Курсовая с практикой на тему Обучение методам перспективы на уроках изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ НА
УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЛАДШИХ КЛАССАХ.. 6
1.1. Изобразительное искусство как основной аспект
развития пространственного мышления младших школьников. 6
1.2. Специфика уроков изобразительного искусства. 12
Выводы к главе 1. 16
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ ПЕРСПЕКТИВЫ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 18
2.1. Линейная и пространственная перспектива в рисунке. 18
2.2.
Методика обучения передачи пространства в младших классах. 25
Выводы к главе 2. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ. 39
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Изобразительное искусство — уникальный учебный
предмет, который предоставляет учащимся много возможностей для духовного
самораскрытия, творческого самовоплощения, развития способности к жизненному
самоопределению, дает возможность раскрыть склонности к различным творческим
профессиям: художника, дизайнера, архитектора, фотографа, модельера,
специалиста по компьютерной графики тому подобное. Усваивая такие учебные
понятия, как «композиция», «форма», «цвет», «пространство» и «объем», школьники
учатся создавать образы на уровне переосмысления в эмоционально-эстетическом
ключе представлений об окружающем мире, свободно оперируя цветами, формами и их
сочетанием, линиями.
Изобразительное искусство
в общеобразовательной школе это один из многих предметов, который обращен не
только к разуму ребенка, но и к его сердцу. Здесь чувства ребенка, его эмоции
играют такую же роль, как логическое мышление на уроках математики. Бесспорно,
урок изобразительного искусства тоже требует усвоения определенной совокупности
знаний, умений, но специфика его заключается в том, что это происходит только
из-за чувства ребенка, его переживания.
Искусство — это слияние
мыслей и чувств, оно действует на эмоциональную сферу человека и поэтому
является мощным средством его духовного воспитания. На каких переживаниях и
впечатлениях воспитывается ребенок, таким он и становится: добрым или злым,
корыстным или жертвенным, жестоким или гуманным. Сочувствие, сопереживание —
это большой труд души, а душу нужно воспитывать.
Прочные основы любви к
искусству и пониманию его успешно можно заложить в раннем возрасте, когда дети
воспринимают искусство как нечто органически присуще самой жизни рядом с
солнечным светом, голубизной неба, пением птиц. Ведь именно в это время у
детей, как правило, проявляется активное стремление не только «наслаждаться
красотой», но и самим создавать ее.
Отсутствие четких
представлений о перспективе может стать причиной возникновения у учащихся
чувства неудовлетворенности результатами собственного труда из-за неуверенности
в своих действиях. Поэтому умение самостоятельно изображать явления
действительности с учетом законов перспективы, как при обработке
реалистического изображения (натюрморт, пейзаж, сюжетно-тематическая
композиция), так и при создании фантастических композиций являются
необходимыми.
Объект исследования — выявление условий, способствующих успешному
преподаванию линейной и воздушной перспективы с учетом новейших современных технологий
на уроках изобразительного искусства в младших классах.
Предмет исследования — методы, средства, формы обучения, используемые
при формировании знаний умений, навыков по изображению пространственной и
линейной перспективы на уроках изобразительного искусства в младшей школе.
Цель исследования — сформировать знания, умения, навыки учащихся младших
классов с использованием линейной и пространственной перспективы при различных
видах изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования — использования поэтапных и систематических
знаний по линейной и воздушной перспективе позволит сформировать осознанное
отношение к изобразительной деятельности натюрмортов, пейзажей, портретов.
Задачи исследования:
— изучить состояние
методов и методик, управления изобразительной деятельностью на современном
этапе в средней школе;
— проанализировать
психолого-физиологические возможности учащихся младших классов по восприятию
основных положений линейной и воздушной перспективы;
— осуществить анализ
педагогического опыта по использованию предлагаемых нами методик.
Для развязывания
поставленных задач и достижения цели применены следующие методы исследования:
1. теоретические (анализ
и обобщение психолого-педагогической, физиологической, художественной
литературы по данной проблеме)
2. эмпирические
(наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы,
анализ результатов деятельности, констатирующий эксперимент)
И такие методы обучения:
— геометральный
(использование построения)
— репродуктивный;
— конструирующий;
— творческий (на основе
фантазии, воображения и за памятью).
Структура
исследования. Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ По программе
изобразительного искусства для младших классов дети за три года обучения должны
овладеть элементарными основами реалистического рисунка, приобрести навыки
передачи объектов на плоскости с натуры, по памяти и представлению; научиться
выполнять рисунки с учетом закономерности перспективного сокращения и выявления
объема светотени; различать и передавать основные и дополнительные цвета и их
оттенки. Кроме того, они ознакомятся с приемами и закономерностями композиции
(размещение изображения с учетом формата бумаги, выделение в рисунке главного и
др.). Через всю программу проводится мысль о необходимости эмоционального
отношения к изображению, передачи образной характеристики объекта. Программа
касается и вопросы теории изобразительного искусства. В методических
рекомендациях и пособиях эти вопросы, слиты с материалами о методике
преподавания. Причем основное внимание уделяется именно методике. Недостаточное
знакомство с теорией искусства тяготит преподавания изобразительного искусства.
Учителя начальных классов испытывают потребность в изучении элементарных основ
теории искусства. Все окружающие предметы имеют три измерения: высоту, ширину и
глубину. Изображаются они обычно на плоской поверхности (бумаге, холсте), что
имеет только два измерения — высоту и ширину. Как же передать на плоскости
глубину объекта, или третий его измерение? За период длительного развития
изобразительного искусства были разработаны различные способы передачи пространства
и объема на плоскости. Ныне действующая программа по изобразительному искусству
для средней школы берет за основу один из них — перспективу.
Перспектива — точная
наука, является разделом начертательной геометрии. Она определяет основные
закономерности передачи третьего измерения на плоскости.
Все мы знаем особенности
восприятия глубины объекта нашим зрением. По мере удаления от нас предметы
уменьшаются, а параллельные линии, идущие к горизонту, сходятся. Чем дальше
расположен от нас предмет, тем меньше он нам кажется; наступит такой момент,
когда он превращается в точку. Если смотреть на улицу, что удачную идет, или
рельсы железной дороги, ясно видно сближение параллельных линий при их
удалении. Перспектива определяет закономерности уменьшения предметов и
сближения параллельных линий по мере удаления их от глаза.
В начальных классах,
согласно программе, закономерности перспективы дети изучают только путем
наблюдения ее в натуре. Для того чтобы организовывать такие наблюдения и
научить детей передавать третье измерение на плоскости, учитель должен знать
основные понятия перспективы.
Итак, перспектива
исторически ограниченный способ передачи пространственной информации на
плоскости, она не мертвая схема, а лишь попытка осмысления наших зрительных
впечатлений. Дальнейшая работа по совершенствованию и развитию этой науки
продолжается. Поэтому, излагая основы перспективы, учитель должен помочь
ребенку осмысливать увиденное, передавать третье измерение на плоскости, имея в
виду, что перспектива — живая область знаний, развивается. [25 с.207]
Фрагмент текста работы:
Изобразительное искусство
— уникальный учебный предмет, который предоставляет учащимся много возможностей
для духовного самораскрытия, творческого самовоплощения, развития способности к
жизненному самоопределению, позволяет раскрыть наклонности к различным
творческим профессиям: художника, дизайнера, архитектора, фотографа, модельера,
специалиста по компьютерной графики и тому подобное. Усваивая такие учебные
понятия, как «композиция», «форма», «цвет», «пространство» и «объем», школьники
учатся создавать образы на уровне переосмысления в эмоционально-эстетическом
ключе представлений об окружающем мире, свободно оперируя цветами, формами и их
сочетанием, линиями. Таким образом, изобразительное искусство в
общеобразовательной школе это один из основных предметов который формирует
пространственное мышление у детей.
Нашей стране нужны люди,
которые умеют образно мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех
же действий уничтожает тягу к обучению. Дети лишаются радости открытия и
постепенно могут потерять способность к творчеству. Выделение отдельных
элементов образа позволяют ребенку совмещать детали разных образов, придумывать
новые, фантастические объекты или представления. Овладевая миром вещей и
явлений, дети познают пространственные признаки путем выделения в первую
очередь отношений порядка, то есть путем размещения объектов по отношению друг
к другу, из-за выделения их контура, анализа его особенностей. Выделение
контура дает возможность заново воплотить объект, ограничить его от других,
исследовать его предметные признаки. Именно такие представления служат основным
источником формирования пространственного мышления.
В дальнейшем одной из
фундаментальных особенностей человеческого интеллекта является создание образов
и оперирование ими. Способности к оперированию образами развиты у разных людей
неодинаково и имеют индивидуальный характер. Благодаря этим задаткам человек
способен анализировать, планировать, предвидеть результаты и вносить коррективы
в свои действия. Значение образного мышления возрастает с повышением
теоретического содержания научных знаний во многих видах профессиональной
деятельности человека. Формирование образного и пространственного мышления
является фундаментальной основой, объединяющей различные виды трудовой и
учебной деятельности. Широкое использование пространственного мышления в
различных сферах науки и техники в том числе и в трехмерном компьютерном
моделировании подчеркивает важность данной проблемы. Актуальность темы курсовой
работы объясняется еще и тем, что в формировании этих качеств у учащихся
начальной и среднего звена определяющими являются уроки изобразительного
искусства. В ряде других учебных предметов уроки изобразительного искусства
обеспечивают пропедевтику осуществления деятельности по пространственного мышления
направленного на создание и оперирование пространственными образами. Вопросам
формирования пространственного мышления на уроках изобразительного искусства
занимались Н.Н. Анисимов, Т.Ф. Беляев, В. И. Игнатьев, Н. Кириченко, В.С.Кузин.
Так, за последнее время М.В. Кармазин были исследованы упражнения, как средства
обучения изобразительному искусству [1, с.97], а А.И. Гунина — значение связей
пространственных планов.