Курсовая с практикой на тему Обучение младших школьников решению нестандартных задач.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ. 6
1.1. Развитие младших школьников на уроках
математики. 6
1.2. Роль решения задач в обучении младших
школьников. 8
1.3. Задача, виды задач, нестандартные задачи. 27
1.4. Общие вопросы методики обучения решению задач. 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ. 36
2.1. Организация и методики исследования. 36
2.2. Результатов экспериментального исследования. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ. 51
Введение:
Актуальность темы. Школа сегодня стремительно трансформируется,
стараясь идти в ногу со временем. Главное изменения в обществе, которые влияют на
ситуацию в сфере образования, ускоренные темпы развития. Итак, школа должна подготовить
ученики той жизни, о которой она сама еще не знает.
Именно поэтому сегодня мы говорим о стандартах второго поколения
(ФГОС): «Важно не только давать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний
и навыков в рамках учебных дисциплин, а также вооружить его такими универсальными
методами действия, которые смогут помочь ему постоянно развиваться и совершенствоваться
в изменяющемся обществе».
То есть наиболее важной задачей современной системы образования
является формирование определенных «универсальных образовательных действий», которые
обеспечивают компетенцию «учить учиться».
«Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном
стандарте, является: целостное развитие личности в системе образования.
Это обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных
образовательных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельной успешной
ассимиляции новых знаний, навыков и компетенций, в том числе организации ассимиляции,
то есть обучения навыкам.
Более того, знания, умения и навыки рассматриваются как производные
соответствующих типов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются
и хранятся в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Это достигается благодаря сознательному, активному усвоению учащимися
социального опыта. Качество усвоения знаний определяется разнообразием и характером
типов универсальных образовательных действий»
Математика является одним из основных предметов.
Общеобразовательная школа: она обеспечивает изучение других дисциплин.
Развитие логического мышления учащихся в преподавании математики и способствует
усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические и математические навыки необходимы
для подготовки школьников.
Кроме системы типовых задач, решать которые обязан уметь
каждый ученик, в обучении все чаще стали
встречаться и такие задачи, которые не укладываются в эту систему.
Их в методической литературе называют
нестандартными (нетиповыми).
Анализ опыта работы в школе показывает, что нестандартные
задачи находят все более частое
и широкое применение в обучении математике.
Разработанность
проблемы
Данную проблему изучали такие исследователи как: Баврин И.
Л., Байрамукова П. У., Ведилина Е. А., Герасимова Н. А., Гингулис
Э. Ж., Гороховская Г. Г., Дорофеев Г. В.
Объект исследования: обучение младших школьников.
Предмет исследования: обучение младших школьников решению нестандартных задач.
Цель исследования: проанализировать особенности обучения младших школьников решению нестандартных
задач.
Гипотеза исследования:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогический
аспект развития учащихся младших классов
2. Изучить задачи, виды задач, нестандартные
задачи
3. Проанализировать роль решения задач
в обучении младших школьников
4. Изучить общие вопросы методики обучения
решению задач
5. Рассмотреть методику обучения младших
школьников решению нестандартных математических задач
6. Привести примеры нестандартных задач
и их решение
Методы исследования: анализ источников литературы, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ, младшие школьники.
Практическая значимость исследования: работа может быть использована учителем на практике.
Апробация результатов исследования:
Структура курсовой
работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Включение нестандартных задач в содержание обучения начальной математике в качестве средства
реализации ее развивающего потенциала, желание и
готовность учителей шире использовать их в своей практике.
При решении нестандартных задач мыслительная деятельность совершается в виде последовательного ряда этапов:
— этап усвоения содержания, осмысления условия задачи.
— этап составления плана решения задачи.
— этап практической реализации намеченного плана.
— этап проверки решения
задачи.
При решении нестандартных задач на этапе
усвоения содержания, осмысления условия задачи рекомендуется использовать такие методы как:
— Определить в
задаче данные и искомое.
— Зарисовать, либо сделать чертёж или таблицу по условию задачи.
— Актуализировать знания о уже решённых
аналогичных задачах, и опираться на них
при решении данной задачи.
На этапе составления плана решения задачи необходимо:
— Определить тип задачи,
привести её к ранее решенным
задачам.
— Упростить задачу, убрав всю лишнюю и ненужную информацию, переформулировать условие.
— Заменить описание понятий, если это возможно,
соответствующими терминами.
— Разбить задачу на несколько вспомогательных задач, при последовательном решении которых образуется решение данной задачи.
На этапе практической реализации намеченного плана нужно придерживаться советов, которые касаются
выбора способа оформления решения, при котором фиксируются рассуждения достаточные для полного решения
задачи, в ясной и краткой
форме. Происходит проверка
правильности решения задачи путём сравнения
с условием.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
1.1. Развитие младших школьников на уроках математики Учитывая психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и
характер их математической деятельности, можно предположить, что в самой большой
степени сформированы те способности, которые построены из свойств когнитивных
психических процессов.
В основе теоретической модели структуры математических способностей у
учащихся младшего школьного возраста заложены психические характеристики – особенности:
— восприятия,
— памяти,
— мышления,
— воображения в процессе овладения математическими знаниями.
В.А. Онищук предложил универсальную структурную модель обучения, которая
объединяет следующие ключевые компоненты:
— восприятие,
— понимание,
— запоминание,
— обобщение,
— систематизация знаний
Система математических способностей у учащихся
младшего школьного возраста
включает в себя следующие структурные
компоненты:
— способность к восприятию математического материала;
— способность к пониманию математического материала;
— способность к обобщению математического материала;
— способности для математического мышления;
— способность к запоминанию математического материала;