Курсовая с практикой на тему Обучение младших школьников рефлексии учебной деятельности как педагогическая проблема.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Учебная деятельность в начальной школе. 5
1.1. Сущность и структура деятельности в
психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Особенности учебной деятельности младших
школьников. 9
Глава 2. Обучение рефлексии учебной
деятельности в начальной школе. 14
2.1. Сущность рефлексии учебной деятельности в
начальной школе. 14
2.2. Педагогические технологии, методы и приёмы
обучения младших школьников рефлексии учебной деятельности. 21
Заключение. 31
Список литературы.. 33
Введение:
Актуальность
исследования. Сегодня является актуальным
становление и развитие ученика как субъекта учения, способного к анализу и
оценке собственной деятельности. при обучении младших школьников особое
внимание уделяется учебной деятельности, которая является для них ведущей.
Все это
свидетельствует о важности изучения того, какова специфика обучения младших
школьников рефлексии учебной деятельности в контексте дидактики и педагогики.
«На выявление специфики кооперативного аспекта
рефлексии направлены работы Н.Г. Алексеева, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, Г.П.
Щедровицкого и др. Эти исследования имеют прямое отношение к психологии
управления и ведутся в таких пограничных с ней прикладных науках и областях
практики, как педагогика, проектирование, дизайн, эргономика, спорт. При этом
рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как
его «выход» во внешнюю позицию, но особенности обучения младших школьников рефлексии учебной
деятельности сегодня изучены недостаточно. Этим определяется актуальность
работы.
Таким
образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью выявления
особенностей обучения младших школьников рефлексии учебной деятельности как
педагогической проблемы и их недостаточной изученностью.
Это позволило
сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении особенностей
обучения младших школьников рефлексии учебной деятельности как педагогической
проблемы.
Цель:
осуществить теоретический анализ процесса изучить особенности обучения младших
школьников рефлексии учебной деятельности как педагогической проблемы.
Объект:
обучение младших школьников рефлексии учебной деятельности младших школьников,
Предмет
исследования: обучение младших школьников рефлексии учебной деятельности как
педагогическая проблема.
Задачи:
1. Выявить
сущность и структуру деятельности.
2. Выявить и
описать сущность учебной деятельности младших школьников.
3.
Охарактеризовать рефлексию учебной деятельности.
4. Описать
педагогические технологии, методы и приёмы обучения младших школьников
рефлексии учебной деятельности.
Объект:
рефлексия учебной деятельности.
Предмет
исследования: анализ процесса обучения младших школьников рефлексии
учебной деятельности как педагогическая проблема.
Методы
исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме
исследования.
Теоретическая
значимость:
Практическая
значимость:
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
В результате
написания данной работы была достигнута ее цель − осуществить теоретический
анализ процесса изучить особенности обучения младших школьников рефлексии
учебной деятельности как педагогической проблемы.
Была выявлена сущность и структура деятельности.
Выявлена и
описана сущность учебной деятельности младших школьников.
Охарактеризована
рефлексия учебной деятельности.
Описаны
педагогические технологии, методы и приёмы обучения младших школьников
рефлексии учебной деятельности. Под рефлексией понимается обращение индивида к
его внутреннему миру, к опыту, мышлению, деятельности, переживаниям, то есть ко
всему, что он видел, слышал, делал; основа самоидентификации человека;
способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и
деятельность, то есть рефлексия выступает как контроль и самооценка;
самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных
способностей (умений, навыков). Суть
рефлексии обучающихся начальной школы заключается: в осознании того, что было
сделано; в возможности задуматься над повышением качества работы; а в отношении
учебной деятельности – в анализе собственного процесса учения. На этапе
начального обучения младший школьник должен овладеть такими рефлексивными
умениями учебной деятельности, как: самоконтроль (самоанализ и самокоррекция);
самооценка.
Успешность обучения учащихся начальной школы
определяется уровнем развития у них учебной рефлексии. Уровень развития
рефлексии, в свою очередь, определяется уровнем развития контрольно-оценочных
(ориентироваться на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, выражать
оценочные суждения) умений и навыков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Учебная
деятельность в начальной школе
1.1. Сущность и структура деятельности в
психолого-педагогических исследованиях Деятельность – это обучающее и воспитывающее воздействие педагога
на учащегося, направленное на его интеллектуальное, личностное и деятельностное
развитие, одновременно выступающее как основа его самосовершенствования и
саморазвития. Спецификой педагогической деятельности является то, что она имеет
особенный объект. В качестве объекта труда педагога выступает личность
развивающегося человека. Орудием педагога выступают его знания и умение
передать эти знания учащимся [12,с.54].
Среди современных разработчиков теории
рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю.
Степанова. В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как
мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную
функцию для всей системы, а рефлексивные процессы — как «процессы третьего
порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные,
волевые, мотивационные, а второго порядка — синтетические и регулятивные).
Определение деятельности в психологии
подразумевает активную работу человека, направленную на объект. В ходе этой
деятельности происходит достижение поставленной цели и удовлетворение
потребности. В данной статье вы узнаете, что включает в себя деятельность, ее
специфику и характеристику.
Впервые теория о деятельности появилась в 1940 году, а ее
создателем стал ученый В.В. Леонтьев. В его понимании «деятельность»
представляет собой систему активных действий, с помощью которых можно
удовлетворить свои потребности. Таким образом, любая деятельность имеет
содержание, мотив и полностью реализуется индивидом.