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Образование сегодня — важный фактор управления изменениями в обществе. Его рассматривают не как механизм защиты населения, а как инвестиции в будущее. В современную эпоху социально-политического развития России меняется отношение и к специальному образованию, в его места и роли в обществе, способствует преодолению стереотипов в понимании проблем обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Изменения, которые происходят в обществе, требуют существенного обновления системы специального образования, его формы и содержания, введения новых педагогических подходов и инновационных технологий, о чем подчеркивается в Концепции государственного стандарта специального образования детей с особыми потребностями.
Интеграция детей с особыми потребностями в общество невозможна без овладения ими системой доступных математических знаний, умений и навыков, которые необходимы им в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучая учеников коррекционной школы математики, следует учитывать, что усвоение ими математического материала не должно иметь характер механического заучивания. От предметно-наглядной основы необходимо переходить к формированию математических понятий, учить детей доступных обобщений и на их основе выполнять практические работы.
Математика, как свидетельствуют практика и специальные исследования, относится к предметам, которые в наибольшей степени способствуют коррекции и развития логического мышления. Именно в процессе рассуждений, в поисках путей правильных ответов и решений тех или иных задач ученики вспомогательной школы учатся устанавливать логические связи между вопросом и данными, выражать математическим языком ситуации, изложенные в условии арифметических задач и задач. При этом они овладевают определенными мыслительными операциями, которые необходимо выполнить для получения правильного ответа на вопрос, — анализом, синтезом, сравнением, обобщением и тому подобное.
Овладения вычислительными навыками и умениями – умножения и деления длительный процесс, который требует от учителя значительных усилий, требует обращать внимание на уровень усвоения того или иного материала, на каждом шагу закреплять навыки и совершенствовать их, постоянно усложняя и разнообразя задания для детей.
Арифметические действия умножение и деление сопровождают школьника начиная с 3-го класса и до окончания школы. Вычислительные навыки и умения являются непременным аспектом нашей повседневной жизни, ведь в любой сфере деятельности человек сталкивается с цифрами, числами и операциями над ними.
С целью предупреждения переутомления учителю следует применять большое количество разнообразных наглядных пособий по изучению умножению и делению, устраивать различные формы работы на уроке. В начальных классах учитель может осуществлять межпредметные связи, проводя интегрированные уроки, всесторонне раскрыв ученикам необходимость быстрого и правильного осуществления операций над числами.
В данном исследовании раскрыто способы обучению умножению и делению, подано приемы формирования вычислительных навыков умножения и деления.
Проблема по обучению умножению и делению в коррекционной школе является довольно распространенным и сложным для овладения явлением. И самое качественное усвоение этим материалом кардинально меняет отношение ребенка к математике и ее составляющих.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты обучения математики в школе VIII вида

1.1. Цель и задачи обучения математике в школе VIII вида
Главная задача коррекционной школы — коррекция недостатков познавательной сферы, сложных отклонений в эмоционально-волевой сфере, развитие речи, физическое оздоровление детей, формирование у них умения участвовать в производительном труде, оптимальное включение в социальную среду после ее окончания. Школа призвана дать умственно отсталым учащимся систему знаний, умений навыков по основным учебным дисциплинам, которые помогут им овладеть трудовой профессии и адаптироваться к общественной среде, стать по возможности социально активным и полезным его членом. Но овладение любой профессией невозможно без наличия системы математических знаний, умений и навыков. Поэтому математика как учебная дисциплина занимает исключительно важное место в учебно-воспитательном процессе данного заведения. Несмотря на определенную сложность для усвоения она играет ведущую роль среди других учебных дисциплин, изучаемых в данном заведении [10].
Процесс обучения математике детей со стойкими интеллектуальными недостатками являются одним из самых сложных в коррекционной педагогике, ведь система математических знаний базируется на достаточном развитии таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.п., что повреждены в них в наибольшей степени. Объективно умственно отсталые могут учиться, хотя их возможности в данном плане не такие, как у детей с нормальным психофизическим развитием, но они способны овладеть материалом примерно на уровне учеников младших классов общеобразовательной школы. Реализовать эти возможности они могут только в условиях специально организованного обучения и при наличии постоянного целенаправленного воздействия со стороны педагога. А педагог, в свою очередь, для того, чтобы сформировать у них систему математических знаний, должен знать основные методы, приемы, формы организации учебного процесса на уроках и во внеурочное время. Их разработкой и обоснованием и занимается такая наука, как методика преподавания математики [15].
Специальная методика преподавания математики — педагогическая наука, которая определяет цель, содержание, методы, формы и средства передачи умственно отсталым школьникам математических знаний, реализует воспитанные и коррекционно-развивающие аспекты обучения в процессе ее преподавания. Слово «методика» происходит от греческого «metodos», что означает путь или способ познания. Специальная методика математики является педагогической наукой, своей целью ставит вооружение учителя коррекционной школы методами и приемами формирования математических знаний у умственно отсталых школьников, определение основных направлений его работы, трудностей, которые могут возникнуть на этом пути, а педагог, в свою очередь, творчески подходит к их реализации, учитывая индивидуальные возможности и способности каждого ученика [14].
Круг вопросов, которые решает методика, достаточно широк. Среди них можно выделить такие, как [18]:
• научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений у учащихся с устойчивыми интеллектуальными отклонениями;
• определение содержания фактического материала, необходимого школьникам для овладения профессиональными знаниями и умениями;
• разработку и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
• использование процесса обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся коррекционной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
• воспитание в них целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, чувства взаимопомощи и тому подобное.
Обучение математике детей с устойчивыми интеллектуальными отклонениями требует решения триединой задачи: общеобразовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной.
Общеобразовательная цель предполагает формирование у школьников системы элементарных математических понятий (о натуральном числе, количество, последовательность, натуральный ряд чисел, ноль, геометрические фигуры, именуемые числа и т.д.) и на их основе развитие [7]:
— Навыков: пространственных измерений, чертежи геометрических фигур, устных и письменных вычислений;
— Умений выполнять четыре арифметических действия с целыми и дробными числами, решать простые и составные (на три-четыре действия) арифметические задачи, на практике использовать знания о метрическую систему мер, меры времени, ориентироваться в окружающей среде на основе развития количественных, временных и пространственных представлений;
— Представлений об основных величинах (длину, массу, площадь, объем, время и т.д.), о мерах и их соотнесение, плоские и объемные геометрические фигуры и тела.
Математические знания и навыки усваиваются в определенной последовательности. Системность — характерная особенность математики, поскольку любые математические знания, умения и навыки опираются на предыдущие и выступают основой для последующих. Принципа системности должно быть подчинено и методический распределение материала: постепенный переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. Выполнение этих правил поможет ученикам предотвратить механическому заучиванию учебного материала по математике в коррекционной школе на уроках математики решается и специфическое коррекционно-развивающее задание, которое обусловлено особенностями психофизического развития детей, которые там учатся. Их суть заключается в исправлении недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся. Обучение математике — это процесс, при котором происходит коррекция имеющихся психофизических отклонений и всестороннее развитие ребенка-олигофрена [22].
На уроках математики широко используется наглядный материал, работа с предметами окружающей действительности. Организация работы по формированию математических знаний на основе деятельности с предметами решает задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и словесно-логического, абстрактного мышления этих детей.
Для того, чтобы решить арифметическую задачу, ученик должен уметь логически мыслить. А поскольку работа с задачами проводится практически на каждом уроке математики, они фактически превращаются в занятия по коррекции и развитию логического мышления школьников: формируется умение выделять в арифметических задачах элементы, решать их по частям и достигать правильного ответа в целом. Таким образом, происходит коррекция таких процессов мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, формируются условия для развития памяти, внимания и т.д. [14].
На уроках математики умственно отсталые школьники учатся наблюдать за предметам и отношениями, сравнивать и сопоставлять их между собой. При этом у них формируется умение замечать, выделять отдельные признаки, определять в процессе их характеристики основные и второстепенные.
Процесс решения задач играет значительную роль в формировании представлений школьников. Работая над их содержанием, дети представляют отраженную предметно-действенную ситуацию, в зависимости между заданными параметрами и искомым. В дальнейшем соотносят договор с вопросом, намечают пути решения поставленной проблемы, план последовательного выполнения действий. Таким образом, решение задачи выступает как результат совместной деятельности представления и мышления. Следует отметить, что такая работа над задачей способствует как развитию мышления с одной стороны, так и творческого воображения, творческих способностей — с другой.
Математика развивает память школьников. Несмотря на то, что в большинстве из них в начале школьного обучения как логическое, так и механическое запоминание недостаточно развито, на этих уроках они изучают правила, математические формулы, свойства геометрических фигур, зависимости и тому подобное. Поскольку математический материал тесно связаны между собой, изучению следующего возможно только на основе запоминания и осознание предыдущего. Все это положительно влияет на развитие механического и логического запоминания, кратковременной и долговременной памяти.
Мышление неразрывно связано с речью. На уроках математики ученики учатся принимать математическую терминологию, знакомятся с новыми словами, учатся кратко выражать свои мысли. Благодаря четкому соблюдению последовательности изложения материала в них формируется умение давать полную вербальную ответ о проделанной работе. Кроме того, учитель на уроках математики учитывает нарушение речи школьников и совместно с логопедом работает с целью их коррекций.
Для умственно отсталых учащихся характер ними является нарушение пространственной ориентации и моторики, причем в большинстве из них наблюдается недоразвитие мелкой дифференцированной моторики рук, что приводит к трудностям овладения навыками письма, чтения, счета. Использование на уроках математики практических работ по лепке геометрических форм, их обводки, рисования, штриховки и т.д. способствует коррекции этих недостатков [10, 14].
Занятия по математике выполняют воспитательную функцию и способствуют развитию и формированию личности умственно отсталых школьников. Они позволяют формировать систему социально ценностных нравственных норм и правил, которые являются общепринятыми в общественной среде, в частности таких навыков и привычек, как точность, аккуратность, трудолюбие, умение преодолевать трудности и т.д. В этом заключается воспитательная задача математики.
Уроки математики призваны реализовать связь обучения с жизнью. На них ученики учатся решать жизненно-практические задачи, которые будут постоянно встречаться после окончания школы. Поэтому школа в целом и уроки математики в частности, призваны дать как можно больше практических знаний, умений и навыков, что способствует решению определенных проблемных ситуаций в процессе вхождения в социальную среду.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы