Курсовая с практикой Педагогика/Психология Литературное чтение

Курсовая с практикой на тему Обучение младших школьников к восприятию лирических произведений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИЯТИЮ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 7
1.1. Понятие о лирике 7
1.2. Жанры лирики 8
1.3. Методика изучения лирических произведений 14
Выводы к первой главе 23
ГЛАВА ІІ. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИЯТИЮ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 24
2.1. Начальный уровень умения воспринимать лирическое произведение 24
2.2. Система работы по обучению младших школьников восприятию лирических произведений 25
Выводы к второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Привлечение младших школьников к художественной литературе как к искусству слова, развитие и воспитание учащихся ее средствами — одна из важных и сложных проблем современной школы. Искусство слова позволяет раскрывать перед учащимися богатые художественно-познавательные возможности, обучать школьников воспринимать через литературное произведение окружающий мир, получать от чтения глубокое эстетическое наслаждение.
Основной целью курса «Чтение» в начальной школе является «формирование первооснов читательской культуры младших школьников, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, развитие личности ребенка средствами художественного слова». Особое значение придается формированию полноценного восприятия, понимания и воспроизведения художественного, художественно-познавательного текста школьниками, развития у них соответствующих учебных, читательских и речевых умений, эмоционально-чувственной сферы, образного мышления, а также умений выражать элементарные оценочные суждения относительно прочитанного, обосновывать свою позицию.
Оценочная деятельность на уроках чтения должна заинтересовывать учеников художественным материалом, способствовать атмосфере непринужденности на уроке, творческому подходу к анализу произведения, обеспечению эмоционально-эстетического восприятия произведений художественной литературы, развития художественного (образного) мышления, комплексному воздействию искусства слова на развитие эстетических потребностей школьников.
Большое внимание при этом уделяется проблеме литературно-художественного развития детей в процессе постижения лирики, т.е. обучению младших школьников основам художественного восприятия лирических произведений. Это внимание обусловлено природой лирического стихотворения, которое представляет собой поэтический образ эмоций, связанных с духовной жизнью человека. Соответственно, художественное, т.е. адекватное, восприятие таких произведений обогащает жизнь детей сильными эмоционально-эстетическими впечатлениями; пробуждает и поддерживает у них интерес к чтению лирики; раскрывает перед ними красоту внутреннего мира духовно богатой личности; способствует интенсивному формированию у младших школьников системы эстетических и этических ценностей.
Особую роль работа по приобщению к художественному восприятию лирики приобретает в наше время, когда спонтанное развитие младших школьников в интересующей нас области затруднено в силу того, что повсеместное распространение массовой, внешне эффектной, аудио и видеопродукции становится преградой на пути детей к поэтическому слову.
Успешность развивающего обучения в начальной школе обусловлена с точки зрения современной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) его специфическим содержанием. Оно заключается в обучении детей «постигающему» (В.В. Давыдов) мышлению, которое проявляет себя через различные способы проникновения в сущность предмета — т.е. науку, право, мораль, искусство, художественное восприятие и др.
Приобщение детей к художественному восприятию лирического произведения в соответствии с теорией развивающего обучения должно включать в себя два неотъемлемых друг от друга момента:
1. Постижение наиболее существенных свойств лирического произведения.
2. Освоение наиболее органичных приемов художественного восприятия лирического произведения.
Этим условиям в значительной мере отвечает то направление в интересующей нас области педагогики, которое представлено И.З. Белобровцевой, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, В.А. Левиным, Л.Е. Стрелыдовой и Н.Д. Тамарченко. В то же время, эти исследователи, выделяя наиболее существенные свойства лирического произведения и наиболее органичные приемы его постижения, не учитывают ряд важнейших положений эстетики лирического творчества, поэтики лирического стихотворения, общей и возрастной психологии художественного восприятия, что приводит к недостаточной эффективности разработанных ими систем развивающего обучения.
Этим обусловлена актуальность предпринятого нами исследования.
Его цель заключалась в том, чтобы выяснить теоретические и методические основы обучения школьников к восприятию лирических произведений.
Объект исследования — литературно-художественное развитие младших школьников в процессе восприятия лирических произведений.
Предмет исследования — процесс художественного восприятия лирических произведений у младших школьников.
Задачи исследования заключались в том, чтобы: выявить наиболее существенные с точки зрения педагогики свойства лирического произведения и приемы художественного восприятия лирики; исследовать и специфику процесса художественного восприятия лирических произведений у младших школьников; разработать принципы обучения младших школьников художественному восприятию лирики и методику обучения детей этой эстетической деятельности.
Методологические основы исследования: психолого- педагогическим фундаментом служила теория Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в которой обосновываются как содержание, так и соответствующие ему принципы развивающего обучения. Теоретико-эстетической базой работы стала концепция словесного творчества и художественного восприятия М.М. Бахтина, считающего эти виды эстетической деятельности диалогом, который идет с одной стороны, между автором и героем произведения, а с другой — между автором и читателем. В области детской читательской психологии основополагающее значение для нас имела работа Л.И. Беленькой, посвященная специфике художественного восприятия у младших школьников.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблемам исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальная и коллективная беседа с детьми; естественный эксперимент; педагогический эксперимент; анализ продуктов детского творчества; качественный и статистический анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в МБОУ СОШ 3 п. Раздольное.
Новизна и теоретическая значимость исследования. В работе предложена система развивающего обучения младших школьников (9-10 лет) художественному восприятию лирики, основанная на новом подходе к лирическому художественному образу, процессу художественного восприятия лирики, возрастным особенностям этой эстетической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается прежде всего в том, что в нем рассматривается методика, позволяющая детям реализовать свой читательский потенциал в области художественного восприятия лирики. Эта методика в развивающих целях может быть также применена в литературных кружках и кружках общеэстетического воспитания. Материалы исследования могут быть использованы при разработке пособий по чтению в начальной школе, программ для колледжей и вузов, которые готовят учителей начальных школ.

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лирика — род литературы, в произведениях которого отображаются чувства, мысли людей, вызванные определенными событиями или обстоятельствами жизни. Специфика лирики проявляется в том, что в ней действительность отображается не путем рассказа о событиях, происходящих с людьми, а путем передачи мыслей, чувств, переживаний, в лирике видим единство мысли и чувства.
Одной из главных задач уроков чтения является приобщение детей к миру поэзии, знакомство их с стихотворной речью как своеобразным типом языка.
В начальных классах изучается немало стихотворных произведений, но особое место занимают лирические стихи. Как показывает практика, работа над ними вызывает значительные трудности у младших школьников. Это объясняется в первую очередь специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы. Привлечение детей к активному творческому поиску при изучении лирических произведений, целенаправленная работа над выразительностью их чтения принесет детям радость и удовольствие, сделает методику чтения лирических стихотворений более совершенной.
Для того, чтобы выяснить представление у учащихся о лирических произведениях был проведён констатирующий эксперимент. В нем участвовали 16 учеников 1а класса п. Раздольное Приморского края. Исследование проводилось в ноябре 2019 года.
При составлении диагностической работы на определение уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками мы использовали методику М.П. Воюшиной.
Анализируя результаты входной диагностики, можно отметить, что большинство обучающихся дают точную эмоциональную реакцию, способны видеть и передавать динамику эмоций. Уровень литературного развития достаточно высок.
В конце исследовательского обучения нами было проведено повторное анкетирование учащихся по тем же вопросами, что в начале работы. Результаты опроса показали, что работа была проведена не зря. В ходе итоговой диагностики ответов учащихся на вопросы учителя мы наблюдаем положительную динамику литературного развития школьников. Это может говорить о том, что уровень восприятия лирического произведения повышается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИЯТИЮ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Понятие о лирике
Лирика — род литературы, в произведениях которого отображаются чувства, мысли людей, вызванные определенными событиями или обстоятельствами жизни. Для лирики характерны следующие основные особенности: изображение человека через воссоздание его чувств, переживаний, размышлений; высокая эмоциональность изображенного; интенсивное использование изобразительных средств; краткость изложения художественного материала; стихотворная форма, малый объем.
Однако понятие лирики, мира человеческих чувств, очень широк. Трудно даже перечислить все разновидности лирических произведений; любая песня, в которой выражено любое чувство — любви, радости, печали, восторга, пренебрежения, пиетета, возмущения и т. д.- все это лирика. Лирическая поэзия выступает преимущественно в стихотворной форме. Это изображение внутренних душевных переживаний, мыслей, чувств человека.
Лирике присущ особый строй языка, где имеет свое выражение принцип музыкальности. Лирика — отголосок напевности, мелодичности первоначальной стихов. Язык лирики сохраняет много выразительных категорий музыкальности, в частности в ритмике и мелодике. Музыкальность лирики определяется в особой звуковой инструментовке.
Лирика — особый род литературных произведений. Специфика лирики проявляется в том, что в ней действительность отображается не путем рассказа о событиях, происходящих с людьми, а путем передачи мыслей, чувств, переживаний, в лирике видим единство мысли и чувства.
Явления и предметы, о которых идет речь в лирическом произведении, часто не имеют самодостаточного образного значения, главное в лирическом стихотворении — чувства, мысли, переживания, вызванные этими явлениями и предметами, и переданные автором через систему художественных образов. То же касается и произведений пейзажной лирики, хотя, казалось бы, в таких произведениях поэт ставит своей целью воссоздать те или иные явления и предметы природы. На самом деле и в этом случае природа является лишь средством образного выражения чувств человека.

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы