Курсовая с практикой на тему Обучение младших школьников решению познавательных лингвистических задач.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основные теоретические аспекты значения
лингвистических задач в курсе русского языка на начальном этапе обучения. 5
1.1. Теоретические аспекты
понятия «лингвистические задачи». 5
1.2. Структурные особенности и
содержание лингвистических задач. 10
2. Методические аспекты обучения учеников 3-4 классов решению лингвистических
задач на уроках русского языка. 15
2.1. Особенности включения
лингвистических задач в уроки русого языка. 15
2.2. Методика обучения ярешению
лингвистических задач. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
Лингвистическая задача с точки
зрения педагогики и психологии является одним из важнейших факторов повышения
познавательной и практической активности учащегося на уроках русского языка.
Применение лингавистических задач в процессе обучения позволяет углубить
знания, расширить границы их использования, позволяет освоить наиболее
рациональные способы умственной деятельности, повышает интеллектуальную
активность.
Однако в традиционной системе
изучения русского языка решение проблем не является ведущим методом
преподавания. Причиной этого является обсуждение ряда вопросов в области теории
языковых задач.
Исследованиями в области
лингвистических задач и методов их решения занимались Ф. Х. Абраменко, Бодуэн-де
Куртане, И. В. Гаврилова, Н. И. Корф, и другие ученые.
Несмотря на имеющиеся
исследования, вопрос о лингвистических задачах в современной науке, а также о
методологии их воспроизведения, остается спорным в лингводидактике. У ученых до
сих пор нет единого понятия языковой задачи, существующие классификации языковых
задач построены по разным причинам и имеют различное количество видов задач, а
вопросы методики подготовки их решения еще плохо изучены.
Все это обуславливает
актуальность данной темы исследования. Однако, считаем, что лингвистические
задачи должны быть неотъемлемой частью занятий по русскому языку, так как
содержат мощный развивающий потенциал. Решение лингвистических задач требует
использования различных мыслительных операций, тем самым активизирует познавательную
деятельность, создает условия для непроизвольного обогащения памяти, позволяет
преодолеть привычный стереотип мышления.
Объектом исследования
становится учебный процесс по русскому языку в рамках обучения решения
лингвистических задач.
Предмет исследования — методика
обучения решению лингвистических задач на уроках русского языка.
Цель исследования — обосновать
методику обучения учеников начальных классов решению лингвистических задач на
уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к
понятию «лингвистические задачи»,
2. определить структурные
особенности и содержание лингвистических задач на уроках русского языка в 3-4 классах,
3. определить методические
аспекты обучения учеников решению лингвистических задач на уроках русского
языка.
Методы исследования: анализ и
систематизация научной литературы по теме исследования, обобщение передового
педагогического опыта, синтезирование основныех методических подходв к
выработке умений и навыков у учеников 3-4 классов решать лингвистические
задачи.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что предложенная методика обучения учеников
3-4 классов решению лингвистических задач на уроках русского языка может быть
адаптирована и для учеников начального и среднего звена с целью выработке у
учеников умений и навыков в их решении.
Структура исследования. данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Жанр
лингвистической задачи является универсальной образовательной формой. Задания
могут быть использованы на любом этапе урока и во внеурочной деятельности: в
начале урока для активизации внимания и мышления, в середине для расслабления,
в конце для подведения итогов, а также могут быть предложены в качестве
домашнего задания. Для решения задач ученикам не нужны специальные знания. Это
позволяет работать с учениками, имеющими разный уровень подготовки по русскому
языку и литературе. Учитель обязан освоить и понять место, количество и функцию
задач, включенных в учебный процесс. Систематическое обращение к этой форме
обучения поможет получить тот результат, к которому идет учитель-это ученик,
который имеет представление о принципах построения языка, умеет обращаться с
текстом и создавать творческие грамотные речевые произведения. Лингвистическая
задача, как частный случай филологических задач, направлена на понимание,
осмысление и интерпретацию языкового материала, которым может быть как слово,
так и высказывание, а чаще всего текст.
Особенности данного учебного
жанра проблемы делают ее весьма перспективной в школьной практике преподавания
русского языка и литературы.
При использовании
лингвистических задач и целевой формы изложения учебного материала важно, чтобы
ученик не только нашел правильный ответ, но и смог сформулировать ход решения,
проговорив или записав его. Благодаря построению индуктивно-дедуктивных и
дедуктивно-индуктивных конструкций при переходах от частного к общему и от
общего к частному, участвующие в этом занимательном процессе обучения формируют
логические схемы мышления, развивают потребность в знаниях и саморазвитии. И
это создает условия для формирования успешности ученика в современной школе
Конечно, когда мы
противопоставляем задания упражнениям, работе с правилом, написанию диктанта и
презентаций, мы подчеркиваем, что жанр задания не должен быть единственным или
даже основным. Задания должны гармонично вписываться в учебник и учебный процесс,
представлять собой особый тип дидактического материала и регулярно появляться
на уроках русского языка, литературы и истории. Поэтому на современном этапе
развития методики преподавания русского языка и литературы важно создать
филологический задачник.
Безнадежно искать старое
в новом, путь познания состоит в том, чтобы найти новое в старом.
Филологические задания формируют познавательный интерес к филологии, служат
развитию вербального мышления и становятся стимулом для учеников к творческой
деятельности.Жанр лингвистической задачи — универсальная учебная форма. Задачи
можно использовать на любом этапе урока и во внеурочной деятельности: в начале
урока для активизации внимания и мышления, в середине для разрядки, в конце для
подведения итога и также можно предложить в качестве домашнего задания. Для
решения задач школьникам не нужны специальные знания. Это позволяет работать с
учениками, имеющими разный уровень подготовки по русскому языку и литературе.
От учителя требуется
мастерство и понимание места, количества и функции задач, включаемых в учебный
процесс. Систематическое обращение к такой форме обучения поможет получить
результат, к которому идет учитель, — это ученик, который имеет представление о
принципах строения языка, умеет обращаться с текстом и создавать творческие
грамотные речевые произведения. Лингвистическая задача, как частный случай
филологических задач, направлена на понимание, осмысление и интерпретацию
языкового материала, в качестве которого может выступать как слово, так и
высказывание, а чаще всего текст.
Особенности учебного
жанра задачи делают его весьма перспективным в школьной практике преподавания
русского языка и литературы.
В использовании
лингвистических задач и задачной формы предъявления учебного материала важно,
чтобы обучающийся не только нашел правильный ответ, но и смог сформулировать
ход решения, проговорив или записав его. Благодаря построению
индуктивно-дедуктивных и дедуктивно-индуктивных конструкций в переходах от
частного к общему и от общего к частному у вовлеченного в этот занимательный
процесс обучения формируются логические схемы мышления, вырабатывается
потребность к познанию и саморазвитию. А это создает условия для формирования
успешности ученика в современной школе
Конечно, противопоставляя
задачи упражнениям, работе с правилом, написанию диктантов и изложений, мы
подчеркиваем, что жанр задачи не должен быть единственным и даже основным.
Задачи должны гармонично вписываться в учебник и учебный процесс, представлять
собой специальный вид дидактического материала и регулярно появляться на уроках
русского языка, литературы, истории. Поэтому на современном этапе развития методики преподавания русского
языка и литературы является актуальным создание филологического задачника.
Бесперспективно искать старое в новом, путь познания — находить новое в старом.
Филологические задачи формируют познавательный интерес к филологии, служат
развитию вербального мышления и становятся стимулом для школьников к творческой
деятельности.
Фрагмент текста работы:
1.
Основные теоретические аспекты значения
лингвистических задач в курсе русского языка на начальном этапе обучения 1.1.
Теоретические аспекты понятия «лингвистические задачи» Лингвистическая задача противопоставляется математическим,
физическим и другим проблемам, то есть это своего рода проблема.
Лингвистическая проблема не похожа на математическую или физическую проблему,
точно так же, как лингвистика не похожа на математику или физику, а гуманитарные
науки не похожи на точные или естественные науки. Итак, объектом математических
задач являются величины, количественные отношения, пространственные формы,
объектом физических-свойства и структура материи, формы ее движения, изменения.
Лингвистические задачи-это прежде всего лингвистические задачи, задачи по
определению языковых связей, отношений и зависимостей, поскольку
лингвистика-это наука о языке. Как видим, перечисленные типы задач различаются
по предметной области, содержание которой придает задаче свою специфику и
выделяет ее как тип. Лингвистическая задача обычно содержит элементы,
характерные для любой задачи: предмет, условие и требование задачи. Как и
математическая задача, она может иметь одно или несколько решений и может быть
разделена на подзадачи, поскольку решение включает в себя два или более
действий. Наличие двух или более действий при решении задачи обусловлено
характером задачи, сложной мыслительной деятельностью (отбор, сравнение, анализ
языковых явлений и т.д.), необходимой для ее решения [12].
Решение задачи — это пошаговое выполнение серии действий
(обычно от двух до семи), которая представляет собой лингвистическое
рассуждение, анализ, сравнение, поиск, преобразование, моделирование,
алгоритмическую цепочку действий и т. д.
Еще в
1912 году русский лингвист, классик мировой науки И. А. Бодуэн де Куртенэ
протестовал против механистического подхода к преподаванию